Т.е. он предлагает рассматривать себя по отношению к своим страстям.
Может ещё есть советы о правильном рассмотрении своего устроения? Т.е., в общем, и рассмотрение плодов молитвы?
Этот совет Аввы использван старцем Василием Поляномерульским в его известных предисловиях для определения кому следует, а кому не следует творить ИМ. Конечно, он полезен и для тех кто проходит этап очищения. Но когда страсти умалились, то есть более тонкие советы.
У прп. Исаака есть такой:
***Меру сокровенного в тебе уразумеешь из различия мыслей твоих, говорю же о мыслях постоянных, а не случайно возбуждаемых и в один час проходящих. Нет никого, носящего на себе тело, кто пришел бы в свой дом, не отлучившись от двух, добрых или худых, изменений: и если он рачителен, то - от изменений маловажных, и при помощи естества (потому что отцы суть отцы рождаемых); а если он нерадив, то - от изменений высоких, и при помощи закваски оной благодати, бывшей в естестве нашем***Я понимаю приблизительно так, что когда я возвращаюсь к уединенному молитвенному бдению (свой дом), то во мне происходят изменения. Исчезают суета дня и рассеяние ума. Мысли во время молитвы существенно различаются от мыслей в течение дня. Это говорит о том, что мера сокровенного во мне не велика.
Тамже (в слове 42) есть и другие советы::
***...сии указательные мановения отеческих словес положи пред собою, как некоторую цель, и к сближению с ними направляй течение своего делания***Сии направления, к которым надо стремиться, можно кратко перефразировать приблизительно так:
1. При встрече с людьми сокровенная МИ не рассеивается
2. МИ сопровождается волнами радости, сердечного умиления и любви
3. Ум не увлекается суетными мыслями и попечениями
4. При переходе к бдению изменения в постоянных помышлениях не велики
5. Бдение является привычным и желательным деланием каждый день без пропусков.
6. Ум не желает общения, но стремиться к молчаливому уединению
7. Во время уединенного бдения чувства и воспоминания смолкают
8. Сокровенная МИ и исполнение заповедей не прекращается во всякое время жизни
Тема очень хорошая и важная и хочется приблизить ее к молитве словами прп. Исаака:
***человеку надлежит иметь тонкое сведение обо всем этом и знать приметы, чтобы при каждом сделанном шаге сознавать, куда достигла и какую страну начала попирать стопами своими душа его ...:
- Достаточно ли, по душевному свету, ведение к различению сего, или различает это во тьме, или совершенно лишено такой способности?
- Точно ли находишь, что помысл начал очищаться?
- Парение мыслей в уме проходит ли в час молитвы?
- Какая страсть смущает ум во время приближения к молитве?
- Ощущаешь ли в себе, что сила безмолвия приосенила душу кротостию, тишиною и миром, какой сверх обычая рождается обыкновенно в уме?
- Восхищается ли непрестанно ум без участия воли к понятиям о бесплотном, в объяснение чего не дозволено входить чувствам?
- Возгорается ли в тебе внезапно радость, ни с чем не сравнимым наслаждением своим заставляющая умолкнуть язык?
- Источается ли непрестанно из сердца некое удовольствие и влечет ли всецело ум? ...
Если же не начал ты усматривать в душе своей, брат, что все это некоторым образом избыточествует или оскудевает, то труды твои, и скорби, и все безмолвие твое - бесполезное утомление себя ***Мне так видится, что молитва не только меняет нас, но и является индикатором истинности пути. По тому. как она начинается и как протекает можно понять истинность или ложность пути. Не может Господь оставить нас без попечения и держать в неведении, но сказать об истинности или ложности может через саму молитву во время уединения в молитве.