Беспредельность молитвы
Когда упражняешься в молитве, то время от времени попадаешь в тупик, для выхода из которого к молитве следует добавить некое усовершенствование. Изысканность.
Бывает такое нередко. Раз в неделю, а уж в две точно.
Для выхода следует разобраться с тупиком. В чем его проблема? Можно упираться в ворота до бесконечности, а можно их просто открыть. Чаще всего выход там же, где вход.
Причина мне видится в яростном устремлении духа в направлении отсутствия его разумного ограничения.
Если понять причину и выстроить молитву несколько по-иному, в соответствии с причиной преграды, то молитва усиливается.
***
Поводом для понимания беспредельности послужил тезис, а вернее антитезис, в пособии по богословию протоиерея Малиновского. Звучал он примерно так: «Так как Бог беспределен, а человек нет, то Бог для человека не познаваем»
Мне это не понравилось. Я походил, поразмышлял, помолился и к вечеру понял, как решить проблему беспредельности.
Человек тоже может быть беспредельным. Конечно не в пространстве, но, например, в нравственном мире, или в мире воли. Тем более от человека не требуется тождества с Богом, но только подобие.
Идея простая. Представьте себе человека в комнате. Стены ее ограничивают человека. Он может постоянно на них натыкаться и этим ранить себя. Но если он скажет себе: «Я никогда не захочу подойти к стене и не подойду», то стены для него исчезнут, как бы перестанут существовать. Человек станет совершенно свободным.
Вы все слышали про сладость жизни, которую имеют настоящие послушники. Их не ранит чужая воля. Ногами они ходят по земле, а чувством – на небе.
***
Так же можно вести себя и в молитве.
Все знают, что иногда молитва свободно льется как поток, а другой раз каждое слово раздирает душу. В первом случае помогает благодать, во втором человек оставлен самому себе.
Причина в духе человека, в том, что он не обучен беспредельности.
Будем принуждать себя не противиться смыслам слов молитвы, но не торопясь перетекать от смысла к смыслу, удерживая ощущение чувства сердца и внимание ума.
«Вкусите и видите, яко благ Господь»
***