Исихазм

Автор Тема: Создают ли у нас люди скиты, монастыри или монашеские общины?  (Прочитано 9742 раз)

Григорийъ

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Не могу понять, как вообще назвать тему. Попробую на примерах. Наверное то слово, которое кажется лишним в названии темы и есть ключевое.
Если, братья и сестры, я в чем-то заблуждаюсь, то поправьте меня пожалуйста.

Я, к сожалению, плохо знаю  церковную историю, поэтому это будет мое мнение на основе некоторых фактов.
К концу 19 века, в Русской Церкви, в связи упадком, наметилась тенденция к созданию обществ  трезвости, домов трудолюбия (идея Иоанна Крондштадского), молитвенных домов и ….. монашеских образований. Приведу 2 примера:
Сергиев скит — обитель, которая была создана в память об убиенном террористами князе Сергее Александровиче(губернаторе Москвы) муже будущей великомученницы Елисаветы Феодоровны. На этом месте (6 верст до Тихоновой пустыни, калужской губернии) уже жили монахи в шалашах. Привожу отрывок из книги: «На жертвуемых землях скит, как таковой, уже существовал. Небольшая горстка монахов вела иноческий образ в лесу недалеко от деревни Мстихино, в урочище под названием «Боровой лес». Жили в шалашах, сплетенных из хвороста...»

Обитель «Отрада и утешение» основанная будущей новоисповедницей матушкой Софией Греневой. Отрывок из книги: http://true-orthodox.narod.ru/library/story/Sofiya.html
«Когда именно имело место пострижение м.Софии в рясофор, осталось неизвестным. Вероятнее всего, что это произошло в Св.-Троицкой обители, где она положила начало, где была настоятельницей её добрая подруга в миру, мать Анна.
Окончив епархиальное училище, м.Анна загорелась желанием создать обитель. Своими беседами и лекциями она собрала вокруг себя группу девиц. Она выпросила у отца-помещика 80 десятин земли и начала созидать обитель. Сначала были поставлены из досок шалаши, где на лето поселились послушницы в ожидании постройки тёплого дома. Этих первых сестёр прозвали «шалашницами». Монастырь быстро начал процветать. Построили церковь, создан был приют, и возникло два подворья в обеих столицах. Но деятельная игуменья, очевидно мало знакомая с аскетической литературой, с «Добротолюбием», поддалась духовному соблазну. Не желая подчиниться увещанию епархиального епископа, она навсегда покинула созданную ею обитель и умерла вне её стен.
Мать София не долго пробыла в Свято-Троицкой обители. Она перешла в Николаевскую обитель. Можно предположить, что причиною этого перехода была смута, связанная с уходом м.Анны. Но и в новой обители м.София не нашла желанного мира. Её полюбили сёстры, которым она в своей келии читала духовную литературу. За это её невзлюбила казначея. Тогда она, совместно с м.Екатериной (Метцендорф), которая также ушла из Троицкой обители, стала искать, где бы они могли обосноваться самостоятельно.
Место, которое они выбрали — Дугнинский завод — крайне нуждался в духовном просвещении. Это был самый незадачливый угол в прекрасной Калужской губернии.....
Матушка Екатерина недолго оставалась в обители «Отрада и Утешение». Произошло следующее: она, как старшая годами, стала настоятельницей, но сёстры больше любили мать Софию и тем возбуждали её недовольство. Ради сохранения мира, м.София решила удалиться в Белевский монастырь, Тульской губ., где был похоронен её отец и где были вложены их семейные вклады. Уход м.Софии сильно огорчил сестёр новосозданной обители. Была среди них одна юродивая, так называемая «Марьюшка-блаженная», прозвавшая м.Софию — Серафимой. Она взбиралась на дерево и взывала к ней: «Серафима, Серафима!». Наконец м.Екатерина написала м.Софии, что без неё жизнь обители расстроилась и что ради её сохранения м.София должна вернуться, а она, м.Екатерина, покинет обитель. Так они и сделали. Впоследствии м.Екатерина основала около г.Бологое, Новгородской губ. общину, где и скончалась 95-ти лет от роду.»


Это я веду к тому, что создание монашеских общин не являлось преступлением, как это может показатся на первый взгляд. Хороший духовник — залог успеха и основа монашеской жизни, это понятно и я это понял на своем опыте, но если такового нет, то неужели людям пропадать? Я думаю, что к желающим спасения, Господь наш даст духовника.

Посмотрел я сейчас фильм "Последний отшельник" про монахов монастыря св. Антония и отшельника. Простые правила монашеской жизни ими не забыты: Цитата из фильма: "....для меня стало меньше искушений после того как я пришел сюда. Здесь ничего не искушает мое зрение. Я не вижу женьщин, не вижу денег, не вижу алкоголя, азартных игр, богатства. Не вижу ничего, что могла бы привлечь меня. У меня нет красивой одежды и всего того, что искушает через глаза....."
К сожалению, я не знаю ни одного русского монастыря, где не было бы женьщин. Я человек слабый и не ищу себе проблем. Обычно когда спрашиваешь, почему не соблюдается монашеский устав, то говорят: "смиряйся". Но вместо смирения я чувствую себя обманутым дураком.
Я приведу отрывок из книги о. Паисия и из устава Нила Сорского:

Паисий святогорец . Письмо к новоначальным. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html
Очень хорошо, если монастырь удален от мира и от исторических мест и мирского шума. Даже самые почитаемые монастыри часто уклоняются от своей настоящей цели, потому что часто доходят до того, что превращаются из монастырей в торговые заведения. Поэтому некоторые владыки — и очень справедливо — хотели бы владеть ими сами, так как монахи должны любить нестяжание, хранить которое они обещали Богу. Однако, к сожалению, они не ограничиваются необходимым и простым — как для себя, так и для монастыря в целом. Они не могут удержаться чтобы не принимать от верующих пожертвования, и не побуждают их самих помогать нашим нищим братьям, которые страдают. Но что делают? Собирают даже пот бедных и наполняют им множество лампад и колоколов, думая, что так славословится Бог. Однако такого рода благочестие подобно благочестию многих русских клириков, которые — сами того не желая — стали причиной того, что лампады, паникадила и колокола стали пушками, стреляющими по самой Церкви Христовой.
 
Будь осторожным, брат, чтобы не соблазниться тем, что я упомянул: ни мирской вежливостью, которую увидишь, ни мирской любовью, ни мирскими удобствами, которые тебе предложат, ни каким - то мирским порядком, какой увидишь в монастыре, потому что всякий мирской порядок в монастыре является великим беспорядком.
 
Итак, все мирское в монастыре считай за петлю, которая в конце концов задушит тебя внутренним беспокойством, потому что ты уже будешь находиться в монастыре и не сможешь этим пользоваться, как хотел бы, и будешь страдать. Даже если у тебя появится возможность и ты это получишь, то опять - таки увеличишь пустоту в душе и окажешься совершенно лишенным Христа, а внутри твоей великой пустоты будет большое душевное беспокойство — такое же, какое мучит человека более других богатого материальными благами.
 
Кто сомневается, что со всем современным комфортом монастырь может действовать более удобно? Если бы у каждого монаха была рядом мама, которая ухаживала бы за ним, то, конечно, это было бы удобством. И если бы в церкви ставили магнитофон, чтобы он воспроизводил звуки (молитвы), то, конечно, это было бы отдыхом, и еще большим отдыхом было бы, если бы стасидию [5] переделали в кровать. Нет сомнений, что для аскета было бы удобно, если бы у него была маленькая машинка специально для того, чтобы перебирать четки, и кукла - аскет, которая падала бы и вставала, творя за него поклоны и молитву по четкам, а сам он купил бы себе мягкий матрац, чтобы лежать и давать отдых своей исстрадавшейся плоти. Конечно, все это приносит облегчение плоти, но душу опустошает и делает несчастной, оставляя ей только женские эмоции и беспокойство.
 
Поэтому, брат мой, раз уж ты благополучно отправился к чему - то высшему, смотри, чтобы тебе, хотя ты ушел от мирского, опять не закончить тем же мирским. Не забывай, зачем ты ушел из мира, и стремись к жизни более высокой, чем мирская, чтобы твой уход из мира и твоя монашеская жизнь имели смысл. Иначе — горе твоему плаванию. Не говорю: "Горе тебе из - за того, что ты причинил скорбь своим родителям", потому что они получат свою награду от Бога.
 
................................................................
Итак, нам, монахам, нужно избегать в жизни монастыря, насколько это возможно, современных средств и чтить пустыню, приспосабливая себя к ней, чтобы и пустыня даровала нам свой святой покой и мы получили бы помощь для опустошения нашей души от страстей. Неправильно желание приспособить пустыню к нашему мирскому "я", ибо это грех непочтения к пустыне.
 
Если кто - то из монахов - модернистов хочет, может построить монастырь на крыше многоэтажного дома, для того чтобы иметь все мирские удобства, какие хочет, чтобы наслаждаться электрическим светом или подниматься на третье небо на лифте, — и пусть оставит пустыню в покое.
 
К сожалению, некоторые такие монахи вместе со всем своим мирским мудрованием переносят в пустыню также весь свой мирской дух и все свои мирские средства [1], постоянно заняты изменениями и переделками, внешним благоустройством, кирпичами и кучей цветочных горшков и не знают, что такое четки, а знают только попечения, хорошую еду и кирпичи. Все это присуще плотским людям, которые являются кирпичами — брением, а не духом Божиим. (Я не имею в виду новооткрытые монастыри, где трудятся, чтобы иметь крышу над головой).
Итак, если монах не обретет духовного делания, если не получит помощи от старца и будет постоянно занят внешним, то неизбежно духовно одичает и не сможет усидеть у себя в келлии, даже если его свяжут. Ему всегда будет нравиться общаться с людьми, проводить с ними экскурсии, говорить о куполах и археологии, показывать им горшки с разными цветами, устраивать для них богатые мирские обеды и покоить только внешних, мирских, людей [2]. Если разобраться, какого рода этот покой, то можно увидеть, что это не покой, но через это занятие люди просто немного забывают о своих скорбях, а затем опять возвращаются к состоянию душевного беспокойства, потому что мирское мудрование подобно червю, который точит дерево.
 
Следовательно, монастыри имеют духовную цель, и в них не должно быть мирской стихии, но небесная, для того чтобы души наполняла райская сладость. В мирском мы не можем соревноваться с мирянами, потому что у мирян все равно больше возможностей. Что из этого следует? Несчастные миряне хотят от нас, монахов, чего - то более высокого, а нам, чтобы достичь более высокого, нужно избегать всякого человеческого утешения.

 
Преподобный Нил Сорский
Устав о скитской жизни
Об украшении же церковном пишет святой Иоанн Златоуст: «Если кто-то советуется [с тобой], желая принести в церковь священные сосуды или какое-либо иное украшение, повели ему раздать нищим. Ибо никто, — сказал он, — никогда за неукрашение церкви не был осужден». И другие святые так говорят. Преподобная же мученица Евгения и принесенные ей священные сосуды серебряные не приняла, говоря: «Инокам не подобает во владении серебро иметь». Потому и нам сосуды золотые и серебряные, даже и священные, не подобает иметь; также и прочие украшения излишни, но только необходимое для церкви можно приносить. Пахомий же Великий не хотел, чтобы и само церковное здание было украшено. В обители Мохосской он создал церковь и сделал в ней красиво столбы из плинф; после того помыслил, что нехорошо восхищаться делом рук человеческих и красотой зданий своих гордиться; взяв веревку, он обвязал столбы и повелел братиям тянуть изо всей силы, пока [столбы] не преклонились и не стали нелепыми. И говорил он: «Да не станет ум, от искусных похвал поползнувшись, добычей диавола, ибо много у того коварства». И если этот великий святой так говорил и так сделал, то сколь более нам подобает в таковых вещах себя сохранять, поскольку немощны мы, и страстны, и умом поползновенны.

Не подумайте, что это праздная критика. Все это я сильно переживаю и не вижу пока хорошего выхода для себя. Для меня казарменная жизнь не подходит из за свойства моих грехов. Если я нахожусь в тесном окружении, как в общежительном монастыре, то уже нет моей воли ходить на службы или выполнять работы,молиться, а я делаю это как необходимость, как корова в стаде. Я уверен, что только труды принимаются Богом, которые от свободной воли, от сердца и осознанно, а не так, как белка в колесе. К тому же у меня постоянно в голове крутятся всякие диалоги с людьми, как сказать и т.д. И чувствую себя неуютно.
Как правило в монастырях наших не дают отдельную келью, а живешь как в казарме. В итоге у меня то рвение, с которым приезжаешь, постепено снижается, потому что я человек слабый и зависимый сильно от окружения. Да еще и одному помолиться негде. Вообщем, мой вывод о наших общежительных монастырях таков, что на первом месте - труд, на втором тоже, на третьем - службы. Все это для того, чтобы монастырь процветал, богател, украшался, становился более привлекательным для мира, а не для Бога. Чтобы потом опять народ начал соблазняться и грабить монастыри. До того как христиане стали называть себя так, они звались назореи, что значит бедняки, нищие.   
Я устал от этих систем, чтобы тем, кто на верху было удобно управлять теми, кто внизу. Это , конечно не везде так, но а где не так я не знаю. Подскажите. Смотрел Крымские пещеры. Последнее время там открываются маленькие монастыри, но я гражданин РФ, а там нужна постоянная регистрация Укр.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Я думаю что где спасаться не важно. Будь там где есть. Ведь спасение не внешне а внутренне.
Важно покаяние как очищение, а на каком месте это делать неважно.
Конечно лучше это делать подальше от людей потому что молчание важная составляющая но если ты среди людей мало волнуешься то вот тебе и молчание.
Разговор я для себя называю общение здесь потому что это для меня важно, а если  вынужденно немного говорить о том что неважно то это и молчание.
Зачем лишние движения, нужно отдать себя воле Божьей и пытаться угадать направление ее движения что бы не сопротивляться а двигаться в нужном направлении.
Но это мое мнение как тебе поступить решай сам.

И еще я для себя решил что важно оставаться любителем. Не люблю я казарму. Стараюсь делать то что я хочу, но это особенности моего характера.
У меня сильное хочу, вот и сейчас с ним борюсь.   

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Последнее время все более прихожу к мысли, что именно в современном многолюдном городе, как нигде существуют все необходимые возможности, чтобы подвизающийся мог полностью уединиться и при необходимости даже затеряться...было бы желание... :-)

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Вот может быть это подойдет, в одном из монастырей Петрозаводской епархии нет даже электричества и телефона и он очень трудно доступен, в общем как и другие в этой епархии http://eparhia.karelia.ru/putmon.htm
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Уединение внешнее – это когда я ухожу в лес и живу в землянке, в шалаше, в какой-нибудь в пещере и молюсь. И это очень содействует молитве, но если у тебя не будет уединения в самого себя, это не поможет: ты можешь находиться там и скитаться умом по всем городам, по всему Бухаресту и всем базарам. Напрасно ты убежал в пустыню телом, ведь умом ты в пустыню не убежал. А между тем что значит «монах»?

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто умом своим стоит всегда вне мира и все время молится Богу, тот монах»[

Бог требует не того, чтобы мы одним только телом вышли из мира и убежали в лес, а чтобы умом вышли из мира. Я мог бы оставаться в шуме мира, как делал это святой Феодосий, зачинатель общежительного монашества, но его видели молящимся, подобно огненному столпу, посреди мира. У него за трапезой питалось по три тысячи нищих в день, и он прислуживал им за столом. И его видели посреди мира таким, словно он был в самой глухой пустыне, ибо он был совершенным. Он уже не обращал внимания на относящееся к миру сему, а смотрел только на горнее.

Но это касается совершенных. А нам, нуждающимся в том, чтобы научиться молиться, необходимо прежде всего уединение в себя. Заперся в четырех стенах своего дома – и можешь уединиться. Закрыл дверь – и входишь в клеть сердца. Только там ты можешь спрятаться, чтобы молиться Богу втайне.

Святой Симеон Новый Богослов говорит: «Ум не может скрыться нигде среди творений! Ты можешь и в пустыню уйти, и в скалах спрятаться, можешь уйти куда угодно, но не можешь спрятать его в творениях. Самое глубокое место, где ты можешь сокрыть ум от мира, это его клеть – сердце! Только в сердце ты можешь его сокрыть, ибо там он беседует с Иисусом, с Женихом-Словом, Который имеется у тебя с Крещения. Если там ты его скроешь, ум должен войти в сердце немым, глухим и слепым. Чтобы он более не говорил, чтобы не слышал и не видел ничего из мира сего. А только Иисуса видел бы, и к Нему прилепился, и с Ним соединился в Духе Святом. Там, в сердце, – Жених с невестой! Души наши – это невесты Христовы, как говорит святой апостол Павел: я обручил вас единому Жениху бессмертному и очень боюсь, чтобы сердца ваши не преткнулись, как ум Евы из-за хитрости сатаны (ср.: 2 Кор. 11: 2–3). Не сказал “умы”, а сердца, ибо знал, что истинное соединение души нашей со Христом совершается в сердце, а не в другом месте».

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Я тут давал уже ссылку на пост в ЖЖ  http://infin56.livejournal.com/78706.html о том, что некоторые клирики подумывают о создании неофициального монастыря, которого формально как бы вообще не будет. Трудно сказать, что выйдет из этой затеи (возможно, что и ничего). Но в принципе это симптоматично. Люди ищут выход...

Александр СПб

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

некоторые клирики подумывают о создании неофициального монастыря, которого формально как бы вообще не будет. Трудно сказать, что выйдет из этой затеи (возможно, что и ничего). Но в принципе это симптоматично. Люди ищут выход...
Мне известна полумонашеская (впрочем отчасти и прямо монашеская) община при одном из приходских храмов, там человек 20 ядро составляют. Но они хотят монастырь и официальное признание, поэтому очень трепещут отношения епископа, который еще не высказал своего мнения. Но первое о чем я вспомнил, читая эту тему это об отце Порфирии Кавсокаливите. В его жизнеописании есть удивительное место. Они вместе с родными много лет работали (шили одежду, чуть ли не футболки делали), скопили денег, затем очень долго присматривали землю, наконец купили участок и -- основали монастырь (исихастирий). Про местного епископа не было сказано вообще ни слова, ну может быть известили его, как максимум. Насколько я понял, в Греции это вполне рядовой случай, нечто в порядке вещей.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Мне известна полумонашеская (впрочем отчасти и прямо монашеская) община при одном из приходских храмов, там человек 20 ядро составляют. Но они хотят монастырь и официальное признание, поэтому очень трепещут отношения епископа, который еще не высказал своего мнения. Но первое о чем я вспомнил, читая эту тему это об отце Порфирии Кавсокаливите. В его жизнеописании есть удивительное место. Они вместе с родными много лет работали (шили одежду, чуть ли не футболки делали), скопили денег, затем очень долго присматривали землю, наконец купили участок и -- основали монастырь (исихастирий). Про местного епископа не было сказано вообще ни слова, ну может быть известили его, как максимум. Насколько я понял, в Греции это вполне рядовой случай, нечто в порядке вещей.

Хороший пример.Можно посмотреть и дальше, во времена св. Антония например. Там тоже человек осознавая что именно ему нужно не искал одобрения а делал. Он уединялся и учился у отшельников, то есть они были уже тогда. И самостоятельный выбор такой жизни Бога ради не требует одобрения человеков. Ты только сам способен решать и делать свой выбор. Как свободный. Как сын. И потому "они хотят монастырь и официальное признание, поэтому очень трепещут отношения епископа" несколько тут смущает. А нужно ли при такой постановке это делать?
С другой стороны конечно сейчас в мире нет "свободных земель" и есть юриспруденция. И от этого тоже не уйдешь. Хотя возможно. Только это уже путь странничества. Имхо.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Григорийъ

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Прочитал «Записки современного пустынножителя» Монаха Меркурия.http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/146184/Monah_Merkuriii_-_V_gorah_Kavkaza.html
Под сильным впечатлением. Подобного раньше не читал. В книге рассказывается о жизни монахов в горах Абхазии во времена гонений. Очень честно и просто. Рассказывается про самодействующую Иисусову молитву, про страхования и трудности совместной жизни.  Поразили истории про схимонахиню З. и про инока Василия в конце книги

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Родион :
Цитировать
Хороший пример.Можно посмотреть и дальше, во времена св. Антония например. Там тоже человек осознавая что именно ему нужно не искал одобрения а делал. Он уединялся и учился у отшельников, то есть они были уже тогда. И самостоятельный выбор такой жизни Бога ради не требует одобрения человеков. Ты только сам способен решать и делать свой выбор. Как свободный.
Одно дело, когда и не помогают и не мешают. тут ты сам себе хозяин. Другое дело, когда мешают и активно.
Так демократии никто не обещал. )))
Само слово - "мешают" - стоит посмотреть внутри. Кто мешает. Люди? Врят ли. Мешает совсем другое. Свое маловерие мешает. Своя неопределенность мешает. Свои заморочки мешают. Человекоугодничество мешает. Оставить мертвым погребать своих мертвецов не мертвецы мешают. Заморочи в голове мешают. Собственная нечистота ума и сердца мешает. Но уж никак не стороннее. Если ему есть к чему прицепиться, вопрос иной. Когда Господа просили заплатить, Он сказал что сыны свободны, однако денег дал. И всех то делов.
« Последнее редактирование: 19 Январь 2012, 10:09:39 от Родион »
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Так демократии никто не обещал. )))
Само слово - "мешают" - стоит посмотреть внутри. Кто мешает. Люди? Врят ли. 
Когда палят по  несколько раз, наверное эт все таки не "внутреннее")))
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Так демократии никто не обещал. )))
Само слово - "мешают" - стоит посмотреть внутри. Кто мешает. Люди? Врят ли. 
Когда палят по  несколько раз, наверное эт все таки не "внутреннее")))

Ты первый пост куда дела? )))
А то получается я не понятно на что ответил.
Ну палят и палят. Можно и уйти.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Цитировать
Ты первый пост куда дела? )))
А как я его восстановлю? :oops:
 Хорошо, продублирую:
 Родион :
Цитировать
Хороший пример.Можно посмотреть и дальше, во времена св. Антония например. Там тоже человек осознавая что именно ему нужно не искал одобрения а делал. Он уединялся и учился у отшельников, то есть они были уже тогда. И самостоятельный выбор такой жизни Бога ради не требует одобрения человеков. Ты только сам способен решать и делать свой выбор. Как свободный.
Одно дело, когда и не помогают и не мешают. тут ты сам себе хозяин. Другое дело, когда мешают и активно.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Ну палят и палят. Можно и уйти.
Угу...уйти...унутрь... и там обитель сотворить...непопалимую...  :-)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Вот вот. Мир в душе - это ягоды совсем другого поля. А мир всегда будет мешать. Ему не выгодно иначе. Вплоть до уничтожения. Христа распяли. Так что тут говорить о ином? Или иных.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.