А кротость и смирение перед людьми не озачает что надо идти у них на поводу и делать всё что они говорят, но состоит в том чтобы спокойно и с ровной любовью ко всем следовать только воле Божией, "думать о том, что Божие, а не о том что человеческое" (Мф 13).
Но каждый человек, стремящийся идти по этому пути, проходит период болезненного разлада с окружающим миром и людьми. Он яснее видит свои грехи и греховность мира вокруг. Поведение человека меняется. Это приводит к внешним конфликтам или (и) к замкнутости. А главный конфликт возникает внутри, поскольку человек задается вопросом, а действительно ли он различает волю Божью или идет не туда?
Нарастает шквал сомнений, переходящий в уныние. Кажется, что внутренние силы иссякают, и, главное, тает желание обращаться к Богу. Наступает момент падения.
Человек с головой бросается в прежние страсти и на время они приносят забвение, но не надолго. Потому что человек уже не может, как прежде, думать, что та жизнь, к которой он вернулся - нормальна и хороша. Он живет в ощущении грязи и липкой тьмы. И это ощущение зовет его снова попытаться выйти из этого темного пространства.
Такое может повторяться не раз (собственно, это моя история), и переживается очень тяжело.
Вопрос: как не сорваться в пике при возникающем разладе с миром? Я так и не нашел рационального ответа. И все же ответ нашелся.
Оказывается, когда понуждаешь себя отдаваться на волю Божью, доверяться ей (а это не так легко и не сразу приходит), то ситуации, в которых конфликт с окружающим миром, казалось бы, запрограммирован на 200%, неожиданно проходят почти бесконфликтно. Или же появляются силы переживать эти ситуации более спокойно, а это способствует и их естественному урегулированию.
Самое трудное - не выпустить из рук тоненькую ниточку доверия к Богу, сплетенную из молитвы. Если разжимаешь руки, то падение неизбежно. Другого ответа я не нашел.