Итак, наш разговор – о богатстве и бедности. Луки 18:24-25: «Иисус, видя, что он (богатый юноша) опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». И это – одно из серьезнейших предостережений нашего Господа.
Означает ли это, что Царство Божие открыто только обездоленному, тому, кто в материальной нужде, кто на земле лишен всего? Нет. Царство Божие открыто всякому, кто не порабощен тем, что имеет. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3) – здесь ключ: нищие духом – это те, которые поняли, что ничего не имеют, что было бы их собственностью. Мы созданы действованием Божиим, Его любовью вызваны в бытие, в жизнь; Бог дает нам общение с Собой, Он открыл нам Себя Своей волей, когда мы были голодными и отчаявшимися. Все, что мы есть, все, чем мы пользуемся, – не наше. В том смысле, что мы не создали того, что видимо наше. И мы не можем ничем завладеть, потому что все — дар, который тотчас ускользает от нас, как только мы хотим сказать «это – мое!»
С другой стороны, Царство Божие – поистине царство тех, которые поняли, что они бесконечно богаты от любви Божией; богаты, потому что ничем не обладают, но все имеют. Тому, кто считает, что он богат, трудно принадлежать Царству, где все – знак любви, и где ничем нельзя завладеть, потому что тогда оно отнимается у других. Кроме того, как только мы вцепляемся во что бы то ни было, мы становимся рабами.
Бедность не равнозначна лишенности – бедность означает свободу от порабощения иллюзии, будто мы – творцы и обладатели. Бедность – это быть соработниками Божиими. Частью Своей миссии Иисус считал «благовествование нищим» (Лук. 4:18; Ис. 61:1). Другими словами, Евангелие Христа можно назвать «Евангелием нищих» (Матф. 5:3; 11:5; Лук. 7:22; Иак. 2:5).
Нищие (греч. птохос) – это смиренные, униженные и страдающие люди, которые обращаются к Богу в великой нужде и ищут Его помощи. Они верны Богу и ждут Его, не ища богатства в земном (Пс. 21:27; 24:10; 36:11; 71:12-13; 73:19; 146:6; Ис. 11:4; 29:19; Лук. 6:20; 16:25; Иоан. 14:3).
Мессия бедных и Сам был беден. Вифлеем (Лук. 2:7), Назарет (Матф. 13:55), общественное служение (Матф. 8.20), крестная смерть (Матф. 27.35) – все это различные, принятые Иисусом, виды бедности, вплоть до полного обнищания. Он призывает всех труждающихся прийти к Нему, ибо Он «кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). Даже при торжественном входе в Иерусалим Он остается «Царем кротким» (Матф. 21:5).
От пророков до Иисуса Библия открывает, что духовная бедность располагает сердце к принятию Божия дара, с верой и смирением. Основа и цель духовной бедности заключаются в приобщении к тайне «благодати Господа нашего Иисуса Христа: Он, будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).
Избавление от страданий, угнетения, несправедливости и бедности определенно придет к нищим духом (Лук. 6:20-23; 18:1-8). Бог видит Свой народ в бедности и провозглашает, что он богат: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2:9).
Что же такое богатство? Богатство есть благо. Авторы Ветхого Завета восхваляют богатых благочестивых людей Израильской истории: Иова, Давида, Иосафата. Богатые люди считались в Израиле заслуживающими почета. Бог обогащал тех, кого любил: Авраама (Быт. 13:2), Исаака (Быт. 26:12), Иакова (Быт. 30:43). Колена Израильские хвалятся своим благосостоянием. Ефрем получает благословения небесные (дождь), благословения бездны (источники воды), благословения сосцов и утробы (Быт. 49:25). Иуде есть чем хвалиться: «блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока» (Быт. 49:12). Ни в чем нет недостатка в той земле, которую Господь обещает Своему народу (Втор. 8:7-10; 28:1-12).
В новозаветние времена среди иудеев преобладал взгляд на богатство как на признак особого благоволения Бога; бедность, напротив, считалась свидетельством немилости Божией. Фарисеи, например, думали именно так и презирали Иисуса за Его бедность: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним» (Лук. 16:14). Эта идея была полностью отвергнута Христом: «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Матф. 5:1). Богатство, согласно взгляду Иисуса, – это препятствие и к спасению, и к ученичеству (Матф. 19:24; 13:22). Оно дает ложное чувство стабильности и безопасности: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15); обольщает: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Матф. 13:22) и требует полного подчинения сердца: «... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21).
http://mariolla.ucoz.ru/publ/bogatstvo_i_schaste_mnenija_i_sovety/mnenija/bogatstvo_i_bednost/57-1-0-177