Хорошую, имхо, цитату привел mirnestranik
Добротолюбие т3
Иная есть радость началовводная, и иная завершительная: та не непричастна мечтаний (о себе), а эта сильна смиренномудрием; посреде же их — печаль боголюбивая и неболезненный плачь. Яко во множестве мудрости множество разума, и приложивый разум, приложит печаль (Екклис. 1, 18). Сего ради надлежит прежде началовводною радостию призвать душу к подвигам; потом предать ее обличению и искушению истиною Духа Святаго, как о прежде содеянных грехах, так и о содеваемых еще поползновениях в самозабвении. Во обличении -их бо о беззаконии наказал еси человека, и истаял еси, яко паучину душу его (Пс. 38, 12). Чтоб после того как обличение Божие искусит ее, как в горниле, она восприяла действо немечтательной радости в теплом памятовании о Боге.
Я ее перевожу для себя в смысле внутреннего делания, словесной литургии. "Началовводная радость, призывающая душу к подвигам" означает, что надо предварительно собраться, "призвать" душевно-телесные составы к внутреннему служению и совершить через призывание Имени Божия сердечный вход, дающий "началовводную радость", то есть радость от (вновь)пребывания в сердечном месте, но смешанную с печалью от зрения страстных приражений в составах души.
Совершаемая далее в сердечном месте Жертва вызывает сильнейшую печаль и плач от сознания собственного недостоинства присутствовать на Ней и желания избавиться от душевной нечистоты. Эта вторая стадия соответствует "обличению и искушению истиною Духа Святаго", так как Жертва совершается Духом Святым, Который обличает душу в нечистоте и подвергает ее "искушению", осознанию собственного недостоинства присутствовать на этом таинстве
Душа, выдержавшая это искушение, избавляется от страстных приражений, "истаивает" от них и воспринимает действие немечтательной и ничем не омраченной радости о Боге, соединенной со смиренномудрием