Исихазм

Автор Тема: О чувстве сердца  (Прочитано 20109 раз)

О чувстве сердца
« : 29 Декабрь 2011, 10:06:42 »


Хотел собрать слова Премудрости о чувстве, а получилось в целом об умно-сердечной молитве.

Подвижник, усердный к молитве, не оставит без внимания слова Премудрости.

Выделяю в отдельную тему, может быть будут желающие обсудить.

Относительно же чувства сердца скажу, что оно разумно. Относится к разумной силе человека и в ней обретается.

***

«отрочати же юну чувство же и смысл» Прит.1.4.

***

«Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым его: благочестие же в Бога начало чувства, премудрость же и наказание нечестивии уничижат» Прит.1.7.

***

«елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся: безумнии же досады суще желателие, нечестивии бывше, возненавидеша чувство» Прит.1.22.

***

«3 Аще бо премудрость призовеши и разуму даси глас твой, чувство же взыщеши великим гласом,
4 и аще взыщеши ея яко сребра, и якоже сокровища испытаеши ю:
5 тогда уразумееши страх Господень и познание Божие обрящеши:
6 яко Господь дает премудрость, и от лица его познание и разум:
7 и сокровищствует исправляющым спасение, защищает же шествие их,
8 еже сохранити пути оправданий, и путь благоговеинствующих его сохранит.
9 Тогда уразумееши правду и суд и исправиши вся стези благия.
10 Аще бо приидет премудрость в твою мысль, чувство же твоей души добро быти возмнится.
11 совет добр сохранит тя, помышление же преподобное соблюдет тя,
12 да избавит тя от пути злаго и от мужа, глаголюща ничтоже верно» Прит.2.3-12.

***

 «1 Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое,
2 да сохраниши мысль благую: чувство же моих устен заповедает тебе» Прит.5.1-2.

***

«1 Любяй наказание любит чувство: ненавидяй же обличения безумен.» Прит.12.1.

***

«23 Муж разумивый престол чувствия: сердце же безумных срящет клятвы.» Прит.12.23.

***

«18 Разделяют безумнии злобу, коварнии же удержат чувство.» Прит.14.18.

***
«7 Устне мудрых связуются чувством, сердца же безумных не тверда.» Прит.15.7.

***
«14 Сердце правое ищет чувства: уста же ненаказанных уразумеют злая.» Прит.15.14.

***

«15 Сердце разумнаго стяжет чувствие, ушеса же мудрых ищут смысла.» Прит.18.15.



***






Богу нашему слава. Аминь.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: О чувстве сердца
« Ответ #1 : 29 Декабрь 2011, 11:06:31 »
А в чем, простите , предмет обсуждения? Я, например, его не вижу...
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон
Re: О чувстве сердца
« Ответ #2 : 29 Декабрь 2011, 13:15:28 »
А в чем, простите , предмет обсуждения? Я, например, его не вижу...

Персонально для Вас?

Думаю, Вам следует обратить внимание на страх Божий и благочестие.

«Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым его: благочестие же в Бога начало чувства"

На упражнение в страхе Божьем и благочестии.


Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.
Re: О чувстве сердца
« Ответ #3 : 30 Декабрь 2011, 10:31:36 »
Прит.1.1-5. О христианском делании и источниках его устроения

1 Притчи соломона сына давидова, иже царствова во израили,

Думаю, нам прилично относить притчи ко Христу, а Соломон указан здесь, как Его предок и прообраз.

2 познати премудрость и наказание и уразумети словеса мудрости,
3 прияти же извития словес и разрешения гаданий, уразумети же правду истинную и суд исправляти:


В притчах, в смыслах образов предложены разные полезные вещи, которые доставляют благоустройство нашей жизни и познанию Бога. 

Они учат познанию Христа и того, как он нас учит.

Их цель есть доставить нам знание смыслов заповедей, научить правильным движениям разума, созерцанию смыслов вещей, дать знание божественных судеб и того, как в них изменяется различение добра и зла.

4 да даст незлобивым коварство, отрочати же юну чувство же и смысл.

Изучающие притчи станут искуснее в своем делании, а только приступающие к деланию приобретут живую веру в Бога и поймут смысл христианского делания.

5 Сих бо послушав, мудрый премудрее будет, а разумный строительство стяжет:

***

Богу нашему слава. Аминь.
Re: О чувстве сердца
« Ответ #4 : 30 Декабрь 2011, 11:58:13 »
Прит.1.7. О Страхе Божьем

7 Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым его: благочестие же в Бога начало чувства, премудрость же и наказание нечестивии уничижат.

***

Наша  премудрость есть Христос.

В Крещении каждый отрекался от сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его, а потом сочетался с Христом. 

Жизнь немногих показывает, что они действительно отреклись.

Как на границах государств устраивают пограничную службу, заставы, укрепления, полосы контроля и заграждений и прочее, так и в человеке следует благоустроить границу между Христом и Сатаной.

Такое пограничное устройство, думаю, и называют страхом Божьим.

Страх Божий есть сила или способность души.

В зависимости от благоустройства человека действие страха бывает разным.

Если человек чувственный, то это известное чувство.

Если душевный, то извещение.

Если духовный, то он никогда к границе и не приближается.

***

Устраивается страх Божий в человеке Богом, при условии, что и человек подвизается для его устроения.

***

Богу нашему слава. Аминь.
Re: О чувстве сердца
« Ответ #5 : 30 Декабрь 2011, 14:00:29 »
Пс.33.12-15. Упражнение в страхе Господнем

12 Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас.
13 Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?
14 Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти.
15 Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и.


***
Христианин есть тот, кто хочет жить,  не нарушая заповедей, и тот, кто любит всегда приближаться к Богу. Если мы такие, то нам следует научиться страху Господню.

«Благо» есть Бог. А «благо» есть всякое дело, которое приближает нас к Богу. «Зло» же есть всякое другое дело.

«Дело» же есть собственно дело или слово или мысль или расположение сердца.

«Лесть» же есть, когда в слове и деле одно, а в мысли и расположении сердца другое.

Мнения человека названы здесь «устне», а совокупность всех мнений есть «язык» или ум.

***

Чтобы научиться страху Господню, следует не делать злых дел и не говорить злых слов, и при этом наблюдать, чтобы мысли соответствовали словам, а расположение сердца было исполнено любви.

Если в чем-то нарушим должное, то следует принести Богу приличное покаяние, попросить о помощи и терпеть дальше.

***

Богу нашему слава. Аминь.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О чувстве сердца
« Ответ #6 : 30 Декабрь 2011, 14:04:52 »
В Крещении каждый отрекался от сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его, а потом сочетался с Христом. 
Жизнь немногих показывает, что они действительно отреклись.
Как на границах государств устраивают пограничную службу, заставы, укрепления, полосы контроля и заграждений и прочее, так и в человеке следует благоустроить границу между Христом и Сатаной.
Такое пограничное устройство, думаю, и называют страхом Божьим.

Такая "граница" и "обустройство" означает лишь, что человек попросту мирится с присутствием в себе сатаны. И готов мириться до бесконечности. И воображает, будто можно создать такие пограничные укрепления, через которые мышь не проскочит и птица не перелетит.
Не получится, отче. Сметает сатана все валы, бастионы, редуты, входит в огороженный "духовный" пятачок и правит человеком. Да еще заставляет его "укреплять границу" бесам на потеху.
Не громоздить надо укрепления, а "держать ум во аде и не отчаиваться".

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О чувстве сердца
« Ответ #7 : 30 Декабрь 2011, 14:46:39 »
Отец Дионисий, в ваших рассуждениях нет цельности картины...какие то рваные куски...
 
Цитировать
Думаю, Вам следует обратить внимание на страх Божий и благочестие.

«Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым его: благочестие же в Бога начало чувства"

На упражнение в страхе Божьем и благочестии.
Цитировать
Изучающие притчи станут искуснее в своем делании, а только приступающие к деланию приобретут живую веру в Бога и поймут смысл христианского делания.
Цитировать
«Дело» же есть собственно дело или слово или мысль или расположение сердца.

«Лесть» же есть, когда в слове и деле одно, а в мысли и расположении сердца другое.
и причём ничего нового...
Цитировать
Изучающие притчи станут искуснее в своем делании, а только приступающие к деланию приобретут живую веру в Бога и поймут смысл христианского делания.
В чём искуснее стали вы...от чтения притч...что лично вы вынесли?...
О ЧЁМ вы хотели поговорить?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.
Re: О чувстве сердца
« Ответ #8 : 30 Декабрь 2011, 17:00:28 »
Прит.1.7. О совершенствовании разума

7 Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым его: благочестие же в Бога начало чувства, премудрость же и наказание нечестивии уничижат.

***

В Евангелии сказано о разумном оке. О том, что оно может быть простым или лукавым. Когда око просто, человек в являемых ему вещах видит истину, а когда лукаво, то – ложь. Во втором случае спасение будет затруднительно. Потому Господь предостерегает беспечных: «Блюди убо, еда свет, иже в тебе, тма есть»  Лк.11.35.

Иногда простоту понимают, как некоторую бескачественность или непрерывность.

Мне же простота кажется чем-то очень сложным. О том же говорит и преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного»  Думаю, сто ангелов гораздо сложнее, чем ни одного.

Бог наш излил на нас во Христе Иисусе полноту благ телесне. Простота, думаю, и есть причастие этой полноты. 

Страх Господень дает нам причастие к божественной благости, и все кто творят его, получают через это доступ к ней.

***

Богу нашему слава. Аминь.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О чувстве сердца
« Ответ #9 : 30 Декабрь 2011, 17:24:44 »

Я не понимаю...хотя уже чётче...
Вы говорите об очевидных вещах...просто констатируете...не углубляясь...
Не понимаю такого скольжения по верхам...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.
Re: О чувстве сердца
« Ответ #10 : 01 Январь 2012, 14:42:30 »
О созерцании смыслов Писаний

Читая размышления о Писании и размышляя сам, обратил внимание на ясность размышлений, когда речь идет о том, что мы переживаем или пережили.

Когда же устремляем разумное око к вещам за пределами нашей жизни, то оно видит не истинно.

Так бывает, когда пытаемся понять, что было в Начале, или что будет в Конце, или направляем взор к другой не вмещаемой нами вещи. 

Думаю, именно об этом сказал Господь в словах: «И бысть вечер, и бысть утро, день един»  Быт.1.5., указывая пределы вмещаемого нами света.

Потому познание человека начинается падением, что названо «вечер» и есть лишение божественного света. Продолжается страстными переживаниями «ночи»  И завершается, когда увидим истину в свете «утра»

Не Бог лишает нас своего света, но мы сами отвращаемся от Него к познаваемым вещам.

***
Богу нашему слава. Аминь.

брат Ортемий

  • Сообщений: 76
    • Просмотр профиля

Re: О чувстве сердца
« Ответ #11 : 01 Январь 2012, 19:31:57 »
Простите...

Как легко сказать "простите" малознакомому человеку, которому ты не сделал ничего плохого, и как невыносимо трудно искренне сказать "прости" близкому, родному, любящему тебя человеку, перед которым ты действительно виноват...

P.S. А так, вообще, спасибо вам, отче, что нас, дураков, просвещаете...

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: О чувстве сердца
« Ответ #12 : 02 Январь 2012, 08:19:46 »
Епископ на кафедре угасает бес практических дел.Он преподает и анализирует ответы которые отвечают семинаристы священики..Практические дела всегда будут доставлять волнения и сердца и ума ...Вот всё сказано правильно -но когда не привязано к практическим примерам то получается сегоднишние церкви -практически нету дел таких как исцеление,изгнание бесов,проповедей публичных со спорами каких то ариан новых..не до драки а так умерено на ТВ..Что бы видели что наша взяла,мы правы впринципе а на деле правят те кто не прав в принципе..
Да мы немошны но где же мощные силы Божии в наших делах-конкретно помощи нету потому что просьба личного счастия и благополучия..Где помощь по силам ближним-если нет этого,то зачем давать  силы с небес..Бомж лежат на дороге возле дома-там довести их минутное дело..Нет надо небеса призвать и ангелы должны их там на дороге исправить по молитвам..Или кто больной лежит от ожирения -обьелся таблеток,сделали откачку жира-инвалидом сделали..А надо было поработать над близким с введением постов святоотечских-методы святых своего народа -типо болящего Матвеюшки..Он ел одну просфорочку в сутки и стакан воды выпивал..Так попробовать для начала,зачем операцию по перекачки жира и молитва ..Надо конечно это делать подавая пример-например у меня метод более щадящий по средам и пятницам чай,или что то пить в течении 36 часов ничего не кушать..Бывают у меня тоже какие то бесовские такие выходки-типо к чаю мёд или варенье подсладить..это плохо-лучше вода два раза в неделю по 36 часов в постные дни а в остальные без мяса понемногу-потому что желудок станет маленького обьема,пища будет подходить к горлу что и случалось иногда,для этого надо иметь всегда пояс и с ним и спать..Еще хорошо быть человеком мира для всех в мире людей и ангелов конечно симпатии к своему народу иногда бывают но всёже для всех быть ..Это было у Иисуса Христа и апостолов от них ждали вот он наш вот мы а там остальные..Мне очень мешает в жизни это хочется всему народу всё-а мне говорят это коммунизм или коммунисты говорили нет мы направляющая партия нам впервую очередь..Я всегда стремился всем всё никого не оставить в обиде,что бы не стоял нищий ребёнок и не сказал мне вот богатые дети всё имеют и им дали а мне нет,никаму я ненужен,зачем только родился насвет позабыт,позаброшен,никто меня не любит..Мне жалко что у меня в моем народе есть негодные люди не дающие мне делать добро,мне стыдно за себя не за них что у их нет совести   а за свою бездеятельность..Я видел их и с ними говорил..Рожу делают они хорошо похожи на друзей и надо значит к ним идти конкретно и решать всё для себя,а тот кто в беде по их мнению должен идти сам к ним,к каждому свой подход..Церковь под мир подстроится может..Почему это возмутило иудеев-они хотели кланом жить-пусть несправедливым,нечестным но своим кагалом,если мы перенимать начнем это то получим греческий урок-все иконы в печь-указ был от церкви-все иконы сжечь..Убивали тех кто не согласен-даже Не убей Закон Бога не работал..Сказали менять календарь-до сих пор пилят тех то не поменял календарь..Надо приводить не вот эти примеры как Осипов а конкретно-У католиков есть ереси-такие,но сохранены не которые труды которые нам надо перенять..Мозаика-её недавно допустили после икон на дереве как порубили прошло много веков но мозаика по сей день под сомнением,её содрали в то же время и статуи поразбивали-в церкви был разбой-разбойные нападения-никто это не приветствовал..сегодня есть такие же не менее опасные движения что сердце не принимает,нам тревожно но в этих вот выкладках ответа нету,всё написано поверхностно -Когда око просто ,человек в являемых ему вещах видит истину,а когда лукаво,то ложь..Во втором случае спасение будет затруднительно..А простое око человек не хочет или ему недостался такой глаз по какой причине выбора нету..Дайте мне такое око..Есть молитва подать хлеб насущный есть молитва еше дать дух целомудрия,смиренномудрия,терпения чтобы Бог подарил..Подари мне Бог такое око,мне надо два ока таких,глядеть в оба-что бы в являемых окружающей меня действительности не влезть куда то не впасть во грехи..Тут надо поработать с толкованиями-подано для старцев с монастыря Катунаки..

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: О чувстве сердца
« Ответ #13 : 02 Январь 2012, 08:46:56 »

Я не понимаю...хотя уже чётче...
Вы говорите об очевидных вещах...просто констатируете...не углубляясь...
Не понимаю такого скольжения по верхам...
   почему то не отвечает даже на посты. 
 Вспоминается  церковная притча-анекдот:

в одном монастыре жил монах, который все время молчал. Братия решили, что он взял обет молчания и несет свой крест. О нем пошла слава как о великом подвижнике. Услышал о том правящий архиерей, решил поехать посмотреть. Приезжает - после достойной встречи и обеда попросил епископ позвать к себе этого монаха и спрашивает его , как он, дескать , удостоился такого святого жития,  став молчальником.  На что  монах ответил : "А что с ними, с дураками, разговаривать"..
« Последнее редактирование: 02 Январь 2012, 09:19:45 от Marfa »
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: О чувстве сердца
« Ответ #14 : 02 Январь 2012, 08:58:32 »
Блюм тоже с пафосом сказал-это можно цитироварь на Пушкинских вечерах-звучит сильно поставить себя на суд..Свой суд или батюшкин или суд Божий который неведомяй ни кому..Какие суды без конкретных статей..Сегодня суды в России говорят не работают,адвокаты спокойно обходят законы полно дыр,совесть искажена до такой степени что невозможно понять где стыдится..Гомосек лидер парадов обижен в Москве хоругвоносцы не дали провести парад...Там какой то генерал бросался на людей которые укоряли гомосеков,стыдили-он дрожал от страха-у него заберут диплом юриста если он скажет против мужеложства хоть что то ему на то что позорят страну,развращают наплевать..Совесть была у коммунистов-как они меня стыдили,как стыдили других они профессионально могли заклемить позором любого..Отработаная была схема собрание и расписаны роли-и пошли.....прогонят по схеме и видят человек плачет,значит хорошо отработали..Сколько засудили на растрел,на каторгу..Мы не праведно живём ..В семье не живут раведно-где была любовь,уходит как и не было её ..Вот она была и нету..Сказка грустная такая..