Исихазм

Автор Тема: Что грознее всего?  (Прочитано 7393 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #15 : 02 Март 2012, 14:21:59 »
Страх Божй - весьма не совершенная любовь. Но мимо не пройти.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #16 : 02 Март 2012, 14:26:35 »
Страх Божй - весьма не совершенная любовь. Но мимо не пройти.
Брат! Зачем говорить о том чего не знаете и не понимаете?

Страх Божий - действие благодати Святого Духа в человеческом сердце, дарующей человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком.

прот. А. Мень: "Страх Божий — это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий — это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда — вот чего следует бояться. "
http://azbyka.ru/dictionary/17/strah_bozhiy.shtml
Бог вам в помощь.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #17 : 02 Март 2012, 14:43:33 »
Не так ли стойки-исчезающи наши людские страхи?


можно предложить следующее видение того, как св.отцы понимали такое явление как страх.

прежде всего надо обозначить следующее, наш обыденный человеческий страх это форма проявления нашей страстности, которая не обязательно является греховной, например   И. Дамаскин в  ТИПВ 2:15 говорит о боязни естественной т.е. о безгрешном проявлении страха – "Есть боязнь естественная, когда душа не хочет разлучиться с телом по естественному сочувствию и сродству, какие Творец вложил в душу с самого начала, — из-за коих душа естественно страшится, мучится и отвращается от смерти. Определение этой боязни такое: естественная боязнь есть усилие отстоять свое бытие по отвращению к смерти. Ибо, если Творцом все приведено из небытия в бытие, то естественно — все имеет стремление к бытию, а не к небытию; и всем тварям по естеству свойственно влечение к тому, что поддерживает бытие."

также И. Дамаскин в  ТИПВ 3: 23,  перечисляет шесть видов страха, как то -  нерешительность, стыдливость, стыд, ужас, изумление, беспокойство, при этом к числу положительных проявлений страха он относит, следующее – "Стыд — страх пред ожидаемым порицанием; это — прекраснейшее чувство. Стыдливость — страх пред совершенным уже постыдным деянием, и это чувство не безнадежно в смысле спасения человека", остальные  проявления страха он насколько можно понять относит к числу чувств рождающихся вопреки природе т.е.  от помрачения помыслов, неверия и неведения часа смертного…

в принципе такой контекст согласуется с подходом Максима Исповедника, который он обозначает в 1 вопрос-ответе Фалассию, поясняя, что страсти как-то наслаждение и печаль, желание и  страх и первоначально не были созданы с естеством человека,  они были внедрены [в человеческое естество] вследствие отпадения от совершенства, приросши к неразумнейшей части естества, и именно чрез них-то вместо божественного и блаженного образа тотчас вместе с преступлением [заповеди] стало явным и отчетливо видным в человеке подобие неразумных животных.

там же МИ говорит, что у усердных в добродетели и страсти становятся прекрасными, когда те, мудро отстранив их от телесного, направляют их на стяжание небесных благ, например, когда они страх делают – предохранительным попечением против будущего наказания за грехи. 

слова "страх делают"  целесообразней понимать, непросто как перенаправление некого чувства, а  в контексте высказываний Г.Паламы  о необходимости преображения страстей, путем уничтожения их расположенности ко злу,  а не просто их умерщвления или подавления (Триады  II.2.23).

однако если следовать  св.отцам,  то  человек  должен не просто  избавиться  от противоестественного проявления страстности,  он должен обрести бесстрастие т.е.  восстановить в себе  способность – неизреченно наслаждаться Богом,  выйдя  за пределы порочного круговорота душевной и плотской любви, чувственных и телесных наслаждений и неизбежно последующих им страданий, т.е. за пределы того что МИ определяет как идони-одини  т.е. наслаждение-страдание.

« Последнее редактирование: 02 Март 2012, 14:57:21 от 000 »

Анна-Мария

  • Гость
Re: Что грознее всего?
« Ответ #18 : 02 Март 2012, 14:49:08 »
"...страх Божий — это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда — вот чего следует бояться. "

Страх потерять Любовь Бога может появиться тогда, когда человек испытал эту Любовь, но испытал в неполной мере. И такой страх рождается от неверия в то, что для Любви ничто не является препятствием.

Любовь Бога выше любого самого возвышенного страха, она никогда не оставляет человека, даже если сам человек этого не осознает.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #19 : 02 Март 2012, 14:50:07 »
Есть ли какой-то страх вечный? Если да, то какой это страх?

     Максим Исповедник говорит об этом следующее -  "поскольку страх, как я сказал, бывает двояким, один - чистым, другой - нечистым, то, значит, тот страх, который, будучи нечистым, возникает при проступках и в ожидании наказания, имеет причиной своего происхождения грех, а поэтому не пребудет всегда, уничтожаемый вместе с грехом через покаяние; чистый же страх, всегда возникающий независимо от памятования при проступках, не уничтожается никогда.
     Потому что он каким-то сущностным образом был внедрен Богом в тварь, делая явной для всех естественную досточтимость Его превосходства, превышающего всякое царство и силу.
     Поэтому тот, кто не боится Бога как Судью и не благоговеет пред Ним по причине преизбыточествующего превосходства [Его] беспредельной силы, справедливо не имеет лишения, будучи совершенным в любви, хотя и с благоговейным страхом и подобающим преклонением любит Бога. Такой человек стяжал страх, пребывающий в век века, и ему несть лишения ни в чем.
" 10 вопрос-ответ Фалассию

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #20 : 02 Март 2012, 16:07:00 »
Страх Божй - весьма не совершенная любовь. Но мимо не пройти.
Брат! Зачем говорить о том чего не знаете и не понимаете?

Страх Божий - действие благодати Святого Духа в человеческом сердце, дарующей человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком.

прот. А. Мень: "Страх Божий — это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий — это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда — вот чего следует бояться. "
http://azbyka.ru/dictionary/17/strah_bozhiy.shtml
Бог вам в помощь.

 :-) Спасибо.

ЗЫ.  Куда нтересней когда люди говорят своими словам и свое мнение.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Анна-Мария

  • Гость
Re: Что грознее всего?
« Ответ #21 : 02 Март 2012, 16:19:00 »
"О друг мой, Аркадий, об одном прошу тебя: не говори красиво"
И.С.Тургенев "Отцы и дети".
 

Это, наверное, крылатая фраза? А мне больше нравятся слова Аркадия, чем Евгения (Базарова, к тому же :-)). Они не просто красивы, в них страх смерти озаряется любовью к жизни…

— Посмотри, — сказал вдруг Аркадий, — сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым.
Re: Что грознее всего?
« Ответ #22 : 02 Март 2012, 16:22:19 »
Спаси всех Господи за ответы.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #23 : 02 Март 2012, 18:33:51 »
Честно говоря страх Божий и есть Любовь.
Ценю Вашу честность, но Вы ошибаетесь, имо. Насколько понимаю, святоотеческое мнение таково,
что навыкающий непрестанно быть в Страхе Божьем сподобится затем Любви. Например:
Цитировать
Корень всему благоговейный страх Божий, из коего вера о Боге, предание себя Богу, упование, прилепление к Богу и чувство любви с забвением всего тварного
Феофан Затворник

Потому считаю, что не имеющему Любви вовсе или тому, для кого Любовь – редкая гостья, честнее и полезнее сначала учиться пребывать в Страхе?
Брат! Зачем говорить о том чего не знаете и не понимаете?
Страх Божий - действие благодати Святого Духа в человеческом сердце, дарующей человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком.
"И Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа" свт.Игнатий Брянчанинов.
И что же? Расскажите, как может Страх быть тем, что "всё покрывает, всему верит, всего надеется".

К тому же, свт.Игнатий пишет:
Цитировать
Любовь есть соуз (совокупность) совершенства [11]. Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях, чтобы вступить в совершенство всех совершенств, в слияние их, в любовь. Всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога...
Понимаете, что вступить в Страх – означает: еще весьма и весьма далеко до совершенства во всех добродетелях. Это лишь приуготовление...

к тому же есть часто цитируемое – о соотношении страха и любви.:
"«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх»" (1 Иоанна 4:18).


а если полнее и подробнее – вот в "Аскетических Опытах", все о том же:
СЛОВО О СТРАХЕ БОЖИЕМ И О ЛЮБВИ БОЖИЕЙ
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=188


mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #24 : 02 Март 2012, 18:36:31 »

 Есть ли какой-то страх вечный? Если да, то какой это страх?
Страх согрешить...однако это не страх в обычном понимании...это насторожённость...
Когда у меня ушли все страхи...осталась насторожённость..иногда очень напряжённая...когда  стоя на краю балконной плиты 8 этажа, притягиваешь банку с 4 баллонами пропана, и запросто эта банка может стянуть тебя за край, достаточно просто поскользнуться...
Думаю что страх согрешить, такое же напряжение...
Напряжение-НЕ УПАСТЬ с балкона...иначе смерть...
Напряжение-НЕ СОГРЕШИТЬ...иначе смерть души, падение в бездну...в тартар...попадание души в трясину мерзости...
Не согрешить--не сочетаться с помыслом страсти...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #25 : 02 Март 2012, 18:52:36 »
Страх Божий – необычайно полезен, когда Любви не ведаешь.
Полезно для "кимвала"...
Честно говорю себе: хватит про Любовь пустое разлагольствовать, учись Страху Господню.
Честно говоря страх Божий и есть Любовь.
Нет...это отдельные друг от друга чувства...
Страх Божий это ненависть к страстным помыслам...
кое что из добротолюбия
Цитировать
216. Три побуждения заставляют людей подавлять страсти, именно: страх геенскаго мучения в будущем, или боязнь строгости законов в настоящем; надежда и желание получить царство небесное; наконец любовь к добродетели или добролюбие. Что страх заставляет гнушаться скверны зла, о сем говорится в Притчах: страх Господень ненавидит неправды (—8. 13). Что надежда также удерживает от увлечения страстями, — о сем сказано: не прегрешат вси уповающии на Него (Пс. 33, 23). О любви же сказано, что она даже не боится падения греховнаго: любы николиже отпадает (1 Кор. 13. ). Посему Апостол все дело спасения заключил в стяжании этих трех добродетелей, говоря: ныне пребывают вера, надежда, любовь, — три сия (1 Кор. 13,13 ). Вера, внушая страх будущаго суда и мучений, отклоняет нас от скверны страстей; надежда, отторгая ум наш от настоящаго ожиданием небесных воздаяний, заставляет презирать все плотския удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в нас любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели все ведут нас к одному концу, т.-е. побуждают воздерживаться от всего недозволеннаго; но степенями своего достоинства оне много разнятся между собою. Две первыя свойственныя тем людям, которые, стремясь к преспеянию, не восприняли еще сердечнаго их возлюбления; третья же исключительно принадлежит Богу, и тем людям, которые возстановили в себе образ и подобие Божие. Ибо один Бог творит все благое не из побуждений страха или воздаяния, но по единому благолюбию. Вся содела Господь Себе ради, говорит Соломон (Прит. 16, 4), т.-е. по благости Своей Он обильно изливает всякия блага на достойных и недостойных; поелику не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей, как вечно совершенная и по природе Своей неизменная благость.
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #26 : 02 Март 2012, 18:56:11 »
Страх Божий = Голгофа = Любовь  :-)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #27 : 02 Март 2012, 18:56:50 »
Брат! Зачем говорить о том чего не знаете и не понимаете?
А вы, приводя цитаты думаете что понимаете?...
Мы здесь для разговора собрались...и по возможности делимся ЛИЧНЫМИ наблюдениями...
Не стоит говорить что человек чего то не знает или не понимает...стоит привести ваше мнение...а высказывания типы--ты заткнись тупица!...это не интересно...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Эгрегор

  • Сообщений: 99
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #28 : 02 Март 2012, 20:35:15 »
Страх Божий, который особенно явно проявляется перед приближением к Чаше, есть страх грешного ума и трепет тела в предвкушении неминуемого изменения обоих под действием Благодати. О. Александр Мень - не прав.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Что грознее всего?
« Ответ #29 : 02 Март 2012, 20:58:44 »
Страх Божий, который особенно явно проявляется перед приближением к Чаше, есть страх грешного ума и трепет тела в предвкушении неминуемого изменения обоих под действием Благодати. О. Александр Мень - не прав.
Если бы вы описали подробнее(приближение к Чаше) то было бы понятнее...
Может вы имеете в виду благоговейный трепет...или просто внутреннее телесное напряжение, навеваемое ментальными заготовками...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.