Сергий, Естество малого ребенка , оно целостное и благое по своей изначальной природе,
Если это верно-то возникает вопрос: вследствии чего появляется в человеке "испорченность"? Есть такое ИМХО ( по-моему, одно из сильнейших заблуждений) , что виновата среда, а дети _ это ангелочки во плоти. Тогда выход видится один - оградить детей от "среды", создать условия инкубатора, где они могут только развивать свои изначально "целостне и гармоничные качества". Но жизнь показывает, что этого не ПРОИСХОДИТ даже в самых хороших условиях. И причину здесь выявляет умозаключение, прямо противоположное вашему - человек изначально расщеплен и не целостен. То, что вы принимаете за целостность у ребенка, есть всего лишь период недифференцированного сознания. Но это не тот ум Христов, который мы стремимся приобресть.
Вот один из возможных вариантов ответа на Ваши суждения. У малого ребенка целостное и благое по своей изначальной природе состояние естества. Но печать первородного греха то есть и никуда не делась. Нет у маленького человека непрестанного контакта с Богом и возможности коррекции своего воления обращением за помощью к Богу. Контакт с Ним непостоянен прерывист, а значит есть возможность падения при содействии внешнего воздействия (врага). Вот и происходит, как правило, рано или поздно воспроизводство вновь и вновь падения по образцу праотца. И происходит расщепление и потеря целосности естества, и заповеди любви - естественные как дыхание -отходят на второй план, затем постепенно вообще отмирают.
Другой вариант ответа на Ваш вопрос дали Вы сами ... "период недифференцированного сознания" ... можно и так определить состояние малого дитя до его падения в грех в большой жизни человеков. И, конечно, это не состояние ума Христова. Тут я с вами полностью согласен. Христос истинный первообраз, по которому через покаяние выстраиваеися новый внутренний человек. Образ малого дитя лишь понятный пример для человека, который содержит многое к чему призваны идти, но не он идеал стремлений, но идеал Христос.
Вот верно: чтоб знать, какому образу подражать ( в нашем случае -дитя малое) нужно исключить размытости и неясности. Мне все же непонятно, почему
малого ребенка целостное и благое
. Обоснуйте, хотелось бы и ссылки из Писания, чтоб были приведены. Потому как по смыслу того же Писания вижу обратно "во грехе родила меня мати моя", " в беззакониях зачат есмь". Как сочетается печать грех, о которой Вы говорите и эта целостность? Ведь человек расщеплен изначально именно в силу этой "печати".
Есть еще один аспект "дитя", на который бы я хотела указать. вспомните, когда Христос благословил детей. Апостолы хотели воспрепятствовать детям, потому что дети по меркам древних времен
вообще за людей не считались (в плане социального статуса) Апостолы как бы намекают, что нечего тут всякой мелюзге под ногами крутиться, тут у нас "взрослые разговоры". Поэтому ребенок является как бы одним из образов умаления перед людьми, бесправного человека изначально. Это логично связывается со словами Апостола "Мы - сор для мира для мира, прах, всеми попираемый доныне"". Об этом неплохо было бы помнить, когда воспеваем "положительные" образы христианина как соли для мира, светильника и т.д. (чтоб особо не обольщаться))
На самом деле вопросы, которые мы с Вами обсуждаем крутятся вокруг одного большого вопроса - ч
то такое образ Божий в человеке. Насколько понимаю, Вы делаете акцент на воле, разумности как неотъемлемых условиях пребывания всегда с Богом.и
возможности коррекции своего воления обращением за помощью к Богу
Об этом часто говорят. Теперь "проблемный вопрос" (приближенный к детям) : люди, родившиеся
изначально с умственными, психическими отклонениями, "люди-растения": у них нет воли, нет рассудка, грубо поврежден ум. В каких понятиях вы рассматриваете образ Божий в таких людях?