Док, Весьма правдоподобно,только жаль что психолог не уточнил как же именно эту самую агрессию и гнев предотвращать...не бить же дубиной по голове каждого встречного.
http://www.protoscentr.ru/press/articles/articles_12.html– ... Очень распространено мнение: в России функцию психотерапевта всегда выполнял священник.
– В некотором смысле это оправдано. Священник может оказать психологическую поддержку, помощь – выслушать человека, посочувствовать, сопереживать. В этом есть психотерапевтический эффект. Но дальше эта помощь не идет.
Чтобы говорить о процессах, связанных с коррекцией отношений, о внутриличностных конфликтах человека, для этого требуется понимание и знание динамики психических процессов, знание картографии души человека. Священник этого не знает и знать не хочет, потому что «это бесовщина». Священник не может эффективно помочь, например, в решении семейной проблемы, так как надо понимать причину конфликта внутри семьи, а эту причину бывает очень трудно найти. И еще большой вопрос – а захочет ли человек с этой причиной разбираться и над этим работать?
Священник чаще всего навязывает определенный образ жизни, изнурительное и тяжелое поведение. В психологии такой прием называется «переключение внимания». Например, человек находится в состоянии депрессии, а депрессией заниматься очень трудно, это сложная тема... Как помочь при депрессии? Священник загружает страждущего религиозными предписаниями и, если человек запуган, он их добровольно на себя принимает. Он начинает вычитывать бесконечные акафисты, молитвы, соблюдать посты и «отключается», уходит от острого конфликта, переключает внимание на что-то другое. Но человек проживет в таком состоянии несколько месяцев и поймет, что ему это не помогает. И на него наваливается та же депрессия с большей силой.
– А ему говорят – это потому, что ты плохо молишься, у тебя нет веры…
– И чувство вины становится все сильнее, а ему все хуже. И тогда человек либо уходят из Церкви, либо уходит от священника (таких мало), или, что бывает гораздо чаще, начинает еще более ревностно изнурять себя таким «лекарством».
– Поскольку у вас есть опыт и психотерапевта, и священника, принимающего исповедь, позвольте конкретный вопрос. Представим, что к вам на исповедь пришла женщина, она исповедует грех нелюбви к своему ребенку. Она его родила вынужденно, он ей не нужен, откровенно говоря, она его ненавидит. Но она человек церковный и страдает от того, что испытывает такие эмоции. Это проблема духовная или душевная, психологическая? К кому в такой ситуации обращаться – к психотерапевту или священнику?
– Это проблема психологическая. Но как будет складываться поведение женщины религиозной и нерелигиозной? Религиозная женщина никогда не признается в том, что она ненавидит своего ребенка. Такое признание само по себе очень трудно – «я родила ребенка, не любя его отца, вынужденно». Религиозная женщина будет иметь массу претензий к самому ребенку: он плохо молится, не любит ходить в Церковь. Она будет не любить его именно за это.
Приведу пример из своей практики. Когда я служил, ко мне обратился отец одного ребенка: «Сын не хочет читать "Отче наш". Я его бью ремнем. Не помогает. Надо ли его бить палкой?»
– Отец нормальный?
– Абсолютно. Адекватный верующий, истинно православный, воцерковленный. Я его стал убеждать, говорить о любви, о Христе. По мере того, как я говорил, его лицо искажала гримаса отвращения ко мне. Он пошел к настоятелю и нажаловался, что я говорю еретические, неправильные вещи – ведь если ребенок не хочет молиться, его надо заставлять ради его же спасения! – А ребенок не хочет молиться, потому что в нем бес, которого надо изгнать ремнем или палкой?
– Да, иначе ребенок не спасется! Вот здесь первичные, подлинные отношения между отцом и ребенком заворачиваются в религиозную упаковку. А когда их так завернули, можно делать все, что угодно! Как в советское время – там же не убивали людей, там убивали «врагов народа». Так и здесь – это уже не просто ребенок, а «бесовский» ребенок! У религиозного человека в распоряжении всего две компоненты, две составляющие – божественное или бесовское, и он всем сложным и многообразным явлениям пытается найти простое, зачастую наивное и глупое объяснение. И самое страшное – им следовать.
...