Приведенные выше поучения о.Иоакима базируются на изначально искаженной посылке: мы - до предела эгоистичны, а наш ближний - не человек со своим эгоизмом и страстями, а некий эталон или камертон.
Или когда открываешься ближнему, а в ответ тебя возят мордой об стол... Все ведь с этим сталкивались.
То есть причина - мы сами, о.Иоаким прав. Но, следует добавить, не только мы.
В этом смысле требуется духовный опыт и терпение...
Антиквар, вы очень точно выразили основную проблему наших грехов. Мы не просто эгоистичны, а до предела згоистичны и потому не можем и не хотим этого замечать. Предельно гордый не видит себя гордым. Предельно тщеславный не замечает тщеславия. Предельный эгоист не замечает эгоизма.
Опять вы правы, что тот, кто уже имеет
духовный опыт и стяжал терпение, эгоистичен, но не до предела и способен увидеть в себе проявления эгоизма, как это произошло, например, у Раисы и как это делали блаженные афонские исихасты.
Беседы о.Иоакима обращены к монахам, которых нельзя назвать предельными эгоистами, но чтобы высветить глубоко запрятанный эгоизм и пробудить монашествующего от самомнения надо вывести проявления эгоизма наружу порой такими предельными бескомпромисными фразами.
Или когда открываешься ближнему, а в ответ тебя возят мордой об стол... Все ведь с этим сталкивались.
Да, и Христос тоже с этим столкнулся. и знал, что так будет, но служил ближним. Христос умывал ноги всем апостолам и в том числе Иуде, который хуже бомжа или пьяницы. Христос, знал, кто такой Иуда, но служил ему и нам заповедовал так служить. Уповать только на Молитву и не придавать равного значения служению ближним - это ошибка. Такую молитву Господь рассеивает, потому что нет в ней любви, но есть любовь к себе. А любовь к себе - это не любовь, это ее противоположность, это молитва дьяволу, который думал о себе прежде всего.
Прошу у всех прощения, что выдернул из бесед отдельные фразы, которые, пожалуй, действительно производят впечатление набора оторванных от реальной жизни нравственных поучений. Чтобы понять контекст этих фраз надо послушать беседы полностью.
Согласен, что трудно принять на веру советы новоявленного старца из Америки. Что может быть хорошего из Америки? Об этом уже говорилось: «Что может быть хорошего из Назарета?».
Не так важно кто сказал и откуда он. Если нет веры одному, то вспомним другого:
Стаpец Иосиф Исихаст . ДЕСЯТИГЛАСHАЯ ДУХОДВИЖИМАЯ ТРУБА СТАРЦА ИОСИФА
Главная жизненная забота блаженных старцев определялась речением Господа, Который возлагает на монаха, как и на всякого верующего, долг самоотречения. Вступление верующего в Небесное воинство начинается с этой ступени, и не случайно Господь подчеркивает: "Тот, кто не отвергается себя и не возненавидит душу свою, не является Моим учеником"1. Старцы познали наделе, благодаря как собственному огромному опыту, так и опыту своих старцев, которым они верно служили, что все сооружение мерзости запустения", которое и является и называется "ветхим человеком", состоит из эгоизма. Такова вся сущность грешной личности, весь состав извращенных и противоестественных стремлений и действий омертвелого и смертного человека. Потому-то они были безжалостны ко всему, в чем содержались и скрывались частички этого "эго", и, осуществляя курс лечения этой болезни, проявляли неотступное самоотречение. Блаженные старцы, будучи подлинными учениками древних отцов, знали, что лишь тот человек, который "отвергается себя" и "ненавидит душу свою", исполняет первую и главную из Господних заповедей. "Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную"2.
---------------------------------
1 Ср.: Лк. 14,26.
2 Ин. 12, 25.
Они знали, что тайным убежищем и укрытием для главного зла является эгоизм, настоящая сущность и имя которого -- самолюбие, и потому пытались выставить против него самую крепкую оборону.
(Иосиф Ватопедский о Старце Иосифе Исихасте)
Антиквар, если вы молитесь и находитесь в состоянии молчания ума, и в это время к вам заходит ближний и попросит помочь ему помыть посуду на кухне? Какова будет реакция вашего внутреннего человека и что вы внешне ответите ближнему? Станете ли вы служить ближнему прежде, чем себе, с радостью? Или появится раздражение? Ставите ли вы свои желания выше потребностей ближнего? И почему вы не знали, что ближнему нужна помощь? Или вы начнете анализировать, что именно просит ближний и так ли это важно для него? Или вы с радостью воспользуетесь возможностью отречься от себя и последовать за Христом в этой конкретной житейской ситуации?
Разве важно кто просит помощи и что именно просит? Разве не важнее сам факт отречения себя? Разве это не послушание воле Господа?