Исихазм

Автор Тема: Наилегчайший способ спасения или Настоящее Православие.  (Прочитано 12882 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11910
    • Просмотр профиля

В чем ошибка версии "наилегчайшего способа спасения" по Михаилу, уже было сказано ранее. 

Следует спасаться на том месте, где поставлен, а не придумывать себе некие идеальные условия, которых, на самом деле, нигде нет. И не разрывать свою жизнь на "праведное" стояние в храме (или в келье старца) и "грешное" пребывание вне его стен. Чем больше этот разрыв, тем глубже проблема, тем менее целостный человек.

 Однако, обретение целостности никак не связано с безразличием к греху или даже с заведомым греховным наслаждением. Ибо в известной формуле "не согрешишь, не покаешься" первоначально присутствует услаждение грехом, о котором заранее известно, что он - грех.

Если ранее Киновит озвучивал первую неверную точку зрения (упрощенно: праведность только в келье старца, а тот, кто не ходит в эту келью, заведомо плохой и в прелести), то Михаил озвучил вторую неверную точку зрения, с которой, как раз, и боролся Киновит.

Кстати. Крайний пример "настоящего православия" (по Михаилу) - молитва Иоанна Грозного за  свои жертвы - тех, кого убивали по его приказу.

Анна-Мария

  • Гость
Да и в реальной жизни я молюсь за тех людей кто хотя бы минимально произвел на меня впечатление, хотя бы не так посмотрел или не так подумал. Когда они тебе становятся безразличны тогда ты стал ближе к спасению, да и они тоже, только они этого не знают.) Наверное.

Чтобы избавиться от своего греха - надо для начала увидеть его. Но чем больше мы видим грехи других людей, тем меньше замечаем свои. Свои внутренние раны, свои грехи можно увидеть тогда, когда мы не вовлечены в происходящее во внешнем мире.

И не просто не вовлечены в мир, не просто безразлично взираем на жизнь других людей, а тогда, когда мы от всего сердца прощаем ближним их прегрешения, как прощает нам наши грехи Иисус Христос. Прощает милосердно, сострадательно, с любовью. Только тогда приоткрываются нам  собственные согрешения… И только тогда молитва о себе и о других становится целебной.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

..и уже никакого личного худтворчества...полное Ему послушание...альтернативы нет...
  Спасение-акт сотворчества Бога и человека, "детально" его описать невозможно, как нельзя  разложить на термины и понятия отношения даже двух любящих людей.  За боязнью творчества с Богом почти всегда стоит боязнь свободы..
 
Цитировать
формулу спасения определяем не мы сами, а Господь

 очень часто под формулой "как Господь даст" понимают - "куда кривая выведет". Это не к вам, а реплика в сторону.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Молитва при собственном со-участии в грехе возможна и за себя и за соучастников. Но лишь в том случае, когда ты не можешь (не хочешь, не ... еще что-то) заставить себя отказаться от соучастия. На самом деле это одна из самых мучительных молитв, когда все внутри переворачивается и есть четкое ощущение своего одиночества, богооставленности (или, наоборот, желания укрыться от  взора Божьего).
Эта молитва, быть может, нескольких секунд - она уже где-то на грани страха, отчаяния и безумия, это как ножом самого себя вспарывать.
И такой вопль не имеет ничего общего со спокойным ручейком "Господи помилуй" на диване под просмотр порно или еще чего-то.
Это самообманка. Вступая в диалог с грехом, погружаясь в грех, не вытащишь из этого греха ни себя, ни остальных. Лишь глубже увязнешь. 

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Да и в реальной жизни я молюсь за тех людей кто хотя бы минимально произвел на меня впечатление, хотя бы не так посмотрел или не так подумал. Когда они тебе становятся безразличны тогда ты стал ближе к спасению, да и они тоже, только они этого не знают.) Наверное.
Первая часть этой мысли вроде понятна, вторая  вроде противоречит Христу о любви к ближнему или ко врагу.
Вначале я за тебя молюсь, ибо ты плохой такой сякой грешник, а потом меня "отпускает", мол мне теперь пофигу и молиться надоело, пошел нафиг из моей жизни. Все что нужно, я сделал, а далее не моё дело.

Пожалуй мы все живём по этой формуле. Есть предмет для раздумий.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Тоний

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Показалось тема вообще важная поднята.

Бывает духовный эгоизм, когда человек поглощен собою под видом заботы о своем спасении. Он может много молиться и ИМ о помиловании себя, размышлять о своем внутреннем состоянии, но как бы отгорожен от людей. И тут может проявляться самость, особенно заметная в обращении с людьми: грубость, дерзость, цинизм, осуждение  и т.п без числа.

Тут очень может помочь молитва о людях...хотя и она может идти от самости: я вот дескать молитвенник, прошу Бога о таких-сяких. Опять обособленность от людей, некое возношение.

Может быть ответ в словах Христа о молитве "Отче наш", не "Отче мой, а наш"?  И в богослужениях как много говорится о единстве в общих прошениях, благодарности. Во многих молитвах из утреннего и вечернего правила также воззвание к Богу от лица не одного человека, а многих.

В этом может быть тоже наверное обретение целостности, единение с людьми, сострадание. Если человек  поврежден грехом, он несчастен, оторван от полноты жизни, подлинной радости познания Бога, хотя и подчас не чувствует так. А кто без этого?
И  прегрешения чужие и свои хорошо если бы были видны но не как осуждение, а как скорбь сердца, рождающую молитву о помиловании, возрождении всех нас.
Господи Иисусе Христе, помилуй нас.     

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Да и в реальной жизни я молюсь за тех людей кто хотя бы минимально произвел на меня впечатление, хотя бы не так посмотрел или не так подумал. Когда они тебе становятся безразличны тогда ты стал ближе к спасению, да и они тоже, только они этого не знают.) Наверное.
Первая часть этой мысли вроде понятна, вторая  вроде противоречит Христу о любви к ближнему или ко врагу.
Вначале я за тебя молюсь, ибо ты плохой такой сякой грешник, а потом меня "отпускает", мол мне теперь пофигу и молиться надоело, пошел нафиг из моей жизни. Все что нужно, я сделал, а далее не моё дело.

Пожалуй мы все живём по этой формуле. Есть предмет для раздумий.
Возможен и другой поворот:  когда через молитву за другого "вбираешь" его в себя.  . Только "вмещаемость других в тебя"   разная.  Думаю, вот почему многие из нас способны искренне молиться за других немногих или многих, но молиться за целый мир как прп.Силуан -это уже прямое Призвание.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Да и в реальной жизни я молюсь за тех людей кто хотя бы минимально произвел на меня впечатление, хотя бы не так посмотрел или не так подумал. Когда они тебе становятся безразличны тогда ты стал ближе к спасению, да и они тоже, только они этого не знают.) Наверное.
Первая часть этой мысли вроде понятна, вторая  вроде противоречит Христу о любви к ближнему или ко врагу.
Вначале я за тебя молюсь, ибо ты плохой такой сякой грешник, а потом меня "отпускает", мол мне теперь пофигу и молиться надоело, пошел нафиг из моей жизни. Все что нужно, я сделал, а далее не моё дело.

Пожалуй мы все живём по этой формуле. Есть предмет для раздумий.
Возможен и другой поворот:  когда через молитву за другого "вбираешь" его в себя.  . Только "вмещаемость других в тебя"   разная.  Думаю, вот почему многие из нас способны искренне молиться за других немногих или многих, но молиться за целый мир как прп.Силуан -это уже прямое Призвание.
Вы хорошее слово нашли. Призвание.
Только, чтобы узнать у Бога к чему каждый из нас призван, немало времени и трудов должно состояться.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Каждый христианин к этому призван, а не только прп.Силуан... :-) жаль, что не каждый это понимает или, вернее, хочет понять... :-(
в молитве ГИХСБПМ мя , это ведь не только и не столько я, сколько мы, и вообще все и вся, Тобою созданные...  :-)
только вот к истинному осознанию вместимости и наполненности этого мя приходят постепенно и не безболезненно... :cry:

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Да и в реальной жизни я молюсь за тех людей кто хотя бы минимально произвел на меня впечатление, хотя бы не так посмотрел или не так подумал. Когда они тебе становятся безразличны тогда ты стал ближе к спасению, да и они тоже, только они этого не знают.) Наверное.
Первая часть этой мысли вроде понятна, вторая  вроде противоречит Христу о любви к ближнему или ко врагу.
Вначале я за тебя молюсь, ибо ты плохой такой сякой грешник, а потом меня "отпускает", мол мне теперь пофигу и молиться надоело, пошел нафиг из моей жизни. Все что нужно, я сделал, а далее не моё дело.

Пожалуй мы все живём по этой формуле. Есть предмет для раздумий.
Возможен и другой поворот:  когда через молитву за другого "вбираешь" его в себя.  . Только "вмещаемость других в тебя"   разная.  Думаю, вот почему многие из нас способны искренне молиться за других немногих или многих, но молиться за целый мир как прп.Силуан -это уже прямое Призвание.
Вы хорошее слово нашли. Призвание.
Только, чтобы узнать у Бога к чему каждый из нас призван, немало времени и трудов должно состояться.

Я не сторонник "легких решений". Но вот хочу сказать следующее: сама установка "трудом и потом" способна сбить с верного вектора и серьезно ослабить дерзновение.  Я знаю людей, которым давалось не только даром (надеюсь, вы не думаете, что Бог дает за труды?) , но и все сразу. Моя версия: только потому, что вопль сердца их был велик.Но это всего лишь версия, ибо никто не знает человека лучше, чем дух, живущий в нем..
 По поводу Призвания. Я имела в виду здесь особое служение, угодное Господу, которое невозможно взять на себя произвольно (например, столпничество). Общее призвание у нас одно: святость.
 
« Последнее редактирование: 20 Декабрь 2011, 14:25:52 от Marfa »
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Я не сторонник "легких решений". Но вот хочу сказать следующее: сама установка "трудом и потом" способна сбить с верного вектора и серьезно ослабить дерзновение.  Я знаю людей, которым давалось не только даром (надеюсь, вы не думаете, что Бог дает за труды?) , но и все сразу. Моя версия: только потому, что вопль сердца их был велик.Но это всего лишь версия, ибо никто не знает человека лучше, чем дух, живущий в нем..
 
Верно Марфа. Вообще если мы на пути, то понятие легкий путь или не лёгкий теряют свой смысл.

Христос сказал: "иго Мое благо, и бремя Мое легко".
С другой стороны мы вроде на своем опыте знаем как это вообще все не просто.

И тут я бы не особо торопился бы как-то осуждать Михаила. Ведь вот пять сказал Христос: "А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших..."
Вот так просто Михаил и пытается поступать.

Иное дело, что мы очень часто выбираем самый легкий путь, но и тут не все так просто.
Сказано идите путем узким, "...широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими",
но и другое сказано: "А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия."

Так что всегда стоит нам остановиться  спросить ответа у Бога.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Афанасий,
Цитировать
И тут я бы не особо торопился бы как-то осуждать Михаила.
да, часто сужаем и так уже узкое и тогда становится вообще не продохнуть)
ИМХО, Михаила "прорвало", пусть даже таким способом. Я не претендую на душеведа, но если  судить если по его предыдущим постам, путь был "сильно зауженный"-шаг вправо, шаг влево -расстрел. 
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Интересное обсуждение пошло. Я то особо не заморачиваюсь просто эта тема у меня возникает раз в год два и затухает.

Хотел бы добавить по поводу пресыщения грехом.

Есть разные типы ведения боя защита и нападение.

Думаю смирение это защита а это что я написал нападение.

Например от отчаяния и уныние легко лечить "Алилуя ..." пол часа максимум. Это нападение ИМ здесь помогает но медленней.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Это говорит о том что я здесь не в последних рядах. И мне по большому счету все равно что Вы обо мне скажите.
Это говорит и показывает громадную гордыню, которая "сидит" за таким деланием.

"Некий разумный старец увещал одного брата, чтобы тот не гордился; тот, ослепленный умом своим, отвечал: "Прости меня, отче, во мне нет гордости". Мудрый старец ему ответил: "Да чем же ты чадо мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!"

"В общежитии, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил оскорбления от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрёл сию добродетель. Однажды отвёл я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своём, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно без всякого смущения: "Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это - лающие псы" . Услышав это, я преклонил голову и сказал себе: нашёл путь брат сей, и, перекрестясь, удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его. Итак, случается, как я сказал, что кто-либо не приходит в смущение и от презрения ближнего, а это явная погибель. "
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Так в чем же состоит наилегчайший способ спасения?
Насколько понимаю, самое легкое в Христианстве оно же и самое трудное - в какую сторону устремлять свое произволение. Так изо дня в день, из года в год.

Часто бывает пограничная ситуация и нам нужен совет, а лучше пример. И вот уже начинаются поиски старцев... Кто то вот вот их уже нашел, некоторые же к ним уже долго ездят... Как ни странно в приграничных ситуациях, люди не обращаются к Евангелию, слова Христа перестают существовать, идет поиск "настоящего православного"... Спросите у батюшки.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь