Исихазм

Автор Тема: ум и рассудок  (Прочитано 12840 раз)

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

ум и рассудок
« : 03 Октябрь 2011, 21:55:31 »
Как практически расторгнуть союз ума и рассудка - для того, чтобы ум, наконец, соединился с сердцем. Вопрос очень не простой. Рассудок (воображение, память, человеческая логика и т.п.) часто отождествляется с умом, но, на самом деле, это не так.
Те, у кого были моменты соединения ума с сердцем в Иисусовой молитве могут это подтвердить.
Как освободить ум?
Неужели дело только в постоянном понуждении ума (разумеется, при соблюдении всех необходимых аскетических условий)?
Если есть у кого опыт в этом отношении, прошу откликнуться.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #1 : 04 Октябрь 2011, 00:06:33 »
Опыт говорит, что понуждение необходимо, но его мало... Должна придти благодать, и в ее свете невозможное доселе становится возможным, и когда она отходит, возвращаются старые проблемы и требуется понуждение, но только благодать разрешает вопросы. А потом обнаруживаешь, что, когда ее нет, и не живешь - лишь влачишь жалкое существование.

Ум, озаренный светом благодати, может легко находиться в безмолвии, когда рассудок молчит. Но недолго, поскольку быстро устает от нового, неизмеримо более высокого и чистого энергийного состояния. Тогда ум возвращается к старому состоянию -  с главенством рассудка.

Часто бывает неприятным и даже опасным сам момент совлачения покрывала рассудка с ума. Понуждение же (без благодати) к такому совлачению несет в себе насилие и может разрушить человека. Поэтому-то необходимым является не только устремление вкупе с искренностью, но и долготерпение, чтобы ум утишился, очистился и стал способен обходиться без рассудка. А когда начнется совлачение рассудка, то потребуется и немалое мужество, поскольку будет нависать сумасшествие и полезут всякие страхи. Неподготовленный ум воспримет свое освобождение как болезнь, головную боль и страх.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #2 : 04 Октябрь 2011, 02:00:35 »
 Бывает, ум работает как пчела, это как поиск нектара - хочет облетать и облетать разные цветочки  в желании найти пыльцы - сырья меда. Остается ждать и следить. В каких там цветочках копошился, какого нектара собрал - с такими результатами и вернётся пчела в улий. Стоит ли пресекать эту работу?, - бывает же естественное побуждение (в законе ума, в поиске истины), что требует быть удовлетворённым, тогда надо проживать, т.к. за этой работой последует тишина; за цветочками без нектара или ядовитыми - последует опустошение. (имхо)
 Останавливать рассудок может многое - и созерцание красоты (например, прослушивание трогающей сердце музыки отделяет рассудок - он может молчать или шуметь "на периферии", когда внимание и переживание умом музыки глубже), и тяжёлый физический труд, и жизненное обстоятельство... (имхо)

Анна-Мария

  • Гость
Re: ум и рассудок
« Ответ #3 : 05 Октябрь 2011, 13:37:35 »
Как освободить ум?

Через рассудок находят свое выражение такие возвышенные страсти как гордыня и тщеславие. Они и держат крепко наш ум, разнося «помыслы человека по вселенной».

 По Святым Отцам, как об этом пишет св. Игнатий, ум  освобождается смирением, которое сосредотачивает  помыслы в душе и «от бесплодного и легкомысленного созерцания всего мира переводит к многоплодному и глубокому самовоззрению, к мысленному безмолвию...".

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #4 : 05 Октябрь 2011, 15:07:17 »
Как практически расторгнуть союз ума и рассудка - для того, чтобы ум, наконец, соединился с сердцем. Вопрос очень не простой. Рассудок (воображение, память, человеческая логика и т.п.) часто отождествляется с умом, но, на самом деле, это не так.
Те, у кого были моменты соединения ума с сердцем в Иисусовой молитве могут это подтвердить.
Как освободить ум?
Неужели дело только в постоянном понуждении ума (разумеется, при соблюдении всех необходимых аскетических условий)?
Если есть у кого опыт в этом отношении, прошу откликнуться.

Союз ума и рассудка, имхо, не надо расторгать,  рассудительность -- это одна из деятельных добродетелей. Христианство -- это все-таки не добровольно принятое на себя слабоумие, как иногда ошибочно полагают (хотя как особенный личный подвиг такое возможно). Наоборот, нужно быть в достаточной степени рассудительным, чтобы достичь необходимой степени созерцания. Рассудительность имеет своим пределом созерцание истин веры. Когда такой предел рассудительностью достигнут, тогда и ум соединится с сердцем в созерцании находящихся в нем истин.

Проще говоря, рассудительность (через поучение в Писаниях) подсказывает нам, что в Имени Спасителя (в Иисусовой Молитве) содержится в кратком изложении все Домостроительство Его спасения, и когда рассудительность достигнет такой степени, что остановится (целиком и полностью) на созерцании этой Истины веры, тогда и спасение будет достигнуто. То есть сила Божия, сходя в сердце, откроет врата созерцания, а следом за ней сойдет туда и созерцающий это ум.

Еще проще, заключение ума (рассудка) в слова молитвы, одно только это способно его поставить перед вратами созерцания, а пройти их -- это дело силы Божией и веры

Анна-Мария

  • Гость
Re: ум и рассудок
« Ответ #5 : 05 Октябрь 2011, 16:46:21 »
Союз ума и рассудка, имхо, не надо расторгать... Рассудительность имеет своим пределом созерцание истин веры. Когда такой предел рассудительностью достигнут, тогда и ум соединится с сердцем в созерцании находящихся в нем истин.

Истины веры созерцаются умом в сердце.  Это становится возможным для ума, когда он находится там, где ему и предназначено быть – в сердце.  Место рассудка – в голове.  Союз ума и рассудка – временный. Зачем упорно искать предел рассудочному познанию? Предел у рассудочного познания есть и он зовется– безумием мiра…

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #6 : 05 Октябрь 2011, 17:41:13 »
Как практически расторгнуть союз ума и рассудка - для того, чтобы ум, наконец, соединился с сердцем.
Поэтапно...так как описано у святых...
Я выделил для себя несколько моментов...развитие внутреннего вИдения...для того что бы обнаружить "поле" на котором потом придётся действовать...
Сведение молитвы в гортань, а затем верх груди...и развитие вИдения ЭТИХ областей...
Остановка ума и простое наблюдение...днями...неделями...с короткими перерывами с произнесением слов молитвы...это то же развивает внутренее вИдение...

А видеть какие процессы происходят в уме...и какова связи ума души и тела...это начать ориентироваться в них и начать действовать...почувствовать связь с Богом...зависимость от Него...и возможность действовать иногда совместно с Ним...или идти по Правильному пути...

Мне ТАК кажется...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #7 : 07 Октябрь 2011, 13:09:16 »
Как практически расторгнуть союз ума и рассудка - для того, чтобы ум, наконец, соединился с сердцем.
Как освободить ум?

Если есть у кого опыт в этом отношении, прошу откликнуться.

Опыт таков. Пристально смотри в возникающие мысли и гаси их. Как только заметил мысль, можешь применить варианты:
1) спроси – "кто эту мысль думает"? И пронзи себя этим вопросом насквозь – не довольствуйся механическим ответом "я", иди за это "я", глубже.
2) спроси "откуда возникла эта мысль"? И не довольствуйся механическим ответом "из чрева и тп", вопрошай о глубинном пространстве, откуда возникла.

Так растворяются мысли, так отцепляется от них и высвобождается ум. Сначала – на подступах (когда явно ее замечаешь), а по мере такого делания – даже предугадывается само их появление. И происходит высвобождение мысли, в то пространство, откуда она и возникла.

Наш ум освобождается, когда его не скрывает облако мыслей. Проблема даже не в этом облаке мыслей. Поскольку ум склонен за мысли цепляться как репей, его надо от них отцепить. Но для этого нужно неусыпное внимание, как у водителя на сложной трассе. Нужен Аргус – неспящий наблюдатель в нас.

Не расторжение союза, но отделение и высвобождение ума от рассудка – вот о чем речь. И это вовсе не слабоумие, но очень способствует деланию. К тому же, у очищенного и высвобожденного ума будет свое ведение, как прямое мгновенное знание-постижение всего.

И оно вполне заменяет рассудочное мышление и его рассудительность. Имхо.

Есть и иные эффективные способы разделять ум от рассудка.

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #8 : 11 Октябрь 2011, 13:20:03 »
Спаси Господи за ответы!
Мне кажется, человеку, не загруженному умственной работой, все-таки гораздо легче  в плане контроля над рассудком. Иногда за собой замечаю, что даже становясь на правило (пятисотницу), где, как известно, человек должен проявлять максимум внимания, бывает сложно прорваться через паутину помыслов. Настолько ум (рассудок) привык за день к своим мыслительным операциям, что просто так справится с ним... очень сложно.

Разумеется, нельзя все это (расторжение ума с рассудком) форсировать своими силами. Все это дается благодатью Божией. Как и союз ума и сердца и т.п. Это понятно теоретически, но практически очень сложно понести и на каком-то глубинном уровне не возроптать... Как сказал в одном месте архимандрит Софроний (Сахаров) - так хочется сказать Богу: поторопись!

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #9 : 11 Октябрь 2011, 14:39:00 »
...
 Как сказал в одном месте архимандрит Софроний (Сахаров) - так хочется сказать Богу: поторопись!

Наверно все в свое время и в свою меру. У него же:
Цитировать
      — Так вот держишь, держишь молитву, а когда займешься работою, которая требует соображения, то и перебивается молитва... Бывало пойдешь чистить маслины, и когда осматриваешь ветви и думаешь, как лучше их обрезать, то и упустишь молитву,— сказал Отец Спиридон.

      При этих словах Старец Силуан поднялся с койки, надел сапоги, надел теплую куртку, было холодно, и сказав тихо: «У нас так не бывает»,— ушел из больничной палаты к себе в келлию.

 :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #10 : 11 Октябрь 2011, 16:16:19 »
Спаси Господи за ответы!
Мне кажется, человеку, не загруженному умственной работой, все-таки гораздо легче  в плане контроля над рассудком. Иногда за собой замечаю, что даже становясь на правило (пятисотницу), где, как известно, человек должен проявлять максимум внимания, бывает сложно прорваться через паутину помыслов. Настолько ум (рассудок) привык за день к своим мыслительным операциям, что просто так справится с ним... очень сложно.

На своем опыте убедился, что можно приучиться к молитве и при умственной работе, которая к тому же связана с постоянным переключением внимания с одного предмета на другой.
Здесь помогает навык пусть механической молитвы, она становится как бы колокольчиком, который заставляет ум возвращаться к молитве живой. Этот навык возвращения к молитве очень важен. Со временем, когда молитва опускается ближе к сердцу, молиться становится проще.
Кроме того, на практике убеждаешься, что значительная часть умственной работы, оказывается, состоит из множества незаметных механических умственных навыков, которые на самом деле не требуют внимания. И это дает все новые возможности для молитвы.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #11 : 11 Октябрь 2011, 16:45:43 »
Могу добавить что понемногу молитва переходит из делания в некое состояние. И в этом состоянии возможно вполне заниматься умственным трудом. Только у нас есть навык не просто привлекать ум а самому всему с головой влезать в работу ))). Переходить в другое состояние и вовлекаться в действие.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #12 : 12 Октябрь 2011, 11:25:57 »
Ох, Родион... Вы цитируете житие прп. Силуана. Но ведь это же был "един от древних", великий старец! Как сказано в его синаксарии: "тече путем Антония, Пимена, Сисоя... и ихже меры достиже".

Могу добавить что понемногу молитва переходит из делания в некое состояние. И в этом состоянии возможно вполне заниматься умственным трудом. Только у нас есть навык не просто привлекать ум а самому всему с головой влезать в работу ))). Переходить в другое состояние и вовлекаться в действие.
Очень сложно не привязываться к умственной работе, когда она связана с богословием (преподаю в семинарии). :-)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #13 : 12 Октябрь 2011, 11:38:15 »
Ох, Родион... Вы цитируете житие прп. Силуана. Но ведь это же был "един от древних", великий старец! Как сказано в его синаксарии: "тече путем Антония, Пимена, Сисоя... и ихже меры достиже".
Да чё тут такого высокого то...просто эпизод из жизни...это НЕ недоступная высота...
Я могу одновременно молиться в середине груди...видеть эту область...при этом работать руками и считать количество деталей например...или выбрать программу из длинного списка...или читать святых отцов...
Т.е. механические действия относятся не только к рукам...но и к уму...считать количество маслин на ветвях-это механическая работа для ума...
Таких работ у ума много...об это, я думаю и говорил Антиквар...
У преподавателя много моментов когда такая механика ума задействована...и в ЭТОТ момент можно творить молитву...ну а когда не получается...то можно ведь стремиться к этому :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

м. Евстафий

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Re: ум и рассудок
« Ответ #14 : 12 Октябрь 2011, 12:28:15 »
Спаси Господи, Игорь Валентинович.
Видимо, у меня не хватает настойчивости, усердия, самопонуждения, чтобы, как пишет Антиквар, пойти путем "механистической молитвы" ("чтобы навязла на языке/в уме"). Банальное самооправдание...