Исихазм

Автор Тема: Ступени молитвы  (Прочитано 52763 раз)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #60 : 07 Ноябрь 2011, 21:25:42 »
Часто юристы спорят о законах, их толковании. Со ссылками на авторитетов, иные источники. Чем моложе юристы - тем горячее споры. Спор молодого со старшим - вообще песня. Эти споры полезны для развития навыков логического мышления, но часто весьма далеки от практики. Чем далее и опытнее становятся, споры и вовсе затихают. Превращаясь иногда в позицию. Но, если человек не прошел практики, то он будет на таком же разгаряченном уровне спорить и через 10 лет, что уже даже не смешно. Так и тут. Понимание писаного с.о., Писания и Предания в целом - вопрос не изучения академического, но практики. Думаю, что любому не стоит спорить до  посинения о процедуре ибо (все согласятся) - сам смеятся будешь над своей наивностью уже очень скоро. А тем более защищать "авторитетов". Они не требуют защиты. Это их позиция, подтвержденная жизнь. В тишине ума находятся все ответы с Божье помощью...;) ПС В основе ведь лежит живой опыт. Не книжное знание как в философии - мы имеем дело с живым опытом, который лежит в самой основе.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #61 : 07 Ноябрь 2011, 22:08:26 »
мне попалась еще одна статья архм. Клеопе (Илие) О хранении ума... :-)
http://www.pravoslavie.ru/put/49363.htm
надеюсь, в тему...  :-)

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #62 : 07 Ноябрь 2011, 23:52:30 »
То, что Вы описываете – думаю равносильно – как передать слепому / как выглядит зеленый цвет или какой то другой.
То о чем Вы пишите я никогда не переживал. И не видел. Я не встречал у других (не святых отцов) такого.
…возможно потому, что не останавливаюсь ни на каких прилогах…
Но все же, что бы детальнее понять, что конкретно Вы имеете ввиду, так как Ваше описание, это Ваше описание, скорее для Вас. Ведь об одном и том же можно говорить разными словами…
Я хотел бы кое что уточнить…

Я вижу некую область примерно в границах тела...но иногда превышающее его границы...вижу эту область и с открытыми глазами и с закрытыми...и во время работы или ходьбы...
Постоянно ли она присутствует? Если нет, то от чего это зависит?
Эта область примерно в пространстве головы груди чрева...правда чрево вижу не всегда...
Вы ее ощущаете – физически? Может, что то щиплет, или какие то другие ощущения?
Если речь идет о голове. То «ощущая» ее (область), Вы видите себя как бы из вне? Или просто «ощущаете» (не физически), что она там?
Эта область видится не глазами...а внутренним взором...и пространство в основном как фон чёрного цвета без цветов кругов и т.д... в этом пространстве протекают разные процессы...
Приходят помыслы...помысел зарождается в виде тумана рядом с головой...и он не сформирован ещё в мысли в виде внутренней речи, однако несёт в себе "печать" и распознаётся умом...
Правильно ли я понял? Что Вы видите момент появления помысла? Этот помысел «материализован», в виде некоего тумана. То есть, черный фон и в нем белые проблески «тумана».
страстный помысел такого типа определяю как прилог...далее прилог формируется в помысел и происходит импульс в подчревную область(к примеру)...
Когда помысел «проходит» в подчревную область – этот момент – это уже принятие ? помысла?
там в ответ на импульс возникает движение души...
И соответственно после принятия – возникает движение души…
 
в виде чёрного тумана несущего в себе сладость страсти...далее этот туман поднимается в чрево, затем обволакивает грудь, пытаясь пробиться в иную область в сердине груди...
И, если я правильно понимаю, если пропустить дальше – то остановить уже будет очень сложно… далее уже чревато овладевание страстью…
эта ИНАЯ область чуть светлее остальных и в ней чувства мира радости любви...
После чего предстает опасность – «задеть» чувство мира радости любви…


 

Вы не по этому осторожничаете...вы боитесь согрешить...словом...
И по этой причине – тоже.
Нет не стоит...по тому что там и окажемся...думать иначе=прелесть(для меня)...
 
Простите. Игорь.
Держи ум свой во аде
НО…..
…НЕ ОТЧАИВАЙСЯ!...
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #63 : 08 Ноябрь 2011, 00:14:30 »
мне попалась еще одна статья архм. Клеопе (Илие) О хранении ума... :-)
http://www.pravoslavie.ru/put/49363.htm
надеюсь, в тему...  :-)

Я очень Рад. Что у Вас и у многих других форумчан, есть доверие к старцу Клеопе.
Почему рад? так это потому, что Вы (и другие форумчане) не одноразово подвергали критике Афонских старцев. Я все думал, почему? Ведь их наставления не отличаются от наследия святых отцов. Почему? возможно и потому, что есть некая "неприязнь", некая "надоедливость" , вроде таких как я, которые "настаивают" (в кавычках) /мол Афон, Афон, Афон, старцы старцы....... И поэтому на "автомате" уже как бы "алергия" на все что звучит от туда.....
А слова старца Клеопы звучат в унисон с словами современных живущих и ныне афонских старцев.

И уж поймите...
Для меня нет ни места, ни удела, где, что то особенное происходит, или может произойти -(слова нужно понимать с вышеизложенным). Старцы могут быть везде, в любом месте, будь то Афон, Россия, Украина, Румыния и т.д.

И если действительно это старцы их слова едины.


поэтому я и решил апелировать к словам старца Клеопы.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #64 : 08 Ноябрь 2011, 00:31:38 »
Не думаю, что кто-то так уж критиковал. Тут все же стараются следовать принципу "не принимай, но и не отвергай ;) Осторожность, скорее, чем неприятие.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #65 : 08 Ноябрь 2011, 01:18:30 »
Несколько слов старца Луки

- Святитель Григорий Богослов говорит: «человеку больше необходимо молиться, нежели дышать». Если дыхание сохраняет душу в теле, то молитва соединяет душу с Богом через Его нетварные энергии. Как естественно для человека дышать, так по слову апостола Павла, и молитва должна быть естественной и непрестанной как дыхание. Когда человек посредством молитвы вдыхает Благодать Божию, то он оживает на творение Божиих дел.
Уровни Иисусовой молитвы бывают следующие:
- устная молитва
- умная молитва
- сердечная молитва
Границу между ними не надо стараться понять - Благодать Божия сама расширит ваше понимание этого вопроса. Тем более опасно пытаться это понять аналитически, умом, сухо. Если кратко, то можно сказать и так: «от делания – к созерцанию».
Уровни молитвы подобны пище для тела. Как аппетит приходит во время еды, так и у молящегося идёт непрерывное преуспеяние в молитве. Образно говоря, лестница молитвы стоит на земле, но достигает Неба. Тот, кто хочет по ней подниматься, должен встать на её первую ступень – презрение к земному. Чтобы земное не тянуло его к земле, а чтобы небесное тянуло кверху.
Также особое внимание необходимо уделить и посту. Без него молитва родиться и развиваться не может. Ведь Господь сказал, что никто не может освободиться от ветхого человека, от мiрского мудрования и от влечения мiродержца, кроме как постом и молитвой.


- Пророк Аввакум однажды сказал: «…услышу, что глаголет во мне Господь!» Отсюда видно, что каждый кто хочет услышать глас Господень в себе, должен молчать. Нужно отстраниться от слов, сосредоточиться, на минимум свести свои действия и помыслы.
В молчании человек научается от Бога - как говорить, как делать, как думать. Когда человек от этого упразднится, тогда он познает слова Господни: «…упразднитесь и разумейте, яко Я есмь Господь Бог». Следовательно, познать величие Бога человек может в молчании и молитве.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #66 : 08 Ноябрь 2011, 01:24:55 »
Несколько старца Иосифа Ватопедского

1. У кого молитва не свободна от худых помыслов подобен тому, кто собирается воевать без оружия. Под молитвой разумею ту, что совершается непрестанно в глубине души, так что призыванием Христа уязвляется и попаляется сатана, воюющий тайно.

2. Дьявол, как лев рыкающий, ходит вместе с силой своей, ища, кого поглотить. Внимание сердца, трезвение, сопротивление и молитва к Иисусу Христу, Богу нашему, да не престает никогда. Лучшей помощи, чем от Иисуса, не найдешь во всю свою жизнь. Только Он, Господь, знает, как Бог, то коварство, хитрости и приемы, которые используют бесы, ведя брань.

3. Потрудимся как Давид, взывая: «Господи, Иисусе Христе». Пусть горло охрипнет, но не устанут очи ума нашего иметь надежду на Господа Бога.

4. Противление заставляет помыслы умолкнуть, а призывание имени Христова прогоняет из сердца все худое и пагубное и врачует ум дремлющий.

Любой прилог приходит в виде отображения в уме чего-либо чувственного, чтобы вызвать столкновение. Это может быть и образ какого-нибудь человека, который нас опечалил, или иметь другой вид сладострастия или корыстолюбия, что все вместе открывает нашу наклонность к страстям и показывает, что ум был невнимателен.

В этом случае необходимо настойчиво призывать Господа и молиться, чтобы избавил ум от пленения.

5. Молитва сильно возмущает диавола, и он использует, обороняясь, разные полезные как будто бы воспоминания, чтобы пленить ум, отсечь память о Боге и заставить прекратить призывание Его имени, чтобы молитва сделалась безплодной. Безцельные воспоминания и мысли в час молитвы отвлекают и пленяют ум.

6. Если хочешь молиться как подобает, не огорчай никого, иначе всуе будешь молиться.

7. «Оставь дар твой, – говорит Господь, – перед алтарем и пойди примирись с братом твоим» (см. Мф. 5:24), и тогда приходи и молись невозмутимо. Потому что памятозлобие ослепляет мыслительную часть души и омрачает молитву.

8. Когда диавол, используя многие средства, не может помешать молитве праведника, тогда он отступает немного и мстит потом, как только тот завершит молитву. Диавол либо старается в нем вызвать гнев, разрушая то превосходное состояние, в котором пребывает ум, наставшее в результате молитвы, либо возбуждает в нем несмысленное сладострастие, оскверняя тем самым ум.

9. Когда помолишься как должно, ожидай искушений, но держись мужественно, оберегая плод молитвы. Ибо изначала ты обещался трудиться и хранить себя. После того, как потрудился, не оставляй без защиты то, что соделал, если оставишь – не будет тебе от молитвы никакой пользы.

10. Вся брань между нами и нечистыми духами ведется не за что иное, как за молитву духовную; Поскольку весьма безпокоит демонов молитва и неприятна им, в то время, как нам – приятна, радостна и доставляет нам спасение.

11. Когда бесу завистливому не получается вызвать воспоминания во время молитвы, тогда он вызывает в теле нерасположенность к ней, безпечность или нерадение, либо предлагает какой-нибудь образ, якобы от Бога. Неопытный ум поддается на соблазн и прерывается связь с Богом, которую ощущал подвижник в начале молитвы.

12. Не языком только восхищает человек спасение от Господа, как это было с разбойником на кресте, восхищается и мысленно. Ибо кровоточивая говорила в себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (спасусь – дословно, см. Мк. 5:28). Также и слуга Аврамов попросил Бога о Ревеке в сердце своем.

13. Отцы называют молитву оружием духовным, и без него никто не может выйти на брань, иначе будет пленен и уведут его в страну врагов. Нельзя стяжать чистую молитву, если кто не будет настойчиво с искренним и незлобивым сердцем призывать Бога. Потому что только Он дает молитву молящемуся и научает человека разуму.

14. Кто поистине возлюбил Бога, молится нерасеянно, и, кто молится нерассеянно, поистине возлюбил Бога. Тот не может молиться нерассеянно, кто умом прилепился к земному. Если он не будет презирать это, невозможно человеку избавиться от страсти.

15. Ум, соединенный с Богом и в Нем пребывающий молитвой и любовью, делается премудр, благ, крепок, человеколюбив, милостив, долготерпелив и, следовательно, имеет в себе свойства Божественные. Когда же удаляется от Бога, становится скотен, сластолюбив, звероподобен и ведет брань с другими за вещественное.

16. Дело ума – молитва, соединенная с созерцанием, и созерцание, соединенное с молитвой.

17. Как противна гортани пища несоленая, так уму – черствая молитва.

18. Не может ум во время молитвы говорить дерзновенно Богу: «Ты разрешил узы мои, Тебе принесу жертву хвалы» (см. Пс. 115:7-8), если, желая Божественного, он не отторгает от себя нерешительность, леность, многоспание и прочие страсти.

19. Тот не может быть дружен с молитвой, кто не отвергается всего земного.

20. Все добродетели помогают уму стяжать Божественную любовь, но более всех – чистая молитва. Ибо в ней ум обретает крылья и воспаряет к Богу, выходит за пределы всего сущего и ничто, никакой прилог, не может его пленить.

21. Если слова молитвы не проникнут в глубину души, не сможешь тогда пролить слез.

22. То, что замышляешь против обидевшего тебя брата, будет тебе препятствием в молитве.

23. Не бывает совершенной молитвы без призывания умом имени Господа. Если ум это достигает силой, вызывается боль и скорбь в сердце. Но «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #67 : 08 Ноябрь 2011, 01:47:26 »
Несколько слов старца Амвросия Зографского
Существует много различных святоотеческих наставлений и советов ..... Например, есть такая известная книга под названием "Добротолюбие", в которой собраны поучения древних Святых. Есть много поучений и более близких к нам по времени подвижников благочестия - в частности, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова и других Отцов Православной Церкви, у которых каждый может найти для себя ответ на интересующий его вопрос.

Вообще в святоотеческих творениях о молитве написано довольно много - осталось только читать и исполнять.

Мы стали очень "умными". А на деле получается, что не умеем применять святоотеческое учение в практической жизни. Если преодолеем леность, то зачастую еще остаемся в сетях гордости и самонадеянности.

И еще нужно иметь в виду, что при занятии молитвой встречаются такие две довольно распространенные ошибки. Первая - когда мы по каким-либо причинам совсем игнорируем теоретическую сторону делания. А вторая - когда святоотеческое наставление по приобретению молитвы воспринимаем, как какую-нибудь инструкцию по эксплуатации бытовой техники, в которой говорится: "Если нажмете на эту кнопку, то будет то-то, а если вот на эту - то то-то и то-то". Нечто подобное начинаем иногда делать и мы, учась молитве. Мы думаем, что если закроемся в темной комнате, сядем на низенький стульчик, прижмем подбородок к груди, сдержим дыхание, и т.д., - тогда у нас обязательно пойдет непрестанная молитва.

Вот потому-то я и говорю, что мы не должны увлекаться этой "методой". Нам просто нужно понять, в чем состоит суть молитвенного делания.

...
- Суть - в нашем предстоянии пред Богом, - именно Живым Богом, Который зрит на нас. А нам должно смотреть на себя (на свое окаянство, непотребство, на свое бедственное духовное состояние) и вопиять: "Помилуй мя!"

И еще нам нужно понять, что не бывает одного правила на все случаи жизни. Молитва - это тайна общения души с Богом, и она не совершается по какой-то "инструкции". Если душа поняла, к чему она должна стремиться, то она должна деятельно исполнять это, и Господь будет ее наставлять, просвещать, вразумлять, укреплять, и человек будет уже идти путем спасения и приближения ко Господу.

А преподать здесь какую-то одну всеобъемлющую теорию сложно, потому что теоретически это может быть одно, а практически у каждого человека получается по-своему, со своими особенностями.

- Почему это так?

- Потому что Господь подает каждому человеку свое, как читаем в тропарях: "Глубиною мудрости человеколюбие вся строяй и полезная всем подаваяй". Один, начиная молиться, первое, что ощущает - свою греховность, свое непотребство и начинает плакать. Бывает горький плач; бывает плач, растворенный утешением, как говорится, "радостотворенный плач", когда человек уже очистится несколько от грехов.

У другого бывает наоборот. Сначала чувствует в своей душе Утешения: радость, мир, любовь ко всем. Он молится и чувствует на себе исполнение слов псалмопевца: "Вкусите и видите, яко благ Господь" (Пс. 33, 9). А потом, по прошествии некоторого времени, приходят к нему скорби: печаль о своих грехах, внешние искушения. И он уже в этих внешних искушениях на некоторое время рассеивается. Но потом вспоминает, как он чувствовал себя вначале, какое было ему утешение, и снова обращается, ищет того блаженного состояния, сердечной молитвы к Богу, и отвращается от всего греховного и суетного.

А иной может получать вразумление, утешение и благопоспешение во внешних делах. Скажем, занимается он стройкой - храм строит или монастырь. Помолился и видит явную помощь Божию: кирпич достал, рабочие нашлись добросовестные, все быстро, хорошо сделали. И он за это благодарит Бога, и, таким образом, приходит в познание, что если он молится, значит, Бог его слышит, принимает его молитву и отвечает ему вот такими делами.

Фактически, здесь совершается одно и то же: человек вступает в Богообщение, только внешне оно проявляется по-разному - как усмотрит Господь в каждом конкретном случае. Но у каждого человека при этом должны быть сердечная обращенность к Богу и вера в то, что если он произносит молитву, значит, Бог его слышит.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #68 : 08 Ноябрь 2011, 08:09:08 »
Часто юристы спорят о законах, их толковании. Со ссылками на авторитетов, иные источники. Чем моложе юристы - тем горячее споры. Спор молодого со старшим - вообще песня. Эти споры полезны для развития навыков логического мышления, но часто весьма далеки от практики. Чем далее и опытнее становятся, споры и вовсе затихают. Превращаясь иногда в позицию. Но, если человек не прошел практики, то он будет на таком же разгаряченном уровне спорить и через 10 лет, что уже даже не смешно. Так и тут. Понимание писаного с.о., Писания и Предания в целом - вопрос не изучения академического, но практики. Думаю, что любому не стоит спорить до  посинения о процедуре ибо (все согласятся) - сам смеятся будешь над своей наивностью уже очень скоро. А тем более защищать "авторитетов". Они не требуют защиты. Это их позиция, подтвержденная жизнь. В тишине ума находятся все ответы с Божье помощью...;) ПС В основе ведь лежит живой опыт. Не книжное знание как в философии - мы имеем дело с живым опытом, который лежит в самой основе.

Думаю причина не в опыте а в уровне греховности. Я думаю что грех рождает мысли кроме ИМ. Чем меньше этот уровень тем меньше мыслей и больше тишины.
Но конечно опыт влияет на уровень греховности.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #69 : 08 Ноябрь 2011, 11:21:12 »
Ну, в общем то да. Я не имел ввиду совсем уж прямую аналогию. Хотя это можно все объединить в одном определении - опыт греховности (опыт борьбы с греховностью). А какой он - это уже другой разговор, ведь время это не показатель. Не по листьям, а по плодам ;)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #70 : 08 Ноябрь 2011, 11:27:30 »
Несколько слов старца Амвросия Зографского
...
Мы думаем, что если закроемся в темной комнате, сядем на низенький стульчик, прижмем подбородок к груди, сдержим дыхание, и т.д., - тогда у нас обязательно пойдет непрестанная молитва.

Вот потому-то я и говорю, что мы не должны увлекаться этой "методой". Нам просто нужно понять, в чем состоит суть молитвенного делания.

...
- Суть - в нашем предстоянии пред Богом, - именно Живым Богом, Который зрит на нас. А нам должно смотреть на себя (на свое окаянство, непотребство, на свое бедственное духовное состояние) и вопиять: "Помилуй мя!"


К "методе" приходишь естественным путем, далеко не всегда сразу. Проблема в том, что если кто-то заикается о "методе", а уж если еще  и пытается ее обсуждать, то неизменно следуют предупреждения о "прелести", "опасности" и прочем.  Хотя поиск "методы" и ее обретение - естественный этап после того, как устная молитва сама по себе изживается, упирается в тупик,  и человек чувствует потребность в иной молитве.
Что до предстояния перед Богом и зрения "свого окаянства, непотребства, бедственного духовного состояния", то каждый, кто реально пытается заниматься молитвой, прекрасно знает, что невозможно взять и узреть свое "окаянство, непотребство и пр". То есть внушать-то себе можно, но цена такому внушению невелика.
Правда же в том, что каждый день, каждый час и даже каждое мгновение - молитва разная. В ней может присутствовать и присуствует зрение своего окаянства, недостоинства, но далеко не всегда оно превалирует. Ибо как человек идет по улице в любую погоду - так течет и молитва внутри.
Это не в плане возражений, просто "замтеки на полях" :)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #71 : 08 Ноябрь 2011, 11:36:32 »
Kοινοβιάτης, хочу сделать весьма важную поправку: критике подвергались не старцы, не принималось "безбашенное", не трезвенное отношение к старцам - и со стороны ГеоргияК и, отчасти, с Вашей стороны. Ваше отношение (его выражение) в процессе беседы претерпело значительную эволюцию и стало более взвешенным. Старцев же, в т.ч. и афонских, мы все уважаем. Вы не первый раз обвиняете форумчан в непочтительности к старцам, я, вроде бы, не первый раз объясняю, что это не так.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #72 : 08 Ноябрь 2011, 11:48:07 »
Александр.
Поскольку ГеоргийК не присутствует и не участвует в форумских беседах, я просил бы Вас (так как это не корректно, поскольку он не может апеллировать к Вам), его не упоминать.

Относительно меня Вы правильно подметили не отношение, а его выражение.
Отношение было и есть не изменным.
Повторюсь.
Форум (по крайней мере для меня) – место специфическое) по этому – и стараюсь писать более осторожно.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #73 : 08 Ноябрь 2011, 11:52:38 »
В Страннике написано что качество молитвы не в силах человека в силах только количество.
Я то же сторонник такого подхода но здесь есть одно но. Думаю надо стремится к качеству.
В свое время я в себе обнаружил способность к внимательной молитве, хотя этого качества у меня раньше не было.
Но я его не применял до тех пор пока не поспорил с одним человеком который утверждал что молитва не внимательная это не молитва.
Переход к внимательной молитве для меня был серьезным шагом. Но и здесь если бы Бог не дал бы ее то и ничего не получилось бы.

А вот эмоциональные составляющие молитвы мне совсем не понятны, "окаянство, непотребство и пр".

Молитва таинственна и есть покаяние, т.е. ты просишь Бога и он это делает, как он это делает и что он делает невозможно оценить.
Происходят изменения и мы видим только верхушку айсберга. Т.е. стало меньше злости т.д.. 

Мне хотелось бы добавить в этапы молитвы или под этапы.

Боль или аритмия при молитве. У меня она была где то на второй год. Интересно было бы узнать статистику у всех ли был этот этап?
Внимательная молитва. Как способ отогнать посторонние мысли.
Невозможность думать при внимательной ИМ. Т.е. если есть внимание то мыслей посторонних нет вообще. Невозможность связано думать при ИМ. 

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #74 : 08 Ноябрь 2011, 12:26:03 »
ИМХО Михаил, думаю, что никогда нельзя сказать есть ли у себя молитва внимательная. Осторожно нужно быть с определением этапов для себя. Лучше вообще их не определять. ;)

Что касается аритмии, то на форуме есть целые ветки посвященные ей. Практически у всех в начале бывает - не в самом начале,но где-то там. Связанно думать можно, только нужно отказаться от привычного механизма думания.