Оговорюсь сразу, фильм не смотрел.
И врятли буду. Но ход мысли интересен мне. Почему Вы так решили. Именно без привязки к фильму.
Молитва никогда не действует как "активатор", в этом ее сходство с так "не нравящейся" многим "чуждой" медитацией. ЕЩЕ РАЗ ОГОВОРЮСЬ для сторонников "чистоты", говорю о
сходстве.
Для человека ветхого начало тесно связанно с психофизиологией. Он ей живет. И никуда от этого не денешься. Это простой факт, который имхо нужно понимать. Есть рефлексы, есть убеждения, есть опыт и обучение. Есть восприятие, есть деятельность, которая с ним связана. Есть правила. Не прочитанные, а усвоенные. Базис - шкала ценностей. Есть связанная с этим лимбическая система, дающая эмоциональную окраску.Есть модели (сложившиеся) поведения. Это состояние ветхого человека. Он и не животное, по природе, но живет законом животным, по состоянию. Отличие в том, что он способен это менять. Нейронные связи и ассоциации подвластны человеку. И зависят от его устремлений, и связанны с его работой. Благодать и ее действие зависимы в свободном человеке от его воли. Вмещается только то, что человек способен вместить. Остальное проливается за края. А само действие молитвы (словесной, словесно умной, умно сердечной) это во многом связанно с активацией именно парасимпатики. А не симпатики. И говорить об активации корректно именно в этом смысле. А парасимпатика - это отдых и покой, и устойчивое состояние не вовлеченности, и трезвости мышления. Пребывания внутрь. Даже первые практики с необходимостью соблюдения позы при молитве, не делают ничего иного, как извлекают ум из внешнего на внутреннее в той или иной степени, из за необходимости их соблюсти это, что требует извлечения ума из суеты и направлением его на собственное состояние и положение. Активизируется именно "неактивность". В этом многое завязано. А дальше начинает работать приобретаемый опыт, но в том случае, если человек его фиксирует, а не вовлекается в него, приобретая активность там, где требуется покой. То есть правило наблюдения и "не приятия и не отторжения". Тогда ум способен (отходя от самости) подвергаться действию благодати, в ту меру, в которую освободился. И тут благодать способна помочь освободится, так как противления человека нет. И они действуют вместе. Посему о "областей тьмы" исихазма можно говорить только в свете не активации мозга, а именно покоя. Тогда тьмы не будет. Так как понятие это - подменка.