Антиквар, я отвечая здесь, говорил о другом - про то, что этапы покаяния, внутренней перемены у всех разные и силенок тоже у всех по-разному. Речь вовсе не шла про этапы приобщения к внешней стороне церковной жизни - процесс поначалу весьма болезненный и в больших дозах попросту опасный.
Похоже, каждый из нас в этой ветке все время говорит "немного о другом", и друг друга недопонимает.
Собственно, изначально мы говорили о "святых местах", их благодатности - истинной или мнимой, о поклонении мощам святым и так далее.
Для меня - это оккультное, магическое пространство. Оно не плохо и не хорошо само по себе. Но в нем на нас воздействуют в принципе те же силы, которые действуют не только в "святых местах", а, например, в музыке, литературе, живописи, архитектуре, на природе, где угодно. Просто мы пытаемся придать этим силам "православную окраску", называем их "благодатью" и тд и тп.
Но, насколько я понимаю, подвижники как раз учили, что надо проходить это пространство, не зацикливаясь на нем. Это пространство изменчиво, обманчиво, ненадежно. Надо стремиться дальше, дальше - к Богу.
Но "духовная", "православная" жизнь давно ориентирована на пребывание именно в этом пространстве. И попытки выйти из него трактуются как "покушение на святыни", "кощунство" и тд.
Вот в чем мне видится проблема.