Слова "Господь и Богородица особенно призирают на Святую гору" для меня прозвучали резким диссонансом с евангельскими словами Господа: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу ... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине". Все-таки Господь и Богородица призирают не на Святую гору, а на людей. Возможно, хорошо побывать и на Святой горе, и в Иерусалиме, и в каких-то российских монастырях, но по собственному (пост-иерусалимскому) опыту понимаю: святые места должны быть прежде всего в сердце. А иначе только и останется, что писать: "Господь и Богородица особенно призирают на Святую гору"...
Географическое. Для меня является содержательным следующее рассуждение. Известно, что когда Христос посетил Назарет, то произошло нечто странное: (Мф. 13, 58) "И не совершил там многих чудес по неверию их." (Мк. 6, 5) "И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил." По неверию жителей не совершил (даже сказано "не мог совершить"!) никакого чуда. К чему я это? К тому что ощутимое, осязаемое водительство Божие -- чудо для верующего, объективное для него самого и скрытое, по большей части, от окружающих. Но в Евангельском примере не только нравственная привязка (вера/неверие), но и географическая (где неверили, там и не совершил, в конкретном историческом Назарете). Полагаю, что и обратное верно: там где большинство верит, там и Господь творит Свою волю с большим расположением и более явно. И этот факт также имеет географическую привязку. Выражаясь несколько приземленно, только для прояснения мысли, по количеству верующих (и, думаю очень важно, по отсутствию неверующих!) на кв км Афон не имеет себе равных в мире. Именно как территория. Вот как-то так я думаю.
PS. У меня в свое время довольно содержательный разговор был, в архондарике скита св.Анны, с чехом-буддистом(!), паломником. Он хорошо говорил по русски и среди прочего, сокрушался что его просят не заходить в храм во время службы (кажется в притворе можно ему было, не помню точно деталей), поскольку он не скрывал своего буддизма и даже где-то этим гордился. Я привел ему данный эпизод из Евангелия и это показалось ему убедительным, то есть что на совместной молитве действительно должны присутствовать только верующие, а иначе возможно некое духовное препятствие.