Исихазм

Автор Тема: Христианство или магия  (Прочитано 18489 раз)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Христианство или магия
« : 30 Ноябрь 2011, 07:05:15 »
... некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
  А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище....


По образному выражению одного пресвитера, мы склонны проповедовать купола и колокола, а не Христа и нравственную жизнь. Часто можно услышать такие, например, «советы новоначальным»: «Ты вот постись, ходи в церковь, читай такие-то и такие-то молитвы, съезди обязательно в такую-то обитель к старцу, отслужи молебен такой-то иконе» и проч., и проч. Наставляемый говорит: «Да я не понимаю ничего, что в церкви происходит, и молитвы мне не понятны…» На это следует такой ответ: «Ну и ничего, что ты не понимаешь. Главное, что бесы понимают, а тебе и не надо ничего понимать», - то есть как бы всё само собой, автоматически, где-то там на небе произойдёт, а ты только выполняй то-то и то-то. Это и есть магизм».

Мы из церкви делаем этнографический музей. Мы, погружаясь в дебри аскетической письменности, не только не приобретаем, но и теряем эти качества. Нас интересуют абсолютные послушания, мистические духовничества, типиконное постничество и пр. Гоняясь за этими журавлями в небе, мы нередко выпускаем из рук синицу обыкновенного человеческого здравомыслия. И получается так, как сказал свт. Василий Великий высокопоставленному чиновнику, начитавшемуся книжек и ушедшему в монастырь: «Ты и сенаторство потерял, и монахом не сделался». Приобретя ангельский чин, смотри, не утрать человеческого».

Особо посвящённое лицо, жрец или маг, должно точно выполнить то или иное обрядовое действие; и если оно правильно совершено, если учтены все значимые потусторонние обстоятельства дела, то результат гарантирован, независимо от внутренних расположений сердца человека, от его веры, взглядов, дел, нравственного состояния и пр. Главное – учесть все обстоятельства и скрупулёзно точно, посвящённым лицом исполнить определённый род действий. Если магизм проникает в церковь, он коренным образом извращает внутренний строй христианина, так что он фактически перестаёт им быть, хоть может быть внешне весьма воцерковлённым человеком. Магизм в церкви прежде всего извращает отношение человека к Богу, извращает саму мысль о Боге. Магическая точка зрения стоит на том, что Богу нужен только обряд, правильное, во время исполненный, в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются.

Церковь у нас превратилась в некую белую магию православного обряда. Пастырям проще выступать в роли жрецов – отслужить молебен или требу и, получив плату, на этом закончить созидание церкви. Людям же легче поставить свечи, написать записки, пройти по канавке, сходить к поясу в храм Христа Спасителя и т.п. в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, чем разбираться в своей жизни и строить её в соответствии с Евангелием. Внешний антураж.

У многих пастырей, в огромном количестве церковной литературы имеет место именно лубочное, псевдоцерковное христианство. Почему-то многие считают, что работа мысли вредит чистоте церковной жизни. Смотрят на жизнь сквозь узкую щель лубочного мировосприятия. Происходит подмена Бога и церкви её служителями. Послушание становится предметом спекуляций, рабским подчинением, только отдаляющим человека от Господа. На духовников сваливается вся жизнь паствы, люди хотят взамен свободы получить «гарантию спасения». Но отказ от свободы есть отказ от христианства. Духовники становятся безраздельными властителями. Покривляется весь строй не только христианской, но вообще жизни. Манипуляция жизнью подвластных. В других религиях для разрешения ровно этих же вопросов существуют гуру, шейхи, шаманы, ламы, цадики, друиды и проч. Церковь становится для людей магией.

 (Игумен Пётр, насельник Даниловского монастыря)
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #1 : 30 Ноябрь 2011, 07:18:09 »
Цитировать
Людям же легче поставить свечи, написать записки, пройти по канавке, сходить к поясу в храм Христа Спасителя и т.п. в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, чем разбираться в своей жизни и строить её в соответствии с Евангелием. 
Вера от слышания, слышание же от Слова божия. А Слово как услышать, если нет проповедающего?

Это я к тому, что парраллельно  к обозначенной теме  хотела бы поставить вопрос о просвещении  в  церкви. Дело усугубляется еще и тем, что оно -просвещение отдано на откуп ботаюшкам (уровень интеллектуальных притязапний которых , в большинстве случаев, оставляет желать лучшего).. Как правило, активные и грамотные миряне не слишком приветствуются (ИМХО), и конечно, получают по рукам, если идут в чем то в разрез с "церковной линией.

Я это говорю потому, что в свое время еще в начале пути  и жажда совершенствования была и тяга к иной жизни, но никто не ПРОСВЕЩАЛ. Брала то, что было, что давали.Отцов не читала, открыла и снемгла осилить  вообще- слишком сложно показалось..читала  брошюрки типа "Наставления христианину" ..Библия казалась темным лесом, И при этом "воцерковление" шло полным ходом и было почти безупречным -длинные юбки,  посты и т.п.



"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #2 : 30 Ноябрь 2011, 12:19:32 »
Вера от слышания, слышание же от Слова божия. А Слово как услышать, если нет проповедающего?
Когда сердце готово, будет и Слово...
Увы, нас приучили полагаться на проповедующего, искать его совета, и без батюшки ни куда, но в реальной жизни все происходит иначе - мы это видим каждый день, если трезвимся. Весь вопрос в нас в нашей вере в Христа, мы ежедневно встаем перед выбором пути...

Сколько бы раз не вставал выбор пути, сколько бы раз не падали, как бы не молились - важен навык устремления к Единому дающему жизнь вечную, непрестанное горение и устремление нашего произволения.
« Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2011, 12:55:49 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #3 : 30 Ноябрь 2011, 12:35:04 »
Создавая эту тему, хотел для себя в первую очередь разобраться в магизме. Бывает понимаешь, но выразить не можешь, даже для себя в уме не можешь.

"После того, как в первые годы после краха коммунистической системы храмы оказались переполнены вновь пришедшими людьми, могло показаться, что так будет всегда, что достаточно «держать двери открытыми», и дело христианской миссии будет совершаться само собой. Но вот времена изменились, первоначальный голод утолен – и что же дальше? А дальше – каждодневный труд, к которому, как оказалось, были готовы далеко не все пастыри.

Ныне, на мой взгляд, требуется весьма непривычное для православного священника делание. Он должен выйти за ограду храма и отправиться во внешний мир на улицу, на вокзал, в электричку, на перекрестье дорог... Идти навстречу человеку и учить, как Апостолы учили: «Итак идите, научите все народы»... А для этого необходимо изменить привычный взгляд на природу и внутреннее содержание миссии. От нас требуется сознание той истины, что миссия далеко не исчерпывается проповедью в привычной, уютной и милой нашему сердцу обстановке православного прихода. Арена нашей битвы – жесткое и нередко враждебное пространство современного мира, где нас могут ожидать и непонимание, и раздражение, и сомнение, и насмешки, и разочарование. Именно в этой, столь еще непривычной для нашей проповеди и мало комфортной среде мы должны научиться свидетельствовать Слово Божие."
                                                                                             митр. Кирилл (Гундяев)    «Труд» 19 ноября 2002 г.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #4 : 30 Ноябрь 2011, 12:44:57 »
«Я только что вернулся из Турции, ездил по местам Вселенских соборов: Константинополь, Никея, Эфес, Халкидон. У меня было ощущение, что это путешествие в будущее России, а не в прошлое. Очень горько видеть руины великой православной византийской имперской цивилизации, которые стали именно руинами. И не на одном из этих мест вселенских соборов нельзя было даже свечку православную востеплить. А там, где взял перекреститься, это приходилось делать с оглядкой на местных жителей, которые через бреши в руинах смотрели на это дело.

Солженицын в своём «Красном колесе» пишет, что когда он готовился к написанию этого романа, то пролистал тома подшивок дореволюционных газет. Так вот, его поразила церковная реакция на главные события народной жизни государства в то время. Это заупокойная панихида и благодарственный молебен. Скажем, не удалось покушение на императора – служился благодарственный молебен, удалось – панихида. Сейчас точно так же, если церковь не обратится к молодёжи, к детям, причём к детям не собственно церковным, а из внецерковных семей, то в этом случае через пятьдесят лет здесь будет московский халифат. Лично я полагаю, что исчезновение всех православных монархий в мире – это всё-таки действие Божьего Промысла, то есть Господь нам говорит: вы уже взрослые... Церковь сейчас призывается пережить своё совершеннолетие, и наша задача на ХХ1 век – стать Церковью не государственной, а народной, и причём народной именно по влечению народа, а не по приказу полиции».
                                                                                      Андрей Кураев «Литературная газета» окт. 2006 г. №42
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Кристина

  • Сообщений: 561
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #5 : 30 Ноябрь 2011, 12:57:44 »
Пять копеек:

Слова человека в котором Любви Христовой нет не имеют как правило силы, они человека не меняют, он может и задумается на мгновение об ошибке своей но так же быстро и забудет. Сила проповеди апостолов она заключалась в том что они Духом были движимы и говорил в них Господь, как и в Иисусе. Поэтому действейность проповеди зависит напрямую от того в каком состоянии находится сам проповедник.

А оккультная, тварная энергетика безусловно присутствует в храмах и она дает подобные Истинным переживания, но только лишь подобные. Также как и у человека есть личная энергетика, которую также можно с успехом повысить тем же постом или дыхательными практиками, а есть и другая ( если есть). Соответственно первая изменяет внешнее, а вторая внутреннее.

И если внешний церковный обряд только показывает что происходит внутри человека при соприкосновении с Господом, то и вера в этот обряд - вера в картинку и не более.

Если бы было иначе то каждый на исповеди получал бы реальное отпущение греха и просто не смог бы больше его совершать, но ведь этого не происходит. Потому что исповедует человек, а не Дух присутствующий в нем (таких священников единицы).

Я думаю в этом и разница между магией и истиной. Что от человека или коллектива людей (личной энергетики, закрепленной ритуалами) то магия, а что от Духа присутствующего в человеке то христианство.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #6 : 30 Ноябрь 2011, 13:13:59 »

 

Сколько бы раз не вставал выбор пути, сколько бы раз не падали, как бы не молились - важен навык устремления к Единому дающему жизнь вечную, непрестанное горение и устремление нашего произволения.

Я не про батюшек, наверное неточно выразилась.."Неведение" -это как раз когда отсылают к б. за советами..А благовествующие. Много ли таких? Да, не поспоришь -когто Господь приводит особыми путями, как ап.Павла, который не советовался с плотью и кровью..Но в подавлюящем большинстве случаев нужен тот, у кого в глазах "увидешь отблеск Вечности"..Мне, слава Богу, такой человек на пути встретился..а дальше -зажглось, как от кремния.. а дальше идет и навык   и устремление в..правильном русле, а не метания во все и вся. Самое важное здесь, чтоб  он - был  тем самым привратником, что отворяет дверь в двор овчий...

 
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #7 : 30 Ноябрь 2011, 13:22:20 »
Создавая эту тему, хотел для себя в первую очередь разобраться в магизме. Бывает понимаешь, но выразить не можешь, даже для себя в уме не можешь.

"После того, как в первые годы после краха коммунистической системы храмы оказались переполнены вновь пришедшими людьми, могло показаться, что так будет всегда, что достаточно «держать двери открытыми», и дело христианской миссии будет совершаться само собой. Но вот времена изменились, первоначальный голод утолен – и что же дальше? А дальше – каждодневный труд, к которому, как оказалось, были готовы далеко не все пастыри.

Ныне, на мой взгляд, требуется весьма непривычное для православного священника делание. Он должен выйти за ограду храма и отправиться во внешний мир на улицу, на вокзал, в электричку, на перекрестье дорог... Идти навстречу человеку и учить, как Апостолы учили: «Итак идите, научите все народы»... А для этого необходимо изменить привычный взгляд на природу и внутреннее содержание миссии. От нас требуется сознание той истины, что миссия далеко не исчерпывается проповедью в привычной, уютной и милой нашему сердцу обстановке православного прихода. Арена нашей битвы – жесткое и нередко враждебное пространство современного мира, где нас могут ожидать и непонимание, и раздражение, и сомнение, и насмешки, и разочарование. Именно в этой, столь еще непривычной для нашей проповеди и мало комфортной среде мы должны научиться свидетельствовать Слово Божие."
                                                                                             митр. Кирилл (Гундяев)    «Труд» 19 ноября 2002 г.
Отец Кирилл не упомянул самого главного качестве миссионера - уметь мучаться в муках рождения за нового человека во Христе..
Ьез этого - широчайшее поприще для  удовлетворения собственных амбиций миссионера.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #8 : 30 Ноябрь 2011, 13:32:09 »
Отец Кирилл не упомянул самого главного качестве миссионера - уметь мучаться в муках рождения за нового человека во Христе..
Ьез этого - широчайшее поприще для  удовлетворения собственных амбиций миссионера.
Даже внутри храма, на своем приходе мало кто из священников умеет (и желает) мучиться в муках рождения за нового человека во Христе...что уж говорить о подобном подвиге при несении миссии за стенами храма...всем гораздо спокойнее, когда в храмах процветает магия...меньше неприятных вопросов и затрат сил и времени на мучения в муках рождения за нового человека во  Христе...а ведь внутри храма нерожденных во Христе многолетних его посетителей превалирующее большинство...  :|

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #9 : 30 Ноябрь 2011, 14:54:43 »
Текст о.Петра неплох, только в нем немало слабостей и недоговоренностей.

Этнографический музей из церкви мы не делаем, поскольку он (музей) уже давно сделан. Просто многие служители его и посетители отказываются это понимать.

Церковная магия давным-давно не белая, а серая и даже черная.

Изъятие обрядово-магической основы из современной церкви равносильно разрушению стен музея.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #10 : 30 Ноябрь 2011, 14:56:45 »
Когда узнал, что в храм Христа Спасителя стоит огромная очередь, что люди с детьми многие часы стоят чтобы приложится, прикоснуться, пройти рядом с поясом Богородицы - появилось непонятное возмущение. По телевизору весь ноябрь месяц рекламируют о путешествии "пояса", люди как послушные овцы, ведомые рекламой пришли за чудом... Почему никто не пояснил людям о Христианстве? Почему интересно не рассказали про историю всех "поясов"? Выгодно наверное  :-o или мы перенимаем у Греков опыт православной Греческой традиции  :oops:

Когда интересно в Грецию возились наши святыни, или может все российские святыни не правильные, а самые правильные это греческие...  :cry:или может у греков кризис а у нас его нет... а может греки больше дорожат своим народом и их благосостоянием...

На Афоне узнал, что "пояс" повезли в Россию, так же узнал что существует очередь, по "привозу мощей" т.е. сбору финансов. Например в декабре должна быть привезена сербами икона "Троеручица", но...

Видимо выгодно когда народ в неведении, и не важно пресвитерам и епископам, что он не зная сути Христианства практикует магизм. Господь все видит!
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #11 : 30 Ноябрь 2011, 14:58:36 »
Отец Кирилл не упомянул самого главного качестве миссионера - уметь мучаться в муках рождения за нового человека во Христе..
Ьез этого - широчайшее поприще для  удовлетворения собственных амбиций миссионера.

Выдано обычное партийное клише-воззвание. На 100% функционерное.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #12 : 30 Ноябрь 2011, 15:02:45 »
Видимо выгодно когда народ в неведении, и не важно пресвитерам и епископам, что он не зная сути Христианства практикует магизм. Господь все видит!

Серый, пребывающий в невежестве народ с рабским сознанием - именно на него делается ставка в современном российском государстве и в современной РПЦ. Остальные - держатся в черном теле или изгоняются.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #13 : 30 Ноябрь 2011, 15:04:46 »
Серый, пребывающий в невежестве народ с рабским сознанием - именно на него делается ставка в современном российском государстве и в современной РПЦ. Остальные - держатся в черном теле или изгоняются.
А я все мечтал о монашестве, о посвящении всего своего времени молитве...  :cry:

Не так давно работая, каждое утро когда шел на работу. я видел в голове одну и ту же мысль - лучшее время, энергию, свежесть ума меняю на деньги, время идет и с чем я остаюсь... :cry:
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Христианство или магия
« Ответ #14 : 30 Ноябрь 2011, 15:10:25 »
Видимо выгодно когда народ в неведении, и не важно пресвитерам и епископам, что он не зная сути Христианства практикует магизм. Господь все видит!

Серый, пребывающий в невежестве народ с рабским сознанием - именно на него делается ставка в современном российском государстве и в современной РПЦ. Остальные - держатся в черном теле или изгоняются.
А те, кто изгоняются имеют выход "во вне" ( например, к тому же просвещению людей)? Или их участь - быть странником, уйдя во внутренний затвор ?

"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон