... некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище....
По образному выражению одного пресвитера, мы склонны проповедовать купола и колокола, а не Христа и нравственную жизнь. Часто можно услышать такие, например, «советы новоначальным»: «Ты вот постись, ходи в церковь, читай такие-то и такие-то молитвы, съезди обязательно в такую-то обитель к старцу, отслужи молебен такой-то иконе» и проч., и проч. Наставляемый говорит: «Да я не понимаю ничего, что в церкви происходит, и молитвы мне не понятны…» На это следует такой ответ: «Ну и ничего, что ты не понимаешь. Главное, что бесы понимают, а тебе и не надо ничего понимать», - то есть как бы всё само собой, автоматически, где-то там на небе произойдёт, а ты только выполняй то-то и то-то. Это и есть магизм».
Мы из церкви делаем этнографический музей. Мы, погружаясь в дебри аскетической письменности, не только не приобретаем, но и теряем эти качества. Нас интересуют абсолютные послушания, мистические духовничества, типиконное постничество и пр. Гоняясь за этими журавлями в небе, мы нередко выпускаем из рук синицу обыкновенного человеческого здравомыслия. И получается так, как сказал свт. Василий Великий высокопоставленному чиновнику, начитавшемуся книжек и ушедшему в монастырь: «Ты и сенаторство потерял, и монахом не сделался». Приобретя ангельский чин, смотри, не утрать человеческого».
Особо посвящённое лицо, жрец или маг, должно точно выполнить то или иное обрядовое действие; и если оно правильно совершено, если учтены все значимые потусторонние обстоятельства дела, то результат гарантирован, независимо от внутренних расположений сердца человека, от его веры, взглядов, дел, нравственного состояния и пр. Главное – учесть все обстоятельства и скрупулёзно точно, посвящённым лицом исполнить определённый род действий. Если магизм проникает в церковь, он коренным образом извращает внутренний строй христианина, так что он фактически перестаёт им быть, хоть может быть внешне весьма воцерковлённым человеком. Магизм в церкви прежде всего извращает отношение человека к Богу, извращает саму мысль о Боге. Магическая точка зрения стоит на том, что Богу нужен только обряд, правильное, во время исполненный, в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.
Церковь у нас превратилась в некую белую магию православного обряда. Пастырям проще выступать в роли жрецов – отслужить молебен или требу и, получив плату, на этом закончить созидание церкви. Людям же легче поставить свечи, написать записки, пройти по канавке, сходить к поясу в храм Христа Спасителя и т.п. в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, чем разбираться в своей жизни и строить её в соответствии с Евангелием. Внешний антураж.
У многих пастырей, в огромном количестве церковной литературы имеет место именно лубочное, псевдоцерковное христианство. Почему-то многие считают, что работа мысли вредит чистоте церковной жизни. Смотрят на жизнь сквозь узкую щель лубочного мировосприятия. Происходит подмена Бога и церкви её служителями. Послушание становится предметом спекуляций, рабским подчинением, только отдаляющим человека от Господа. На духовников сваливается вся жизнь паствы, люди хотят взамен свободы получить «гарантию спасения». Но отказ от свободы есть отказ от христианства. Духовники становятся безраздельными властителями. Покривляется весь строй не только христианской, но вообще жизни. Манипуляция жизнью подвластных. В других религиях для разрешения ровно этих же вопросов существуют гуру, шейхи, шаманы, ламы, цадики, друиды и проч. Церковь становится для людей магией.
(Игумен Пётр, насельник Даниловского монастыря)