Исихазм

Автор Тема: как вернуть мир?  (Прочитано 17079 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #30 : 22 Февраль 2012, 23:05:32 »
Как Вы регулируете чувство вины? Можете рассказать на примере сегодняшнего случая на работе? Как происходит очищение?
Любое чувство можно регулировать...т.е. ограничивать его интенсивность...вызвать всплеск очень сложно...а вот не дать, ограничить его--легко...
Не нужно даже и примеров...думаю каждому понятно как не дать например радости перерости в буйно-помешаную радость...
В случае с обвинением себя...гордость хорошо помогает не впасть в бред самоуничижения...за мыслью я дурак всегда будет стоять противоположная от гордости...именно она то и не пустит...

И ещё...чувства вызываются помыслами...по этому если регулировать помыслы...то можно легко регулировать и чувства...
Примерно так как то...навскидку :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Анна-Мария

  • Гость
Re: как вернуть мир?
« Ответ #31 : 22 Февраль 2012, 23:13:43 »
В случае с обвинением себя...гордость хорошо помогает не впасть в бред самоуничижения...за мыслью я дурак всегда будет стоять противоположная от гордости...именно она то и не пустит...

У нас есть мысль: "я - дурак" и противоположная ей, например: Я - умница".  При очищении, что происходит с этими мыслями? Что мы увидим, очистившись от гордости, когда она будет поражена "в самое сердце"?

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7516
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #32 : 22 Февраль 2012, 23:36:32 »
В случае с обвинением себя...гордость хорошо помогает не впасть в бред самоуничижения...за мыслью я дурак всегда будет стоять противоположная от гордости...именно она то и не пустит...

У нас есть мысль: "я - дурак" и противоположная ей, например: Я - умница".  При очищении, что происходит с этими мыслями? Что мы увидим, очистившись от гордости, когда она будет поражена "в самое сердце"?
Анна-Мария, mirnestranik, очень у Вас интересный диалог.
Мое мнение термин "очищение" (от страстей), в отношении гордости следует понимать только как очищение от "очередного слоя гордости". Гордость не уходит из человека никогда, борьба с ней и очищение от нее непрерывный процесс. Она нам дана для самосовершенствования, чтобы не почили на лаврах, а постоянно были "в тонусе". Просто в этой борьбе не надо сдаться на милость гордости и впасть в нее, оставив ей противодействие. Реально это очень трудно. На определенные периоды времени гордость всегда побеждает. Спохватишься, а она уже в тебе расцвела. Даже из дум о борьбе с гордостью может родиться гордость. Она из всего может вылезть. Борьба с ней в моем понимании это как бы некий профилактический самоконтроль и самовосстановление здорового духовного естества. Считать себя ниже других (реально только надо это делать от души) один из действенных способов борьбы с гордостью.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #33 : 23 Февраль 2012, 01:38:23 »
Насчёт "молиться за них"... а что, если их много (очень), а я одна? Духовник как-то рассказывал, как ему старец категорически запрещал молиться за неверующих родственников - мол, пока сердце не очищено, испытывает к ним негатив, ни в коем случае. Когда очистишься - пожалуйста.
Может, мой опыт не правилен, но молиться за них по-настоящему, любя, испытывая только светлые и добрые мысли, видеть в них потенциальных братьев во Христе могу только не общаясь с ними, живя на расстоянии.
Как быть с родней  и каково пророчествовать в своем отечестве, о том нам сказано Иисусом. Родне, при их неверии в тебя, не будет от тебя ни пророчеств, ни чудес, ни даже молитв. Поэтому, имо, страстному человеку важно максимально дистанцироваться от родни физически и молиться за них издали. То есть, поступать как монах - беги от мира (а нам - от родни), спасайся, стяжай Духа и молись за всех...а кого затем Дух позовет, тот из пустыни в мир вернется. Потом.
Родне хорошо помогает проявление бесстрастного гнева с нашей стороны. Потому что любой человек способен разглядеть в поведении - страстнОе чувство стоит за ним или нет. Он это просто чует. На страстнОе он реагирует ответной страстью. А бесстрастное, преображенное  чувство - с его колоссальной, но не деструктивной при том энергией сразу протрезвляет. Родню))
Хотя и не всех и не всегда, вероятно...
 
Цитировать
Ведь и в Евангелии есть такие некие условные деления: язычники, книжники, фарисеи, эллины и т.д. То есть мы же должны отдавать себе какой-то отчёт, с кем имеем дело, а иначе можно заблудиться.
Деления есть, но потом показано, что Благая Весть вне делений. В том числе и этих...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #34 : 23 Февраль 2012, 10:29:45 »
Считать себя ниже других (реально только надо это делать от души) один из действенных способов борьбы с гордостью.

Думаю, штука в том, чтобы вообще "не считать". Не считать себя ни ниже, ни выше, ни лучше, ни хуже.
Убеждая себя "я-хуже-других-я-хуже-всех", мы остаемся в фальшивой системе координат этого мира, которая не имеет ценности для Бога.
Господь в Евангелии не раз показывал, как выходить из этой системы координат. В сцене с блудницей: "Кто без греха пусть первый бросит в нее камень" (заметим, Он не говорил "кто менее грешен чем она, пусть бросит в нее камень").
В притче о мытаре и фарисее (Он ведь не говорит, что фарисею надо считать себя грешнее мытаря, но предостерегает от сравнения как такового).
В сцене умывания ног апостолам на Тайной вечере: "Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий" (не упиваться тем, что "я больше", и не уверять себя "я меньше", но просто служить другим, а не себе).
То бишь ломается система координат, меняется вектор устремленности, такая вот математика :)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #35 : 23 Февраль 2012, 11:22:32 »
У нас есть мысль: "я - дурак" и противоположная ей, например: Я - умница".  При очищении, что происходит с этими мыслями?
Думаю что они обе исчезают :-)...чистое восприятие думаю происходит без анализа...сразу известен результат...и нет необходимости что то противопоставлять...
Что мы увидим, очистившись от гордости, когда она будет поражена "в самое сердце"?
Я не знаю что такое отсутствие гордости...я лишь догадываюсь...
Думаю что происходит сверка любого события с Богом в очищенном сердце...и Бог подсказывает КАК действовать...думаю что это происходит молниеносно, почти мгновенно...т.е. как рефлекс...импульс...это наверное как само собой разумеющееся...как отлаженный механизм...и без рассмотрения, анализа разумом...а скорее просто восприятие...
Однако думаю что восприятие из сердца может определять действие только наметив створ, коридор...в рамках которого возможно проявление личной воли(свободы воли)...так действуют думаю юродивые Христа ради...
Думаю у них  естественный вариант действия свободы воли...как у первозданного Адама...как бы даётся общее указание...а частностями человек волен заниматься сам...или обязан\должен заниматься сам...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #36 : 23 Февраль 2012, 11:27:21 »
Гордость не уходит из человека никогда, 
Уходит :-)...по слову отцов...в самом конце подвижник сходит умом в ГЛУБИНУ сердца...в самую глубину...где творит брань с самим сатаной...т.е. с гордостью...
Бесстрастие это состояние БЕЗ страстей...а значит и без гордости...когда, мне кажется, атаки не прекращаются...просто подвижник становится способен от них уклоняться...НО...если вдруг захочет, то сможет пасть...и таких случаев полно в патериках...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #37 : 23 Февраль 2012, 11:35:46 »
Поэтому, имо, страстному человеку важно максимально дистанцироваться от родни физически и молиться за них издали. То есть, поступать как монах - беги от мира (а нам - от родни),
Как эт беги? :-)...яб хоть щас убёх :-)...да ить их кормить нада :-)...
Или ты об ином бегстве?...
Родне хорошо помогает проявление бесстрастного гнева с нашей стороны.
Так так так :-)...подробнее пожалуйста про БЕССТРАСТНЫЙ ГНЕВ...
Юра :-)...а в рыло не накатят?...если гнев...могут и не разобрать...настучат по бестолковке :-)...и ещё скажут--вот мы знали что ты злой внутри :-)...

Пророков нет это точно...НО...изменившееся поведение...а они ведь меня всю жизнь как облупленного знают...и есть пример...и...иногда задают вопросы, на которые приходится отвечать...

 
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #38 : 23 Февраль 2012, 11:41:30 »

В сцене умывания ног апостолам на Тайной вечере: "Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий" (не упиваться тем, что "я больше", и не уверять себя "я меньше", но просто служить другим, а не себе).
То бишь ломается система координат, меняется вектор устремленности, такая вот математика :)
Да...НО...опять же этапность...ступени...на ранних этапах...или в момент гневного разжения...думаю можно себя уничижать...ес-но как временная мера...но ведь и гнев возникает ТОЛЬКО тогда когда душа умом не в Боге, а в осуждении...а если пребываешь в Боге...то и гневаться как то не получается...и...да...не выше не ниже...как то само суждение кажется суетным, неестественным, синтетическим :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #39 : 23 Февраль 2012, 12:06:55 »
на ранних этапах...или в момент гневного разжения...думаю можно себя уничижать...ес-но как временная мера...но ведь и гнев возникает ТОЛЬКО тогда когда душа умом не в Боге, а в осуждении...а если пребываешь в Боге...то и гневаться как то не получается...

ИМХО, возникающие внутри гнев и осуждение, возможно, иногда следует воспринимать как то, что следует претерпеть. Вот у меня сейчас такой период: неделю назад вышел на работу после полутора месяцев пребывания в блаженном покое на диване со сломанной ногой :) Естественно, что попал в нервную, накаленную атмосферу, да еще когда сломанная кость ноги от хождения все больше  начинает ныть, суставы болят, хромота  - все это вместе ввергает в тиски раздражительности, даже временами ярости. И выйти из этого гневно-раздражительного состояния не получается, поэтому единственный выход - терпеть это состояние, терпеть атаки гнева, неотступное раздражение. Тут не поможет ни самоуничижение, ни размышления на тему: "Ох, поделом мне окаянному". Просто терпеть, учиться жить и без мира в душе, без благостности...
То есть жить в любую погоду

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #40 : 23 Февраль 2012, 12:32:24 »
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом. Недавно в электронной почте пообщалась с близким родственником (невоцерковлённым, неверующим, агрессивно настроенным), и из сердца ушёл мир. Вместо привычной молитвы полная сумятица и хаос....

"...если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною." (Иоанна 21:22).


...Просто терпеть, учиться жить и без мира в душе, без благостности...
То есть жить в любую погоду

Скорее, учиться терпеть и сохранять благостный мир во "внештатных" ситуациях, в духовно хмурую и ненастную погоду... :-)

Анна-Мария

  • Гость
Re: как вернуть мир?
« Ответ #41 : 23 Февраль 2012, 12:59:00 »
Что мы увидим, очистившись от гордости, когда она будет поражена "в самое сердце"?
Я не знаю что такое отсутствие гордости...я лишь догадываюсь...
Думаю что происходит сверка любого события с Богом в очищенном сердце...и Бог подсказывает КАК действовать...думаю что это происходит молниеносно, почти мгновенно...т.е. как рефлекс...импульс...это наверное как само собой разумеющееся...как отлаженный механизм...и без рассмотрения, анализа разумом...а скорее просто восприятие...

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Матф. 5:8

У нас есть мысль: "я - дурак" и противоположная ей, например: Я - умница".  При очищении, что происходит с этими мыслями?
Думаю что они обе исчезают :-)...чистое восприятие думаю происходит без анализа...сразу известен результат...и нет необходимости что то противопоставлять...

Значит, чистота открывает человеку Истину… А противопоставление мы используем, пока находимся в потемках… Регулируя эти противопоставления, мы не получим исцеления… Потому что и «я – дурак» (обвинение себя) и «я умница» (обвинение другого) - это искажения одной истины о нас… Истины о том, что человек – образ Божий, личность.

За теми словами, которые Вы написали о себе: о качествах «собственной глупости и безразличия» скрываются неискаженные качества личности как образа Божия. Глупостью Вы называете свое стремление постигать мир сердцем, а не разумом, а безразличие – это искаженное видение Вами своей тяги к бесстрастности. Сердечность в сочетании с бесстрастностью рождают мудрость.

Очищаясь от страстей с Божьей помощью, мы не теряем своих качеств, мы получаем их такими, какими задумал Создатель.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #42 : 23 Февраль 2012, 13:05:59 »

 Тут не поможет ни самоуничижение, ни размышления на тему: "Ох, поделом мне окаянному".
Эт точно :-)...

Просто терпеть, учиться жить и без мира в душе, без благостности...
То есть жить в любую погоду
Э...ну да конечно...НО...на всё есть свои методы :-)...
У меня дурацкая работа :-)...ещё и по тому что всё время что то болит...то палец прижатый 30 киллограммовой болванкой...то связки плеча...а то...спина, которую постоянно травмирую, тяну связки...один раз целую неделю болела...любое движение причиняло резкую боль, терпимую...
Ну значица чё я заметил...увод внимания в сторону от боли...т.е. когда как бы незамечаешь её...т.е. она есть и с этим не поспоришь, и можно воспринимать боль как норму...и...игнорить...относительно конечно...
Ну вроде даёт эффект...поражало то что душа при этом не теряла радования...весёлости...

Мда...ну не знаю правда...тебе поможет или нет...хм...скорее всего нет...жаль...

Ну да...жить надо уметь при любой погоде...благо что у меня редко бывают периоды дольше нескольких дней :-)...
Бог в Помощь :-)...
+
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #43 : 23 Февраль 2012, 13:28:37 »

Я не знаю что такое отсутствие гордости...я лишь догадываюсь...
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Матф. 5:8
Анна :-)...я хотел сказать что не имею ЛИЧНОГО опыта, быть чистым от гордости...
Значит, чистота открывает человеку Истину… А противопоставление мы используем, пока находимся в потемках… Регулируя эти противопоставления, мы не получим исцеления
Звучит слегка безапеляционно :-)...получим получим...исцеление...
 
Цитировать
Молись, и делай, что хочешь, и дела твои будут богоугодны, и для тебя полезны и спасительны. Частая молитва, о чем бы ни была, не останется без плода (Марк Подвижник)
Дела твои...значит молитва направит ДЕЛА в нужное русло...а противопоставление помыслов это дела...душевная работа...если она не имеет ничего общего с созерцательной молитвой, это ещё не значит что её не надо делать...
Этап очищения проходит достаточно понятно...прозаически...по простому :-)...
Настоящая мистика начинает происходить когда очищение уже закончено :-)...
Глупостью Вы называете свое стремление постигать мир сердцем, а не разумом, а безразличие – это искаженное видение Вами своей тяги к бесстрастности. Сердечность в сочетании с бесстрастностью рождают мудрость.
Спасибо конечно за добрые слова :-)...НО...я ТАК не считаю...
Нельзя постигать мир сердцем...как и разумом...разум не способен действовать без чувств...всё взаимосвязано...а безразличие почти никакого отношения не имеет к бесстрастию...
То безразличие в котором я себя подозреваю :-)...это издержки "кокона"...оберегающего меня от впитывания мира...
Очищаясь от страстей с Божьей помощью, мы не теряем своих качеств, мы получаем их такими, какими задумал Создатель.
Очищения=выброса на помойку :-) не происходит...происходит преображение страстных сил души...
Цитировать
ДОБРОТОЛЮБИЕ. Том первый
СЛОВО ВТОРОЕ О законе естественном

   1. Не хочу, чтоб вы не ведали, братие, что в начале, когда создал Бог человека, то вселил его в раю, и он имел тогда чувства здравые, стоящие в естественном своем чине, но когда послушал прельстившего его, превратились все чувства его в неестественность [12], и извержен он был тогда из славы своей. Господь же наш сотворил милость Свою с родом человеческим, по великой Своей благости, Слово плоть быв (Иоан. 1, 14), – т. е. совершенным человеком во всем нашенском сделался Он по всему, кроме греха, чтоб пременить неестественность нашу в естественность [13] через Святое тело Свое. Сотворив такую милость с человеком, Он возвращает его опять в рай, – тем, что восставляет (падшего) через последование стопам Его и заповедям Его, какие дал Он нам, чтоб мы могли побеждать извергших нас из славы нашей, – и тем, что показал нам служение (latreian) святое и закон чистый, чтоб человек стал в естественном чине своем, в каком создал его Бог.
   2. Итак, кто желает придти в естественное свое состояние, тот пусть отсекает все пожелания свои плотские, чтобы поставить себя в состояние по естеству ума (духовное). Есть в нас по естеству вожделение (к Богу), – и без сего вожделения к Богу нет и любви: ради сего Даниил назван мужем желаний (Дан. 9, 23), но враг изменил его (вожделение по естеству) в срамное похотение, чтобы похотствовать всякой нечистоты. В уме по естеству есть ревность по Богу, – и без ревности по Богу нет и преспеяния, как написано в Апостоле: ревнуйте о дарованиях больших (1 Кор. 12, 31); но эта ревность по Богу изменилась в нас в ревность неестественную, – чтоб ревновать друг против друга, завидовать и лгать друг другу. В уме есть гнев по естеству, – и без гнева не бывает у человека и чистоты, если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом, как Финеес, сын Елеазаров, разгневавшись, заклал мужа и жену, и престал гнев Господа на народ Свой (Числ. 25, 7 – 9), но в нас изменился такой гнев в другой, чтоб гневаться на ближнего из-за всяких вещей, ненужных и бесполезных. Есть в уме ненависть по естеству, так: когда нашла она на Илию, он заклал мерзких пророков (3 Цар. 18, 40), равно и Самуил по ней поступил с Агагом царем Амаликским (1 Цар. 15, 33), – и без ненависти к врагам честь (цена и достоинство) души не обнаруживается, но эта ненависть (естественная) изменилась в нас в неестественную, чтоб ненавидеть ближнего и с отвращением гнушаться им, – и сия-то ненависть изгоняет из нас все добродетели. – Уму свойственно высокомудрие по естеству перед врагами его, так: когда нашло оно на Иова, то он поношением покрыл врагов своих, говоря им: безчестнии и похуленнии, скудни всякаго блага, ихже не вменях достойными быти псов моих стад (Иов. 30, 1. 4), но это высокомудрие перед врагами изменилось в нас: смирились мы перед врагами и возвысокомудрствовали друг перед другом, уязвляя себя взаимно, и праведными себя считая паче ближних, – а за такое высокомудрие Бог бывает враг человекам. Вот что создано было с человеком (вложено в него при сотворении), и что, когда вкусил он от преслушания, изменилось в нем в такие страшные страсти.
   3. Постараемся же, возлюбленные, попещись о том, чтобы оставить их (страсти), и стяжем то, что показал нам Господь наш Иисус Христос в Святом теле Своем: ибо Он Свят и во святых почивает. Попечемся о себе самих, чтобы угодить Богу, по силе нашей, упражняя деятельные силы свои и установляя (как на весах) все члены свои, пока станут они в своем по естеству чине, да обрящем милость в час искушения, имеющаго приити на всю вселенную (Лук. 21, 26), – умоляя непрестанно благость Его, да соизыдет помощь Его со смирением нашим во спасение нас от врагов наших, ибо Его сила, и помощь, и держава, во веки веков. Аминь.
И ещё...не в тему...НО :-)...раз уж залез в конспекты :-)...
Цитировать
"Пусть телесная любовь станет для тебя образом вожделения к Богу" (Иоанн Лествичник). "Как безумно влюбленный вожделеет к своей возлюбленной, не так ли Бог склоняется к душе, жаждущей покаяния?" (Нил Синайский)
============================================
=========================
Максим Исповедник
    Об именах Божиих (схолии), 4, 4.

Отсюда вывод Иоанна Лествичника:

    Блаженны те, в ком желание Бога уподобилось страсти любящего к возлюбленной…

    Иоанн Лествичник
    Лествица, 30-я ступень, 5. [24/25]

Сильнее, чем немилосердный голод и жажда, мучит пустынника влечение к Богу.
============================================
Калист Ангеликуд:
Определенно, что безмолвие есть удаление от чувственного и стремление к умопостигаемому,
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: как вернуть мир?
« Ответ #44 : 23 Февраль 2012, 14:25:39 »
Потому что и «я – дурак» (обвинение себя) и «я умница» (обвинение другого) - это искажения одной истины о нас… Истины о том, что человек – образ Божий, личность.
С каких пор "я умница"=обвинение другого? И ты умница, и другой умница, все под Богом ходим.
Практика все ставит на места: есть ведя линию пером или кистью, хоть на мгновение усомнишься, что имеешь силу и право это сделать, работу можно выкинуть. А если в душе сплошные сомнения в себе, что ты сделаешь? То же и в молитве. имхо.

У меня за спиной несколько лет (4-5) почти ежедневной боли и при этом полного равнодушия самых близких... ничего в этом нет хорошего, ничего. И близкие стали дальними, надеюсь навсегда.
And death shall have no dominion