1-ступень
…
Но знай, что молитва уст, по учению божественного отца Григория Нисского, великого философа и брата великого Василия, есть самая дальняя граница молитвы, или, лучше сказать, чтобы вы лучше поняли, она – самая нижняя планка (ступенька) лестницы молитвы. Ты знаешь, что, начиная подниматься по лестнице, ты ставишь ногу на самую нижнюю ступеньку. А сколько тебе еще предстоит подниматься вверх!
Когда мы молимся языком и устами, мы стоим на самой нижней ступени молитвы. Нам надо переходить в нашей молитве от языка и уст к уму, потому что у души нашей есть две владычествующие части, как показывает это святой Иоанн Дамаскин в «Догматике», – ум и сердце.
…
Молитва устами. Первая ступень – начальная. Но не менее важная, так как не став на нее не можем идти дальше.
Старец Иосиф Ватопедский новоначальным советовал в слух непрестанно молится. Таким образом, говорил старец у новоначальних ум привыкает к молитве.
Старец Лука Филофейский говорил, что вначале обязательно нужно говорить в слух, что бы ухо слышало, то, что говорит язык.
Старец Клеопа говорит: «Итак, когда мы молимся устами, знай, что мы делаем хорошо, ибо так человек начинает учиться молиться… Мы произносим молитвы устами и так заучиваем их, как если бы мы были в первом классе.»
2-ступень
Итак, хочу сказать вам одну вещь. Когда мы молимся устами, мы стоим в начале молитвы. А если я произношу устами молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», или «Отче наш», «Богородице Дево» или любую другую молитву и к тому же понимаю ее умом, тогда она уже не называется устной молитвой, а переходит на другую ступень, а именно – на ступень молитвы ума.
Молитва ума. Вторая ступень.
Когда мы молимся устами и понимаем то о чем мы молимся. То есть ум наш не отвлекается от молитвы а внимательно «слушает» то, что произносит язык. Не отвлекаясь.
Здесь многие отцы и старцы советуют новоначальным , внимать словам.
Старец Лука Филофейский советовал, спрашивающему о молитве, (где держать ум), советовал держать ум в словах.
В словах так, как это вторая ступень. Ступень эта сложная и трудная. Ведь не просто приобрести «навык», и держать ум в словах молитвы. На этой ступени ум постоянно увлекается. Бывает иногда молясь ум витает в разных местах, или мечтаниях, воспоминниях.
3-ступень
…Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца.
…
Когда, молясь устами, мы умом не отвлекаясь внимаем словам, то тем самым разогреваем наше сердце. И сердце наше чувствует то «о чем мы молимся».
Это можно сравнить, наверное, с какой ни будь книжкой. Мы можем читать, о чем то сердечном, душевном, если же внимательно читаем, то сердце наше «прочувствуется», если же читаем не внимая, то оно остается черствым.
Так и здесь.
Но, здесь важен еще один момент. Для того, что бы на молитве сердце наше чувствовало молитву – день нужно провести «свято». Ежели, в течении дня «предаваться» различным соблазнам и искушениям, не хранить свой язык, свое чрево, (сознательно согрешая), то встав на молитву очень сложно «разогреть» сердце наше к покаянию, и еще сложнее «чувствовать молитву».
Здесь страсти наши являются основной преградой к тому, что бы «сердце наше чувствовало» молитву.
Невозможно, предаваясь страстям, держать ум в словах молитвы, да и еще «разогревать «сердце» что бы «чувствовать» сердцем.
Поэтому и многие старцы, советуют, испрашивающим о молитве, держать ум в словах и искоренять страсти.
Третья молитва о которой говорит старец Клеопа, приводя слова святого Исаака Сирина, что едва достигает один из десятков тысяч.
Почему?
Потому что сложно приучить ум, внимать словам молитвы, не отвлекаясь и еще сложнее искоренить страсти, что бы и наше сердце чувствовало молитву.
Последующие ступени не являются недосягаемые, к ним нужно идти. Но как в школе невозможно попасть в третий класс не пройдя первый и второй. И не только пройдя, а освоив и закрепив.
Поэтому и многие теперешние старцы многим, спрашивающим о Иисусовой молитве, говорят, о внимание на словах и очищение сердца. Так как вопрошающие не освоив и не закрепив начальные ступени, не могут идти дальше.
Но, к сожалению многие этого не понимают, и жаждут, что бы старцы им рассказали о неком мистицизме в молитве, о том, как достигнуть самодвижущей молитвы, молитвы видящей, тем самым не пройдя первые ступени.