Мне тоже хотелось бы посетить Афон и пообщаться со старцами. Поэтому свой вопрос к Kοινοβιάτης задала серьезно. И жду серьезного ответа.
Какое то представление - вот схожу я на Афоне с парома,... а там ... воздух - чистый, небо - голубое, леса - зеленые призеленые, море - лазурное. И вокруг - старец на старце, старец на старце. Красота.
Нет, такого не представляю.
Сам не знаю, почему вдруг высказалась за посещение острова. До сих пор не было такого желания. Даже сейчас не знаю, хочу ли ехать. Четко знаю - есть потребность идти в молитве не в одиночку.
Вот интересно - в женском монастыре познакомилась с одной трудницей. Она недавно в православии. Она как-то по-своему молится Христу. Она из харизматов. У нее есть действительные дары (насколько могу судить). Она молится на языках (по ее косвенным высказыванием, поняла, что это не прелестная ерунда, как обычно представляют в православии, а определенный способ глубокой молитвы - но это уже другая тема).
Она как-то общается со Христом (как именно - не говорит). Так вот, ей Христос сказал (как - не знаю) "Я твой пастор". Это еще когда она в харизматах была. Это, чтобы она не ориентировалась ни на какое внешнее водительство, только на внутреннее водительство Христа. Когда случилось личное несчастье, она поняла, что протестантизм не может дать ответ на вопрос о страданиях - там все ориентировано на жизненный успех. А в православных храмах ей стало приходить утешение - так она пришла в православие.
Она на определенном жизненном этапе поняла, что молиться - это ее путь, что она хочет этим заниматься всю оставшуюся жизнь и ей больше ничего не надо. Она действительно, могла уходить в молитву на неделю, или две. С постом (полным воздержанием пищи и питья). И по ее ощущениям, это было самое ценное в ее жизни. А жизнь в миру, связанная с ежедневным исполнением рабочих обязанностей - она выбивала ее из молитвенной глубины. И тут были ножницы, которые было не преодолеть. И она решила, что ее настоящее место - в монастыре.
Так вот, она со своим протестантским конструктивным подходом составила план - посетить летом несколько женских монастырей, чтобы понять, где именно и как реализовать эту ее молитвенную потребность. Она даже "выборку" как-то сделала, куда ехать.
Это интересно и немного забавно - смотреть на ее подход. Она вообще милая и иногда смешная, с юмором.
Ее представления о монастырской жизни были, что там все живут и молятся, и работают понемногу. По вечерам собираются вместе, чтобы общаться, читать Евангелие.
Но реальность оказалась иная. Из первого монастыря ее попросила игуменья. Не пришлась ко двору. Она другого духа, и это очень чувствуется - она вне системы православного "почитания старшего" (не могу точно сформулировать). Она с игуменьей, насколько могу судить, вела себя так же как с любой другой христианкой - вежливо и на равных. Ну в общем, ситуация обернулась драматически. Одним прекрасным утром она пришла на завтрак, а ей сказали, что не велено кормить, и что нужно к обеду собрать вещи и покинуть монастырь. А вещей у нее - куча. Она, по договоренности с игуменьей, все лето собиралась там жить. И до последнего момента не представляла реальную ситуацию, считала, что все нормально. И это было для нее как гром среди ясного неба - такая воля игуменьи.
Мы с ней встретились уже во втором ее монастыре - Снетогорском, под Псковом. А потом, со мной за компанию, она поехала в Крыпецкий мужской. Там тоже прожили дней десять.
Реальность женского монастыря - что много-много работают. В Снетогорском монастыре 90 насельников (это кроме трудников). Большинство пожилые бабушки. Их нужно обслуживать, кормить... Я несла послушание на кухне. Рабочий день с 6.00 до 10 вечера. Мытье тяжелых кастрюль, тазов, котлов, иные кухонные подсобные работы в жаре кухонной плиты. Очень тяжело. Потом два дня полегче (заготовки, соления, варения, обработка урожая), и этот трехдневный график опять повторяется.
К чему я описываю подробности - к тому, что молиться там возможность очень ограниченная. Там общая молитва серьезная. Утром Литургия (для тех, кто может), потом вечером сестринское вечернее правило - общее, очень глубокое мне показалось, как-то все сестры собираются в одну душу, что ли... И в течение дня во время работы - Богородичное правило. По десятку молитв с тропарями, по цепочке читает каждый из совместно работающих. И эта молитва не просто словесная, через нее много дается. Силы даются.
Я не знаю, как такой напряженный труд выдерживают сестры годами, без отпусков. Я десять дней пробыла - очень устала. Не было сил читать и разышлять над Евангелием (хотя учила его наизусть - прямо во время работы - но это не совсем то...). Не было ни сил ни времени читать святоотеческую литературу...
В Крыпецком мужском монастыре тоже на первом месте работа. Утреннее богослужение с 6 до 7.30. Затем сельхоз. работа с 8.00 до 21.00 (с двумя перерывами на еду, одни перерыв длинный - продолжается час). Вечером уже нет сил ни на что. Еда, мытье, отдых.
Интересно, что там у меня снялось пристрастие к вкусной еде. Через еду, насколько поняла, восполняла нехватку положительных эмоций. А в монастыре эту "дозу удовольствия "получала через пребывание в покое... На фоне тяжелого труда возможность посидеть, полежать - это "кайф".
Если возвратиться к начальной мысли. Я, когда заочно представляла монастырскую жизнь, думала, что там все подстроено под молитву. Трудятся, чтобы иметь возможность молиться. Но на деле иначе...