Не знаю, есть ли смысл (или уже отход от темы злостный), но попытаюсь ответить на Ваши вопросы.
Мне все же непонятно, почему малого ребенка целостное и благое
. Обоснуйте, хотелось бы и ссылки из Писания, чтоб были приведены. Потому как по смыслу того же Писания вижу обратно "во грехе родила меня мати моя", " в беззакониях зачат есмь". Как сочетается печать грех, о которой Вы говорите и эта целостность? Ведь человек расщеплен изначально именно в силу этой "печати".
Я вывожу свои суждения вот от этих слов Спасителя:
Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царство Божье. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него (Лк.18,16-17).
Все дело в динамике, а не в статике. Первородный грех не сразу начинает действовать в детях, а с определенной задержкой. В этом все дело. Но он неизбежно начнет действовать. В этом наша трагедия. Понаблюдайте за детьми. У меня внучка (три года). Уверенно могу сказать, что у нее ум соединен с сердцем, а не пребывает ум в отрыве от сердца, как у нас взрослых. И в ней нет сознательного творения зла (неосознанные проказы не в счет), то есть общий настрой благой. Восприятие мира у детей цельное и их вера во все, во что можно и нужно верить подлинная и искренняя. Нам взрослым до этого ой как далеко. Расщепленность ума и сердца, потеря благости и способности искренне верить приходит по мере взросления детей постепенно. Можно уже встретить порой даже семилетних маленьких циников … ни во что не верящих … Я, конечно, могу ошибаться. Но я по-иному приведенную цитату понимать пока отказываюсь. Привык думать о людях (тем более о маленьких человечках) хорошо.
Есть еще один аспект "дитя", на который бы я хотела указать. вспомните, когда Христос благословил детей. Апостолы хотели воспрепятствовать детям, потому что дети по меркам древних времен вообще за людей не считались (в плане социального статуса) Апостолы как бы намекают, что нечего тут всякой мелюзге под ногами крутиться, тут у нас "взрослые разговоры". Поэтому ребенок является как бы одним из образов умаления перед людьми, бесправного человека изначально. Это логично связывается со словами Апостола "Мы - сор для мира для мира, прах, всеми попираемый доныне"". Об этом неплохо было бы помнить, когда воспеваем "положительные" образы христианина как соли для мира, светильника и т.д. (чтоб особо не обольщаться))
Ребенок как образ умаления перед людьми? Нет. Я так считать не могу. В Писании полно образов умаления перед людьми и людей с низким и особым социальным статусом, которым явно дана возможность спасения. Но ни про кого нет таких четких слов как про детей. Тут явно что-то иное имеется в виду.
На самом деле вопросы, которые мы с Вами обсуждаем крутятся вокруг одного большого вопроса - что такое образ Божий в человеке. Насколько понимаю, Вы делаете акцент на воле, разумности как неотъемлемых условиях пребывания всегда с Богом.и возможности коррекции своего воления обращением за помощью к Богу
Об этом часто говорят.
По-моему, главное, что есть в нас от Бога, это способность творить. Суть пути спасения человека – сделаться таким, чтобы всегда творить (и делами и мыслями в уме) только благое и никогда не творить злое … Надо стать таким, чтобы совершенно не быть способным творить злое по самому своему человеческому естеству, а не просто по умению различать доброе и злое (хоть последнее само по себе ой как не просто). В этом весь смысл и невидимой брани и умного делания.
Теперь "проблемный вопрос" (приближенный к детям): люди, родившиеся изначально с умственными, психическими отклонениями, "люди-растения": у них нет воли, нет рассудка, грубо поврежден ум. В каких понятиях вы рассматриваете образ Божий в таких людях?
Наш ум – разум тяжкое испытание человеков. Чем совершеннее ум - разум, тем больше страданий, греха и падений у человека им обладающего. Болезни, о которых вы говорите – это просто отклонения от массового общественного усредненного стандарта. Нам не дано знать, что предуготовлено Богом для этих больных людей. Мы даже не можем себе представить их состояние и оценить его. Образ Божий есть во всех людях, способных осознать себя. Я думаю, что в больных людях есть что-то, что нам просто не понять … Господь благ и промысел Его и попущения Его– все во благо, которое нам порой никак не постичь. Но мы углубились в зыбкую область, где у меня нет пока опоры на Писание и Свято Отеческое наследие. Нести далее в этом вопросе отсебятину я не хочу.