Приведенные выше поучения о.Иоакима базируются на изначально искаженной посылке: мы - до предела эгоистичны, а наш ближний - не человек со своим эгоизмом и страстями, а некий эталон или камертон.
Вот, например:
Некоторые советы о.Иоакима на тему о взаимоотношениях с ближними (не везде приведено дословно, но по сути выдержано):
Наша проблема в том, что мы не показываем ближним Христа в нас. Мы демонстрируем свой эгоизм. Мы показываем себя и навязываем свое мнение о том, как должно быть и что мы хотим от брата, вместо того, чтобы спросить: «Чем я могу быть полезен для тебя?». Мы боимся так спрашивать, потому что не хотим служить ближнему, заботиться о нем, милосердствовать, жертвовать своим временем ради решения проблем ближнего.
Мы не можем слушать ближнего. Когда он говорит, мы прокручиваем мысли о себе, о своем мнении. Мы не слышим ближнего и потому не можем услышать Христа.
Если у вас нет мира с ближними, то ищите причину не в родовых грехах или вражьих уловках. Вы сами – есть причина. Причина плохих взаимоотношений – любовь к себе. Обида, раздражение, потеря мира в сердце – это все следствия себялюбия. Любовь не раздражается, потому что она заботится о Боге и ближнем. Как может любовь раздражаться, если она не думает о себе?
Проблема не только в том, что мы не хотим слышать ближнего, но и в том, что ближний тоже не хочет слышать нас. То есть, проблема и в нас, и в ближнем.
Служить ближнему - да, но как быть, если ближний ждет от нас служения, которое идет ему во вред? Простейший пример: ближний нам говорит: "Дай денег на бутылку!" А сколько раз нам приходится сталкиваться с ситуациями менее явными, когда нас хотят заставить потакать каким-то более-менее скрытым своим эгоистичным позывам и тд и тп.
Или когда открываешься ближнему, а в ответ тебя возят мордой об стол... Все ведь с этим сталкивались.
И, разумеется, многим из нас доводилось самим выступать в роли такого "ближнего"...
То есть причина - мы сами, о.Иоаким прав. Но, следует добавить, не только мы.
В этом смысле требуется духовный опыт и терпение...