Исихазм

Автор Тема: Ступени молитвы  (Прочитано 52721 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #255 : 13 Ноябрь 2011, 21:54:02 »
Разве чувства: веры, надежды, любви, смирения и покаяния (точнее это состояния - умонастороения, переживания) можно назвать подпорками?
Или я чего то не понимаю?
Покаяние, например, это ведь основной инструмент приведений сердца в чистоту ...
Любые чувства, умонастроения, переживания, состояния - по определению временны. За ними есть  еще не безмолвие, но молчание, к которому можно чуть-чуть прикоснуться. А дальше... что дальше, я не знаю.
Вот именно, что "чуть-чуть прикоснуться".  Это есть состояние  "молчания в присутствии памяти Божьей" во всех движениях твоего естества  ... я так это определяю ... Но мне трудно удержаться в этом "состоянии молчания" длительное время, также как и в состоянии умонастороений и переживаний: веры, надежды, любви, смирения и покаяния ...
Хотя, конечно, это более значимый момент в соединении ума с сердцем, чем соединение ума с сердцем в молитве пребыванием в указанных умонастроениях и переживаниях ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #256 : 14 Ноябрь 2011, 00:23:47 »
Разве чувства: веры, надежды, любви, смирения и покаяния (точнее это состояния - умонастороения, переживания) можно назвать подпорками?
В том случае, если у кого все вышеперечисленные чувства – это пока еще непреображенная эмоциональная "отсебятина", то ничем иным,кроме как временной подпоркой они и не послужат.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #257 : 14 Ноябрь 2011, 05:58:17 »
И чувств ярких нет...а возгревать я как то не решаюсь...а зря наверное...
Мда...бред конечно :-)...
ЗЫ: может мне возгревать всё таки чувства...у св. Феофана "предстояние чувством"...и у Никиты Стифата "предстоятельным УМИЛЕНИЕМ"...?
ИМХО. Возгревать надо. Только не просто чувствами это надо лучше называть, а состояниями - чувствами (умонастроениями, переживаниями ...). Это должны быть состояния: веры, надежды, любви, смирения и покаяния . Все вместе, или хотя бы часть из них  (хотя бы одно состояние) - они (эти состояния) ведь все связаны в неразрывную конструкцию ... :-)
Вопрос только в том: как возгреть то?  Как это возможно сделать человеку по своему хотению? У меня это основной камень преткновения ... :-(
Накатывают иногда по неизвестной причине спонтанно такие состояния, тогда идет совсем другая молитва ...
А как в такие состояния войти или создать условия для их возникновения?

 
Цитировать
Вот именно, что "чуть-чуть прикоснуться".  Это есть состояние  "молчания в присутствии памяти Божьей" во всех движениях твоего естества  ... я так это определяю ... Но мне трудно удержаться в этом "состоянии молчания" длительное время

Не только Вам. Я долгое время также не могу смириться с этими состояниями "посещение-оставление"..хотя и осознаю, что у этого неспокойного непринятия  такой ситуации дурной корень. 

Цитировать
как возгреть то?   

А вот Вы ниже сами ответ и даете
Цитировать
Накатывают иногда по неизвестной причине
это и есть свободное дыхание духа -откуда приходит и куда уходит -не знаем..
У меня  тот же гвоздь  -я все хочу "понять"и схватить щипцами) . А Дух уже дышит в нас-иначе откуда было бы это томление с этими вопросами?
Рискну предположить, когда "накатывает", Вы не задаете вопрос "Где ж Ты был?" Вы просто живете этим) Это одна сторона вопроса, "непрактическая"
"Практическая": хранение совести и беспопечительность.Молитва-тонкий инструмент, сама выверяет обстоятельства и настроения, препятствующие или не препятствующие или возгревающие ее.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #258 : 14 Ноябрь 2011, 10:44:38 »
Свет собственного ума д.б. виден не по видениям (поскольку видения часто показывают то, что человек хочет увидеть, пока человек не очищен), а по состоянию - плодам ума. Если нет ясности, трезвости, мирности и обширности ума, значит, ум мутен и не излучает чистый свет...
Спасибо, все точно подмечено в совокупности , особенно удачное слово – "обширность". Ясность и трезвость – понятно, и несомненна их важность, но непонятна ситуация, когда опьянение (elm вот иначе называет – "эйфория") перекрывает и не дает воссиять в полной мере им обоим.

Повторяемость и увеличивающаяся интенсивность опыта - без какой-либо попытки ублажения им - снимает чувство эйфории.  И еще: есть духовное, божественное опьянение и есть послевкусие - на душевном уровне - после него. Смакование этого послевкусия приводит к потере трезвенности.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #259 : 14 Ноябрь 2011, 16:45:52 »
Повторяемость и увеличивающаяся интенсивность опыта - без какой-либо попытки ублажения им - снимает чувство эйфории.  И еще: есть духовное, божественное опьянение и есть послевкусие - на душевном уровне - после него. Смакование этого послевкусия приводит к потере трезвенности.
благодарю, "прибавить обороты" – это совет полезный. И о смаковании надо всегда помнить не менее, чем о самоцене.
« Последнее редактирование: 14 Ноябрь 2011, 17:03:12 от прозелит »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #260 : 14 Ноябрь 2011, 17:07:29 »
Рискну добавить, что чувства (умонастроения, переживания) могут быть подпорками, но они имеют тенденцию превращаться в вязкое болото, незаметно тебя затягивающее. Их еще можно сравнить с погодой на улице: бывает солнце, бывает слякоть, но жить-то надо в любую погоду. Так и с молитвой. Я пытаюсь уйти от "области чувств" в молчаливую сферу предстояния. Но это не всегда оказывается по силам.
Да...точно...у меня такое настроение...чувства-любовь радость...яркие и к ним хочется тянуться...но сегодня была вспышка или скорее догадка...
Я подумал...святые по разному видели Бога сияющий мрак, Ветхий Денми(что я ваще не понял о чём речь :-)), невидимо как видимо...подумалось...а КАК я вижу\представляю себе Бога...как Он проявляется во мне...чувствами возникающими в молитве?...и была догадка что нужно в молчании ума, не используя катализаторы, т.е. образы...или слова...научиться направлять своё внутреннее к Богу...
И был момент сосредоточенного устремления и даже немного любви к Богу...безвидно и без образов и слов и воспоминаний...просто порыв...и я точно знал к Кому этот порыв...не видя не представляя не думая...правда попадание в духовное у меня как то всегда сопряжено с елеуловимой радостью...а в тот момент была любовь...любовь направленная к Богу...т.е. только к Нему...
Но чувства если и не другие...то как минимум более тихие...и глубже как то что ли...
Жаль что вспышка была короткой...и...я не успел её запомнить...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #261 : 14 Ноябрь 2011, 17:07:55 »
Разве чувства: веры, надежды, любви, смирения и покаяния (точнее это состояния - умонастороения, переживания) можно назвать подпорками?
В том случае, если у кого все вышеперечисленные чувства – это пока еще непреображенная эмоциональная "отсебятина", то ничем иным,кроме как временной подпоркой они и не послужат.
Ха :-)...точно :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #262 : 14 Ноябрь 2011, 17:45:52 »
Повторяемость и увеличивающаяся интенсивность опыта - без какой-либо попытки ублажения им - снимает чувство эйфории.  И еще: есть духовное, божественное опьянение и есть послевкусие - на душевном уровне - после него. Смакование этого послевкусия приводит к потере трезвенности.
благодарю, "прибавить обороты" – это совет полезный. И о смаковании надо всегда помнить не менее, чем о самоцене.
http://www.pagez.ru/lsn/simeon/45.php предлагаю прочесть конец
так и тот, кто, освободясь от уз страстей и чувств, внезапно придет в созерцание умного света, вдруг бывает поражен и объят удивлением, и теми, которым неизвестно такое состояние, почитается вышедшим из себя, тогда как он весь сосредоточился в себе умом, и изумляется этому светлому видению, которого сподобился. И опять, как находящийся в темнице, - если часто и каждочасно смотрит в отверстие, то от долговременного пребывания в такой светлости привыкает к свету тому, а вместе с тем мало-помалу умаляется его первое великое изумление (как то же самое имеет место и в нас в отношении к солнцу: привыкли мы каждый день видеть его и думаем, что оно - вещь не такая, чтоб ему отдавать все внимание. Но если предположить, что мы, со времени рождения доселе никогда не видавши солнца, ныне только вдруг увидели бы его пред глазами своими, то, конечно, от великого изумления мы вышли бы из себя и стали безгласны), так и душа, мало-помалу преуспевающая в духовном и привыкающая к умному свету, не поражается уже так сильно умным светом, как это было в первый раз, потому что по сему малому видимому ею свету заключает, что есть и еще свет, более совершенный...

там подробно об этом

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #263 : 14 Ноябрь 2011, 18:25:44 »
Спасибо, я как раз читал другие слова Симеона Нового Богослова, и нашел полезное. Почитаю и это...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #264 : 14 Ноябрь 2011, 18:37:32 »
Спасибо, я как раз читал другие слова Симеона Нового Богослова, и нашел полезное. Почитаю и это...
через Симеона говорит Бог...прямым текстом. Хотя мне поначалу казались дерзостью гимны где он от лица спасителя пишет... а ведь эти речи глубоко обличали и, тем более, сейчас обличают церковь

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #265 : 14 Ноябрь 2011, 18:46:40 »
Разве чувства: веры, надежды, любви, смирения и покаяния (точнее это состояния - умонастороения, переживания) можно назвать подпорками?
В том случае, если у кого все вышеперечисленные чувства – это пока еще непреображенная эмоциональная "отсебятина", то ничем иным,кроме как временной подпоркой они и не послужат.
Ха :-)...точно :-)...
у меня вообще давненько уже любые собственные "увеличивающиеся" усилия упирались в стену и наносили вред молитвенному состоянию.. важно только держаться в течении, которое идет само собой.. но это все конечно же кроме того, чтобы стараться увидеть свое падение - это панацея. душа сама собой смиряется и горняя сила сразу ее посещает. как я тут неоднократно писал - смотрю на бездну своих грехов, стараюсь их почувствовать - от этого душа сама собой немножко сокрушается - смиряется, понимает что дорога ей в ад - туда где Бога нету.. это я думаю и есть "умиление" о котором Стифат пишет - считать себя обреченным, ну или 'держать ум в аду". Спасибо за это Силуану и Софронию, иначе много я бы мучился как раньше. Но до того, как великие святые себя видели грешниками, далековато конечно. Вижу в этом прямую дорогу

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #266 : 14 Ноябрь 2011, 19:02:36 »
elm, а в какой момент вступают на эту дорогу?

Вариант: Нелицемерное довольно стабильное обнаженное видение своих грехов, которое есть действие Духа.
И отсюда, из него уже органично вырастает осознавание – "мне во ад".

ИЛИ вариант: еще до явственного видения грехов от действия Духа подвижник начинает нудить себя к "дороге во ад"?

PS гимны, как помню из жития, Симеон только для себя писал...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #267 : 14 Ноябрь 2011, 19:04:00 »
Еще вопрос. Как у Вас, дорогие, обстоит со снами? Проникает ли в них хотя бы отсвет дневного делания?
Стали ли они яснее, чище, светоноснее в целом?

Для меня это проникновение света в сон – важный индикатор. Но у самого разлом: день – наполнен, но в нем – одно дело,
а в ночь ничего не проникает, словно герметичная перегородка...моя ночь – "сумеречное состояние", напичканное какой-то кафкианской бредячей бытовухой.
Словно день и ночь поменялись полюсами...раньше всё наоборот было.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #268 : 14 Ноябрь 2011, 19:17:39 »
На примере Силуана - когда начинает ощущаться метафизическая боль от потери благодати - подвижник осуждает сам себя на эту боль - на ад. И опять Силуан имел Духа, но не видел себя в аду автоматически, даром. Ему было сказано, как работать - держаться в этом аду. Так, мне определенно кажется, у всех святых дело обстоит. Просто некоторых, как например Симеон благоговейный учил Симеона богослова, сразу учат сугубо плакать о грехах - грамотно руководят - а некоторые, как Силуан долго мучаются в поисках решения. 15 лет на Афоне и никто-то не смог помочь бедному Силуану... а кто-то говорит старцев надо искать.. что-то мне кажется что это чрезвычайно важный аспект ныне мало кто имеет толком объяснить. Вот старец Лука пишет о повторяящихся словах молитвы - уже что-то не так. Идет вразрез с отцами. Вообще я ни у одного отца не читал о такой непрестанной молитве.. Ну вообще есть еще вопросы. Например он увязывает прозорливость с чистотой сердца - а это тоже не совсем так. Например, я знаю прозорливых, которых не боятся бесноватые, и знаю святых-непрозорливых, от которых бесноватых колбасит чрезвычайно сильно (просто от присутствия рядом, да даже и не рядом, а скажем и за стеной, а то и приближающихся и за километр). И кто из них святее, кто чище?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #269 : 14 Ноябрь 2011, 19:26:41 »
Еще вопрос. Как у Вас, дорогие, обстоит со снами? Проникает ли в них хотя бы отсвет дневного делания?
Стали ли они яснее, чище, светоноснее в целом?
у меня намного стали чище сны в плане блуда - его почти нету во сне, не то что как ранее.. к слову, отцы не исключают блудных снов даже у бесстрастных.. вообще бывает снятся всякие сны с конкретно бесовским вкусом, таким злым и ненавистным. а Бог как и днем в уме на первом месте, так и во сне. и мне кажется сны стали немного осознаннее - быстрее стала реакция на бесовщину. хотя впрочем укореняящееся духовное состояние ума не мешает мозговой деятельности, как я ранее писал - сны как сны, мысли как мысли, только ум светлее, и чаще бывает исполнен вдохновенных порывов.. т.е. впринципе одуховтворение ума это одно, а его ментальная деятельность немного другое и одно на другое не строго влияет