прозелиту1. Вопрос о земном покаянии - в рамках этой темы - преждевременный, поскольку под "чревом земли" понимаю то, что еще дальше и глубже, чем чрево человека. И мое мнение нисколько не учение. Лучше назвать текст так: эссе или символическая зарисовка. И не нахожу, чтобы он входил в противоречие...
2. Утверждении ума в сердце проходит в несколько этапов, и на любом из них можно застрять, приняв временное, душевное, еще неочищенное за бесконечное, духовное и чистое... Проблема (я ее называю постоянно) еще в том, что порой под сердцем понимается невесть что. Успокоенный и дисциплинированный ум, справившись с поверхностными страстями-эмоциями, может сойти или втиснуться в околосердечное пространство души. Это зачастую и происходит на умно-сердечном этапе молитвы. И тогда, по мнению горделивого ума, он уже в сердце, и сердце молчит... а благодати не было и нет - и сердце не просто молчит, а ссыхается. Или наоборот, что бывает много чаще, вокруг ума начинают кружить эмоции или еще более грубые (кровяные) силы, и эти кружения также принимаются за сердце. И даже то, что называю "огненным крещением", полностью не преобразует качества ума и души, но открывает и развивает это преобразование.
3. О схождении в чрево и о том, когда оно происходит. Все хорошо и стройно лишь в умственных схемах. Я считаю (и получал на это неоднократно внутренние и внешние подтверждения), что, не утвердившись в сердце и, самое главное, не взыскав сердечную благодать, которая никак не есть кровяное разгорячение и не эмоциональное возбуждение и не абстрактная тишина, сходить в чрево умом преждевременно, поскольку опасно. Когда ум по-настоящему утвердиться в сердце, то он может, одновременно пребывая в сердце, обращаться в другие места (в чрево). И находясь в чреве, он будет пребывать в духовном сердце - под его защитой и под защитой невидимых ангельских сил. Без помощи Божией битва в чреве чревата поражением. Я говорю это на основании своего опыта. Осторожно предположу, что Палама, говоря несколько раз о круговом движении ума, который через силу, исходящую из глаз, направленных на пупок, возвращается в сердце, имел ввиду необходимость этой постоянной связи, в которой главенствует (напоминаю, духовное, а не физическое) сердце и в которой участвует чрево ради победы над силой мысленного зверя на пуповине живота.
Однако на практике все бывает иначе. Есть люди (их не много, но не так уж и мало), у которых начинает спонтанно подниматься мощная низовая энергия (кундалини). И намного больше людей, у которых с их страстями, сопряженными со чревом, творятся страшные вещи. И эти страсти сами волокут ум в чрево! И им приходится противостоять именно в чреве. И красивые схемы рассыпаются, и запреты на спуск ума в чрево - для таких людей - бесполезны и даже вредны. Ум-то уже там. Какое тут самочиние... И тогда подвижник зарывает себя по пояс в землю или залезает на столп или дерево, лишь бы победить своего зверя.
И ещё)) что скажете:
Есть существенная разница – спуск в подсознание и вхождение в ад. В текущей ветке форумчане писали, что, возможно, есть иные входы (кроме центра груди). Я полагаю, что есть, но это – совершенно иные входы. Например, в коллективную животную (растительную) природу. И еще один – последний: это вход в ад. Локализацию его я не знаю(хотя в восточной аскетике он – на подошвах ног). Но найти входы мало. Ведь во ад сходят победоносно, во славе. А не как натовский миротворец.
Да, есть отличие. Но это другая тема. О спуске в ад. Обычно в ад не входят победоносно. Чаще ад затягивает сам, а человек пытается выкарабкаться из него. Или человек умом входит в него смиренно - по Божьему благословению, - и тогда много претерпевает в аду ради очищения себя и других.
И наконец, о κοιλία (слова Господа: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.) Вот такой перевод κοιλία нашел я: 1 . живот (брюшная полость),
желудок, внутренности; 2 . чрево, утроба. Посему чрево - вполне адекватный перевод, да и под утробой чаще принято понимать внутренности на уровне чрева.