Исихазм

Автор Тема: Спасение в миру, Серафим Саровский, Мотовилов.  (Прочитано 28797 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Может была такая тема, но хочу начать новую, чтобы в самом первом сообщении поместить цитату из записок Мотовилова.
В ней о.Серафим говорит то, что ему Бог открыл о спасении в миру, и было это почти 200 лет тому назад, да к тому же говорит, что такой способ Господь желает ввести постоянно на последние времена для мирян.

Цитировать
...«Вот, ваше Боголюбие, вчерашнего дня мы положили с вами мне помолиться Богу, что Он изволит сказать: мне ли исцелить вас Его благодатию, как Он прошлого года мне удостоил то сделать, или отпустить вас в Воронеж, я так и молился Богу. Но Господь открыл мне всю вашу жизнь от рождения вашего и до успения вашего». «Что же в ней будет со мною?» — вспросил я. И он отвечал: ...— Одно вам скажу и главное, что если бы не Сам Господь и Божия Матерь возвестили мне о вашей жизни, то я бы не пове­рил, чтоб могла быть такая жизнь на земле. Ибо мне Господь сказал, что у вас в жизни все духовное с светским и все светское с духовным так тесно связано, что ни того от другого, ни это­го от того отделить нельзя, и что за всем тем Он Сам изволил назначить вам такую жизнь, и что будущее человечество сим
лишь путем пойдет, если захочет спастися, и что на все это есть Его собственная воля, и что поэтому-то лишь Он дозволя­ет мне открыть вам нечто из жизни вашей, чтобы от трудно­сти пути вашего вы без того не погибли бы вовсе...

Вот для примера я вам скажу: помните ли, как прошлого года я говорил, что у вас была мысль, что будто бы можно и в миру живучи получить такую же благодать, как в отшельни­честве?» А я, скажу в скобках, думал, что если Господу угод­но будет, то при Его Святой помощи и в рай Адамов смогу я достигнуть, лишь бы Он мне то благословить изволил, как благословил святому Марке Фраческому и другим святым угодникам Его. «Но я вам говорил, — стал далее продолжать батюшко отец Серафим, — что этого невозможно достигнуть, живучи в миру, желая жениться, желая заниматься службой государственной и устраивать великие предприя­тия, подобные тем, о коих вы задумывали, и что люди, воз­любившие Господа всею душою, как и ваше Боголюбие, воз­любили Его, о чем Господь Сам мне сказал, что вы Его ис­тинно любите, что такие люди не только не желали и не до­бивались всего того, что вы желаете и чего добиваетесь, но жен, детей, чины, богатство, славу, почести, все радости зем­ные и маловременные, оставляя, убегали в пустыни и там в девственной жизни, в самоизвольной нищете и во всех злостраданиях будучи, стяжевали благодать Всесвятого Духа Божиего, какую вы, в мире живучи, думали, что можно и мир­скому человеку подобно им получить. И я вас не обманывал, говоря, что этого нельзя мирянину достигнуть, и я по Бозе
вам сказал. Но ныне, напротив того, и это мне Господь от­крыл, что эта мысль в вас была не ваша, а Он Сам вам заложил ее, и Он Сам споспешествовал вам в развитии ее и в укреплении в вас самих, и что Он вам назначил показать на земле этот об­раз спасения, чтобы и мирские люди были причастниками тех же даров Духа Святого, как и отшельники, если равномерные с ними труды, подвиги, злострадания, претерпенные до конца, Христа ради и всего находящего на них они доброхотно решат­ся взять на себя».

Серафим Саровский.

В книжку влючены:
  • Докладная записка Высокопреосвященнейшему Исидору, митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому от симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова о чудотворных исцелениях, дарованных ему молитвами архиепископа Антония и святителей Митрофана и Тихона Воронежских и Задонских. 1861 года 13 августа
    (адаптированный текст).
  • Предисловие к беседе Н.Потапова
  • Беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым «О цели христианской жизни» (По записи последнего краткой)
  • Беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотовиловым «О цели христианской жизни» (По записи последнего пространной)
  • Докладная записка Высокопреосвященнейшему Исидору, митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому от симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова о чудотворных исцелениях, дарованных ему молитвами архиепископа Антония и святителей Митрофана и Тихона Воронежских и Задонских. 1861 года 13 августа
    (не адаптированный текст
  • Полная Служба с Акафистом Святителю и Чудотворцу Митрофану
  • Основные даты жизни Н. А. Мотовилова

Может, Александр её и в библиотеку поместит.

http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/biblio/serafim/zmotovilov_full.pdf (этот файл вроде по содержанию такой же, как и нижние два)
Этот я читал:
http://narod.ru/disk/42234352001.b01832a0d464bf30c0461baff4db3057/ZNAM-FULLn.pdf.html
или
http://files.mail.ru/00GTLK
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

molchuvka

  • Сообщений: 200
  • РПЦ МП
    • Просмотр профиля

Ну вот и я о том же, Краевед. Все эти перечисленные радости земные --- это и есть терние и волчцы (см. также кн.Исайи гл.10-гл.14-и далее). Засим пойду дочитать тему что мне mirnestranik дал, --- и позицию РПЦ что Молчащая дала.
Евгений, РПЦ МП, s6@jabber.ru - http://cs309129.userapi.com/v309129825/1ff1/_8KatQX-6Yk.jpg

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Что-то в последнее время многие на творчество Мотовилова не нарадуются...симптоматично.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Да потому что в одном месте коротко и фактически современным языком, не так, как у того же Максима Исповедника сложно (очень хорошо, но мозги бантиком завязываются при попытке понять, во всяком случае у меня, необразованного), а просто для понимания изложено:
  • и показано отношение к себе, недостойному и утопающему в греховных бедах внутренних
  • и показано устремление к Богу, так что и всё, говорит Мотовилов, предсмертный плач его умирающей души, все надежды обещанные старцем Серафимом на жизнь его мирскую счастливую рухнули, но всё равно он согласен, раз на то воля Божия, ехать в Киев, противно своей воле, и в Боге ищет спасение для себя - в конечном смысле
  • этим же показаны постоянство и терпение не слабеньких скорбей, а сильных, хоть и мирских, и другими событиями тот же момент показан
  • рассказано, как явна при всём том благодать и мир Божий, что это не эфемерность какая-то для мирян, а явная милость Божия
  • что нам, мирянам, это заповедано, а значит, не только в ангельском монашеском образе надлежит нам трудиться, но и в миру
И другие пункты, но сами допишите их, потому что я необразован и неопытен, и многого не вижу.

Цитировать
...Высокопреосвященный поднял меня: «Что вы так горько заплакали?»
 «Хорошо вам говорить так легко, вы монах и от всего земного отрешились, так вам, может быть, не только непонятно, но даже и смешно мое страданье, но я вам укажу на высочайший пример Господа нашего Иисуса Христа. Он как Богочеловек не мог иметь страстей и привязанностей земных, подобно моей любви к Языковой. Он чище был вся­кого монаха — в Нем ничего не было греховного, — а и Он прослезился о друге Лазаре, когда видел его умершего четверодневного, а так и Языкова для меня умерла уже, но это не простой друг Христов Лазарь, а обетованная мне от Бога невеста, которой я ждал столько лет, уповая лишь только на Его Всемогущество и на верность Божественных обетова­ний, так тут не одна плоть разрушается, тут страждет и ду­ша, и дух — тут все разрушается, и гибнет моя надежда на Бога, — так поневоле заплачешь.
 Простите меня, что я не могу удержаться от слез, но эти слезы — последние слезы жизни моей, угасающей во мне, я расстаюсь со столько сладкими надеждами, что смерть теперь уже плевка не сто­ит для меня. Простите меня бедного грешника», — и я еще горше зарыдал и в слезах упал ему на руки.
 И когда долго без памяти рыдая на руках его выплакался и память ко мне начала возвращаться, то высокопреосвященный сказал: «Ну как же вы в Киев-то поедете, если так горько вам не ехать в Симбирск!»
 «Так же, — отвечал я, — как Авраам поднял нож на Исаака. Легче ли ему было моего, неужели с сухими глазами решился он на заклание сына? Наши бо­гословы не смыслят этого дела, если говорят, что мужест­венно перенес это. Поеду, если Бог велит».
 «Так вы решае­тесь?» — вспросил высокопреосвященный.
 «Да, решаюсь, — отвечал я...
« Последнее редактирование: 03 Март 2012, 15:41:20 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Мне искренне жаль людей, которые в наше время разделяют спасение на " в миру" и "в монастыре", не подозревая, что  если умирать за него каждый день все грани и границы становятся условными и сметаются как пыль. И только если ты не чувствуешь себя  "смертником", то ум уже удобно начинает устраиваться  в этом мире, выискивая средства,  нагромождая  методы и схемы..
  И несколько слов по поводу знаменитого выражения св.Серафима о  "накопления"  духовного . У  "накопления" этого две стороны.  Тут как то на форуме уже поднималась тема как понимать само слово "стяжать" ( в смысле Духа Святаго) Так и это понятие неоднозначно.
 
  А  что, если - "Безумный! В эту ночь ты умрешь!" ?  Накопительство это может стать тем, грузом, что опустит на дно и не даст всплыть., ибо "блаженны нищие духом".
 
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Marfa, так и слова "блаженны нищие духом" также понимаются неоднозначно...например, встречал у с.о. Толкование: блаженны те, кого вселившийся в них Дух сподвиг своим действием на добровольную нищету...

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

 И то верно, про умирание, и это верно, что как исцелился Мотовилов у Серафима, то игумен монастыря говорил ему, что надо беречь обретенное сокровище, подаренное Богом, здоровье своё. И Серафим сказал, что это правильно. Так что приходиться устраиваться - тоже верно.
 Но для одних больше нужно первое, для спасения, по складу характера, может быть, в общем, больше приносит стяжания, то для других нужно бережливость к дарам Божиим поболее чем что иное, для спасения им это более полезно. Так и  каждому что-то больше пользы приносит, в спасении..
...и в стяжании Духа Святого, о чём Серафим ясно сказал, что и как стяжать. Тут и особых вариантов понимания нету вовсе.
Цитировать
Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только бла­годатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и вре­менный, приобретается почти одними и теми же путями, очень сходными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Иисус Христос, Богочеловек, уподобляет жизнь нашу тор­жищу, а дело жизни нашей на земле именует куплею и гово­рит всем нам: Купуйте, дондеже прииду и искупующе время, яко дние лукави суть; то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары...
 ...То так же надобно рассуждать и о богатстве веч­ном, о благодати Всесвятого Духа Божиего. И я вашему Боголюбию скажу: пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель жизни нашей христианской и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить; но цель жизни нашей — это есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании, или в наживании, ее-то одной (через них приоб­ретаемой) и состоит цель жизни христианской.
...елей есть получаемая через добрые дела вовнутрь наше­го естества благодать Духа Святого, претворяющего оное из тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы во свет и от бывшего некогда вертепом существа наше­го, где страсти иногда яко скоты и звери привязаны были к яс­лям вертепа, то есть вожделениям нашим, — претворяет все существо наше в храм Божества — в пресветлый чертог веч­ного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и вечном Женихе душ наших; да сподобит Он Сам явиться и нам грешным со множеством елея во гласе ра­дования. Итак, всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но более всего их дает молитва...

Как же может накопление именно такого капитала, который сам Иисус в Евангелии говорит делать, может быть ему неугодно?
Как же ж именно это может привести к проблеме, когда именно это меняет человека из тления в нетление ?
Единственно, что молитва должна быть именно такая, непрелестная, вот у Ефрема Сирина примеры таких молитв, а вообще не буду подробно тут описывать, вы это всё время обсуждаете, чтобы не стало накопление грузом, оно должно быть именно правильным.
Приведу специально слова не святого отца, которые мы всё время цитируем, а такого же грешного, как мы сами:

Если мы видим греховность, опустошённость своей души, которая застряла в нечистотах, и если и пытается выбраться из них, то только продолжает душа моя плюхаться в этой луже, и не может оттуда выбраться. Даже поднявшись наполовину, всё равно пахнет снизу "не очень". И одна только может быть надежда мне, душе в таком бедственном состоянии, возопить ко Господу - чистому сердцем, в котором нет никакой злобы и даже движения грязного внутри Него какого-нибудь, чтобы он исцелил меня, и исправил и вылечил, и научил той Своей чистоте, которую и выразить нельзя словами, чтобы дал насытиться хоть каплей Мира Своего и кротости.

Вот в этом то и есть нищета духа, т.е. нашей души - нас самих.

Как уже только что говорил в теме о монашестве, я не смею перечить Богу в открытую, слишком дорого обходится мне.
Тема о стяжании стоит как одна из первых почитать. Я за год только смогу осилить 3 000 сообщений, что тут как минимум можно просмотреть для начала.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Краевед, тяжело читать с.о. Но почему сразу - Максима Исповедника? Вот, "слова" Симеона НБ: современно воспринимаются и не столь сложны, сколько Ми. Имо, конечно.
Пока что вижу в творчестве мотовилова микс: Достоевского и Венечки Ерофеева. Учиться по нему...да ладно))
Серафим Саровский...вот кого РПЦ мифологизироала, по-полной. И здесь на форуме были об этом материалы. И про беседу с Мотовиловым хотел бы несколько слов сказать, но не могу сейчас, с мобилника. возможно -позже...
Где он, отче Серафиме? Его лубком прикрыли, карамелью отглазировали...старались изо всех сил.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

О технике молитвы для стяжания духа святого, при утере ощущения его благ, как техники молитв затронули уже в других темах:

Цитировать
Так желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы и вы сами стяжа­ли этот приснонеоскудевающий источник благодати Божи­ей и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретае­тесь, или нет! Если в Духе Божием, то благословен Бог; не о чем горевать, хоть сейчас на Страшный Суд Христов, ибо в чем застану, в том и сужду. Если же нет, то надобно разби­рать, отчего и по какой причине Господь Дух Святой изволил оставить нас? И снова надобно искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, покуда искомый Господь Бог Дух Святой сыщется и снова будет с нами Своею благодатью. На отгоняющих же Его от нас, врагов наших, надобно так напа­дать, покуда и прах их возьмется, как сказал святой пророк царь Давид: "Пожену враги моя, и постигну я, и не возвра-щуся, дондеже скончаются: оскорблю их, и не возмогут ста­ти, падут под ногама моима" (Пс. 17, 38—39). Так-то желал бы я, чтобы вы всегда были в Духе Божием».
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Краевед, тяжело читать с.о. Но почему сразу - Максима Исповедника? Вот, "слова" Симеона НБ: современно воспринимаются и не столь сложны, сколько Ми. Имо, конечно.
Пока что вижу в творчестве мотовилова микс: Достоевского и Венечки Ерофеева. Учиться по нему...да ладно))
Серафим Саровский...вот кого РПЦ мифологизироала, по-полной. И здесь на форуме были об этом материалы. И про беседу с Мотовиловым хотел бы несколько слов сказать, но не могу сейчас, с мобилника. возможно -позже...
Где он, отче Серафиме? Его лубком прикрыли, карамелью отглазировали...старались изо всех сил.

Да, карамелью.
Вот я как-то читал.. нет, не буду тут писать, может, отдельно напишу.

Святые мощи открываются и бывают тогда и так, как Богу угодно. Это для нас, если наша вера оскудевает. Если Господь не хотел прославлять нетленными мощами убогого Серафима - то ему ли, Серафиму, или мне ли судить об этом. Может, и не прославил именно потому, что от архимандритства отказался Серафим. Вы точно знаете, почему ? Я - нет.

И там не только Серафим, там и Митрофан. там и....

И разве я пишу, что не надо читать и учиться по другим отцам ?
« Последнее редактирование: 03 Март 2012, 17:57:38 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Почитал сообщения раньше.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=406.msg2574#msg2574
Цитировать
Если мы относимся к святому как к иконе, на которую, грешные, молимся, то икона сия, безусловно, должна быть правильного письма. Если, будучи грешными, ищем святости, а не смотрим на нее со стороны, как на икону, важными для нас становятся реальные - а не придуманные - дела живых - а не спрятанных в киоты канонических житий - людей, стяжавших Дух на многотрудном и опасном поприще.

Александр

Я ж не говорю о мощах или о самом Серафиме, я говорю о нас и возможностях. О компактном изложении.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

    Зачем писалась Лествица и прочие книги если все так просто?
    Чтож, стяжевайте дары Духа в миру как в отшельничестве. Только все почему-то про это говорят, а реальных примеров маловато. И то в священстве в основном. А чтоб семейные миряне - увольте, не слышал. Может просветите.
    Кстати раньше в Курской, в Белгородской губерниях считалось нормальным в деревнях что у стариков проявлялись прозорливость, сила чудотворений - целительство к примеру. Все это было обусловлено тем, что это были пограничные территории которые часто подвергались набегам и другим бедствиям, в результате этого народ обладал крепкой верой. Но какие монахи получались из этого народа! - прп.Серафим Саровский к примеру.
    Если Вы в миру можете стяжевать дары Духа Святаго, то в монастыре многократно.
    Просто сейчас время крупных монастырей прошло, традиции утеряны, надо восстанавливать не только стены но и обретать утраченный опыт, что несравненно тяжелее.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Поабзацно.
 А кто сказал, что просто ? Мы бы тут прямо упирались бы так?
 Ну вот и займитесь вместе с нами. Мне себя чтоль рекламировать? Или кого-то с форума, например ?
 Слава Богу.
 Возможно. Был у меня знакомый, монах. При мне его постригали. Приезжаю в монастырь - он деньги собирает на праздник, с коробкой. Ну как спасение, спрашиваю. А он руки в денежную коробку запустил, подкидывает деньги и говорит: "-Я что, за этим в монастырь пошёл, да ? За этим ??" Так что дай Бог каждому монаху, чтобы больше многократно.
 Ну вот и займитесь вместе с нами, там или в миру.
« Последнее редактирование: 04 Март 2012, 00:10:10 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

    Зачем писалась Лествица и прочие книги если все так просто?
    Чтож, стяжевайте дары Духа в миру как в отшельничестве. Только все почему-то про это говорят, а реальных примеров маловато. И то в священстве в основном. А чтоб семейные миряне - увольте, не слышал. Может просветите....
 
Вы уже на форуме не первый год...и если бы действительно хотели и были бы внимательны, то могли бы и услышать...и просветиться... :-)

Ака

  • Сообщений: 175
    • Просмотр профиля

вый год...и если бы действительно хотели и были бы внимательны, то могли бы и услышать...и просветиться... :-)
  Дайте пример топика для просвящения, если не трудно.