Исихазм

Автор Тема: Сущностные вопросы.  (Прочитано 39872 раз)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #150 : 22 Март 2012, 01:04:11 »


 Дорогой брат, 000! Я не намерен спорить, хотя есть что сказать. В Вашем посте, я решительно не увидел противоречия своим воззрением касательно данного предмета... а размусоливать каждое слово, толкуя его под данным углом - не вижу смысла. Да Вы - человек умный, если захотите, то и сами сможете... Думайте как Вам ближе.

 Здесь во многом - интерпретация интерпретирующего, не более. Сколько герменевтов(из известных только) на одного св. Максима сыщется?..

 Так что увольте.
 Спаси Господи.
 С уважением, Никита.

 
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

прозелит

  • Сообщений: 6093
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #151 : 22 Март 2012, 02:00:50 »
Никита, не вижу вариантов кроме интеллектуального дауншифтинга , увы. Самому интересен альтернативный ответ на Ваш вопрос.
Сведение энергии ума из головы в сущность ума нелегко дается людям умственного труда. Придется потупиться принципами.   :-(

PS Насчет "кругового движения ума"  – Вы действительно спутали с.о. термин с парением ума (возможно, с зацикленным парением ). Это принципиально,  уж не обессудьте  :-)

Цитата: Палама.Триады
ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо — Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума, — и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума [14]. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что «ум, не рассеивающийся по внешнему...» — стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: «...возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит» [15] * как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума, говорит незаблуждающийся созерцатель умопостигаемого неба Дионисий, невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание [16].
« Последнее редактирование: 22 Март 2012, 02:28:20 от прозелит »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #152 : 22 Март 2012, 10:21:55 »
Так что увольте.

разговор завел не с целью переспорить Вас, поскольку имхо очевидно, что Вы имеете свою "выстраданную" точку зрения относительно, обсуждаемого места из Д.Ареопагита, и то, что Вы измените ее, после  прочтения  2-3 моих сообщений, ну с чего бы это..     

однако обозначить свое несогласие, одновременно пояснив его причины, что тут собственно такого,  для  таких обсуждений форумы и существуют, тем более,  что  момент о круговом движении ума, это  действительно  принципиальный аспект,  поскольку он фактически определяет ориентиры.. 

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #153 : 22 Март 2012, 11:21:00 »

  В чём и была соль моего вопроса...возможно ли читать книгу и молиться одновременно и осознанно...

 А когда слушаешь, смотришь что-то и пр. - всё это без проблем совмещается...
Возможно ли звать всем разумением, всем сердцем и всей душой,
и одновременно читать, смотреть, слушать, общаться и т. д. ?
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #154 : 22 Март 2012, 11:51:31 »
Имхо.
Я уже ссылался на рассказ о слепом (от Марка 10.46-52).Мне это очень близко,
 т.к. себя чувствую слепым,сидящим у дороги, по которой проходит Иисус.
И вот я начинаю кричать и звать :Иисус....., помилуй меня !
Могу ли я в это время заниматься еще чем-то ?
А" многие  заставляли его молчать" или звать не так громко, или заняться чем-нибудь еще.
"Но он еще более стал кричать..."
Для меня лучше несколько минут зова-крика всем существом и несколько минут ожидания ответа,
чем многочасовые полу-молитвы.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #155 : 22 Март 2012, 11:59:07 »
Мне кажется тут непонятка.
Молиться необязательно формулируя слова в уме, или вообще зачитывая по книжке. Можно просто держать постоянную связь с Ним через сердце. Т.е в фоновом режиме. В этом случае ты защищен от помыслов (видишь все как на ладони), можешь соотносить события и реакции с миром души, и будешь счастлив и защищен.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #156 : 22 Март 2012, 12:04:22 »
Возможно ли звать всем разумением, всем сердцем и всей душой,
и одновременно читать, смотреть, слушать, общаться и т. д. ?

вообще то умное делание  в том числе и об этом, т.е. об обретении возможности совершать непрерывную службу  Богу и предстоять пред Ним  в сердце своем,  причем читать  и слушать  одновременно с  таким предстоянием это еще не предел,  св.отцы  говорят о совмещении и более отвлеченных состояний с молитвой, например у И.Лествичника - "Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (П. Песн. 5, 2)."

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #157 : 22 Март 2012, 12:05:50 »
ой, как же здорово что тут есть те, кто могут внятно и понятно сказать примерно то же что и я, только ПО УМНОМУ)))
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #158 : 22 Март 2012, 12:16:39 »
Но как быть с чтением последних известий и пр. Тоже через сердце прогонять? Думаю, оно не для того нам открыто, чтобы через него всякий мусор процеживать...
 И опять же. Одно дело: читать Евангелие умом в сердце, как ты выражаешься, другое - молиться осознанно ИМ в сердце при одновременном чтении художественной литературы(ну или не художественной) или во время диалога, когда ты активно выступаешь(когда молчишь - естественно молишься)...
 Или ты хочешь сказать, что у тебя получается молиться и печатать посты, или решать уравнение одновременно?.. Поделись... :-) 
Честно сказать, новостные сайты почти не читаю...иногда в анонсе какая то строка особо цепляет, тогда иду по ней...последний раз это было об убийстве террористом во Франции преподавателя и детей в еврейском колледже...словно меня расстреляли...такая боль возникла внутри...все перевернулось: спазм, стон, смерть и рыданье....хорошо никого не было рядом в этот момент... :cry:
если при чтении чего-либо сердце (вернее ум в сердце) не откликается, просто перелистываю или закрываю читаемое....стало быть,, не время...или вовсе не мое, неполезное...а если продолжать, насилуя себя, то может поплохеть физически... :-)
трудно сказать, как это получается, молиться и печатать посты...понимаю так: молится внутри Дух, а молитва как бы неявно промалчивается...и слова диктуются как бы изнутри...мда...удивительно это и необъяснимо...и так было не всегда, конечно...в начале этого не было... :roll:

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #159 : 22 Март 2012, 12:25:12 »
Для меня молитва это зов и ожидание ответа в молчании разума.
При деятельности не требующей концентрации внимания молиться можно.
При любой другой необходимо останавливаться,пусть на несколько мгновений.
Все имхо конечно.
ЗЫ Во время сна концентрация не требуется.
« Последнее редактирование: 22 Март 2012, 13:05:55 от игорь-т »
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #160 : 22 Март 2012, 13:35:17 »
я несколько о другом, зов и ожидание ответа в молчании разума, это лишь этап, один из этапов, за которыми есть и другие этапы,  общая суть  того, что происходит на последующих этапах, принципиально отличающая их от предыдущих,  заключается в том, человеку даруется осияние нетварным Светом, и он соединяясь  таким образом   с нетварными энергиями  -  уже не просто ожидает ответа в молчании разума,  он начинает переживать  последствия второго пришествия Христа, еще не произошедшее во времени, здесь и сейчас, в этой жизни,  т.е. он живет  "ответом" Божественной вечности уже здесь  во времени..

при этом он не уходит в некую вневременную ирреальность, а получает приобщенность к Божественной вечности,  в этой земной жизни  об этом есть у СНБ – "Итак, которые соделались чадами света и сынами будущего дня и могут всегда как во дни ходить благообразно, для тех никогда не придет день Господень, потому что они всегда с ним и в нем находятся. Ибо день Господень явится не для тех, которые уже осияваются божественным светом, но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно и покажется им страшным, как огнь нестерпимый и невыносимый." (Слово 57)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #161 : 22 Март 2012, 14:47:02 »

 Хорошо. Прозелит и 000, давайте попробуем рассмотреть соборно этот вопрос. :-)

 Не хотел спорить, потому что, собственно, это не было целью моего вопроса...
Так как несколько человек высказалось в пользу моего некорректного понимания
этого места из свв. письменности, считаю необходимым обсудить этот вопрос со всеми нюансами...

 Вы, 000, верно сказали, что это, в каком-то смысле, моя "выстраданная" позиция, ибо являет в себе совокупность теории и практики; сопоставление слов святых отцов с личным опытом(я не в коем случае не претендую на что-то заоблачное, ибо ещё раз скажу, я - делатель, а не созерцатель...)

 Попробую использовать метод подстрочного комментария... А Вы, дорогие братья, прокомментируйте тогда мой комментарий...

 

PS Насчет "кругового движения ума"  – Вы действительно спутали с.о. термин с парением ума (возможно, с зацикленным парением ). Это принципиально,  уж не обессудьте  :-)

 Что такое "зацикленное парение"? Этого термина у отцов уж точно вряд ля сыскать... Какие у Вас есть основания применять данную дефиницию к, например, "синдрому заевшей пластинки"?

Цитата: Палама.Триады
ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит.

 Да, так и есть. У ума, согласно Паламе, есть, помимо зрения, ещё одна наиважнейшая функция - наблюдение за своими собственными действиями, как бы со стороны...

Цитировать
Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо — Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума,

 Прямое движение ума предполагает не токмо созерцание определённого помысла в умопостигаемом пространстве, но так же, и это всем ясно, - созерцание вещей, что окрест нас, вещей материальных, после чего, при помощи чувств, происходит анализ видимого предмета и, например, привязанность, влечение к нему ума созерцающего, вожделение. "Необходимо в страсти,-говорит святой Максим,- отделить друг от друга чувственный предмет, чувство и вожделение и тогда страсть будет уничтожена, а вещи возвращены будут к тому чину, который свойственен им  по природе "(Умозр. и деят главы)

 И здесь мы уже полагаем начало подтверждению нашего воззрения, ибо прямое действие ума относится, в равной степени, не только к его действиям в преображённом состоянии, но и к его патологическому состоянию. По мере духовного возрастания подвижника, ум не меняет своей деятельности, но преобразует её и через неё себя, посредством направления ума к лучшему, которое есть Бог. Теперь о круговом движении...

Цитировать
и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума [14]. Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом.

 При самозамыкании ума на себе самом, ему не можно не творить какого-бы то ни было действия, ибо, согласно, св. Каллисту, ум ни в чём не может найти покоя и остановиться, кроме как в Едином(в терминологии Каллиста), и то, только войдя в область Пресветлого Мрака, где он уже больше ничего не может созерцать, как бы не силился; где происходит его поражение(от поразительный), удивление от созерцания величия Его и...остановка(стасис).

 Итак, и прямому, и круговому движению ума свойственна энергия. Энергией же "кругового режима", по преимуществу, является - созерцания себя. Какое же действие будет являться главным в таком мероприятии? Естественно, трезвение, одним из видов которого, по бл. Исихию, являяется ИМ. То есть, одним из пунктов самозамыкания ума, является его "зацикленность" на определённых словах=энергиях=иконах, которые непременно предполагают личное обращение ко Творцу, ибо всё то, что нас отвлекает от Бога, по мысли св. Максима, является страстью; по мысли св. Каллиста, так же - грехом... По мере очищения ума и сердца(умной молитвой в нём творимой) начинается созерцание, сначала, чаще всего, самого себя, а потом и в своей чистоте - отражение Божественного Света, а потом ум..."превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом".

 Посредством какого "умного режима" происходит соединение с Богом? - "Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия]..." То есть это не главное, не важное, не.., но "наиболее свойственное" уму... Прямое действие тоже хорошо, согласно п. Каллисту(у него конечно мы не встречаем разделения на "прямое" и "круговое"), ум может и должен, при правильном устроении, воспарять через отражение в тварях, словно через зеркало, к Источнику этого Света. И здесь прямое действие так же будет являться положительным...но, согласно, Паламе, второе действие ума - выше... 
 
   
Цитировать
Василий Великий говорит, что «ум, не рассеивающийся по внешнему...» — стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: «...возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит» [15] * как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума, говорит незаблуждающийся созерцатель умопостигаемого неба Дионисий, невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание [16].

 Теперь посмотрим, в каком дискурсе могут отцы употреблять, "ум не рассеивающийся по внешнему", так как эта фраза является одним из критериев "кругового движения"...

 "Таким образом дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Приучи же его, брате, не скоро оттуда выходить: ибо в начале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте, когда же привыкнет, то не любит наоборот кружиться во вне, потому что ему там не невесело и не нерадостно."(Никифора Уединенника Слово о трезвении и хранении сердца многополезное.Д-е 5 т.)
 
 Когда ум войдёт в сердце, отцы советуют ему не пребывать праздным, но дать молитовку, простую, не сложную - Иисусову, например...

 Первое - из контекста ясно, что у св. Никифора(опять-таки у него тоже нет разделения на "режимы") "кружиться вовне" - это парение ума, выход его за пределы сердца, мысленное сложение, сочетание и пр., так как в сердце не привыкшему уму ещё пока - не весело и не радостно...

Второе - ясно, что наставление это даётся новоначальному(я намеренно привожу такой контекст), ещё вовсе не созерцателю. Этот пункт будет действенным и при рассмотрении нами другой цитаты из Триад самого св. Григория:

"Да и самых новоначальных не неуместно научать, чтоб внимали себе и навыкали вводить ум свой внутрь чрез дыхание. Ибо того, кто не стал еще созерцательным, никто из добремудрствующих не будет отклонять от некоторых приемов к введению ума в себя самого. Так как у тех, кои недавно вступили в подвиг сей, ум, и будучи собираем внутрь, часто отскакивает во вне, и им должно также часто тотчас опять возвращать его внутрь, а он, у не навыкших еще сему делу, ускользает, как крайне подвижный и трудно удерживаемый вниманием в созерцании единаго. то некоторые советуют им воздерживаться от частого дыхания, и несколько сдерживать его, чтоб вместе с дыханием и ум удерживать в себе, пока, с Божиею помощию. чрез навыкновение в сем, приучив ум не отходить на окружающее и не смешиваться с тем, сделать его сильным к сосредоточению на едином.”

 Отсюда так же явствует, что ум и новоначального, спускаясь в сердце, самозамыкаясь там на ИМ, и, очищая его посредством данного меропрятия, "как бы неким надёжным путём", по слову, если правильно помню св. Василия(там под * ), воспаряет к Единому...

 Присовокупляя личный опыт, отметим, что ум в сердце, пребывая в круговом движении, например, "зацикленный" на ИМ, занимается "наиболее свойственным ему"... когда приходит прилог, ум видит его, но ему до него нет дела, однако, всё зависит от состояния-устроения подвижника, говорим: и от "онтологического", духовного возраста, и от сиюминутного, как, например, Бог о нём промышляет на данный момент, ну, это не суть...Суть в том, что когда прилог "заинтересовывает" подвижника, ум начинает потихонечку сочувствовать прилогу и бывает влеком к нему, что называется, всем известной стадией "сложения или сосложения". Так вот, подвижник чувствует, как этот интерес извлекает ум из сердца для встречи с вожделенным... Если он несколько напряжётся восстанет против этого или смирит себя пред Богом в сердце, то, как бы на полпути к прилогу, ум останавливается и, словно пылесосом, спускается вновь внутрь сердца и продолжает трезвиться... Это так же подтверждает вышеприведённые слова отцов и наше представление относительно режимов ума и "рассеиванию по внешнему", как выхода из кругового движения(которое способствует невпадению в блуждание), из сердечных пределов -  вовне, что ведёт к блужданию, прелюбодеянию ума с помыслом... Градации меняются, в зависимости от уровня подвижника, суть делания - неизменна...

 Цель, которую я ставил перед собой: показать, что и прямое, и круговое действие ума является в равной степени присущим как и преподобному, так и НЕпреподобному, не только созерцателю и "ангелоподобному"(где-то здесь эта дефиниция тоже фигурировала) уму, но и страстному и новоначальному - в той же мере. Весь вопрос - именно в интенции...

 По мере возрастания духовного, у человека не возникает никаких новых свойств у ума, каких раньше, якобы не было, и не упраздняется то, что уже имеется, но, преобразуется старое, направляется к лучшему, через что ум воспаряет к Богу, соединяясь с Ним...
 
 Теперь, несколько отстранившись от понимания "режимов" ума, в особенности же "кругового", как, по преимуществу, свойств его "очищенного" и "ангелоподобного" состояния, думаю, легче будет рассматривать и предыдущие посты...

 Умудри и спаси нас всех Господи. :-)
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #162 : 22 Март 2012, 15:00:54 »

  В чём и была соль моего вопроса...возможно ли читать книгу и молиться одновременно и осознанно...

 А когда слушаешь, смотришь что-то и пр. - всё это без проблем совмещается...
Возможно ли звать всем разумением, всем сердцем и всей душой,
и одновременно читать, смотреть, слушать, общаться и т. д. ?

+1 :-)
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #163 : 22 Март 2012, 15:13:28 »

трудно сказать, как это получается, молиться и печатать посты...понимаю так: молится внутри Дух, а молитва как бы неявно промалчивается...и слова диктуются как бы изнутри...мда...удивительно это и необъяснимо...и так было не всегда, конечно...в начале этого не было... :roll:

 Ну это то, о чём я и говорил... Молитва(скорее всего здесь она уже самодвижная) идёт и когда я печатаю, и когда я сплю...просто её "амплитуда" умаляется...Но это отнюдь не предполагает именно осознанной молитвы, в которую вовлекается всё моё существо.., такой которая бывает, когда ты предстоишь пред Богом абсолютно от всего другого отрешившись... о чём здесь и пытается в постах выше донести игорь-т...

 В противном случае, ты утверждаешь, что тебе нет разницы и для тебя - всё одно.., когда ты молишься, например, на правиле; и когда, печатаешь или читаешь, или разговариваешь... :?
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Сущностные вопросы.
« Ответ #164 : 22 Март 2012, 15:54:39 »
Посредством какого "умного режима" происходит соединение с Богом?

первое и основное, по поводу чего хотелось бы возразить  никакой "умный режим" не способен соединить нас с Богом, это общее положение Паламы и  МИ и Св.Томоса,  в качестве примера можно привести цитату МИ - " Помыслы суть помыслы о вещах, а из вещей одни - чувственные, другие же – умопостигаемые. Находясь в них, ум [постоянно] вращается в круге помыслов об этих вещах. Благодать же молитвы сочетает ум с Богом, и такое сочетание отделяет ум от всех помыслов. Тогда ум, нагим беседуя с Богом, становится боговидным. Став же таковым, он просит у Бога подобающего, и прошение его всегда достигает цели." (МИ, Слова  о подвижнической жизни 24)

МИ в данном высказывании употребляет выражение "вращается в круге помыслов", однако это вовсе не означает, что он говорит о круговом движении ума, в  круговом движении возможно различать следующие действия – "Центробежное движение (без центростремительного) осуществляет ум, потерявший свой источник - обычное состояние внешнего человека, плывущего умом от одного случайного объекта внимания к другому. Центростремительное движение (без центробежного) происходит при собирании ума, отказывающегося от рассматривания вещей. Круговое движение соединяет в себе и центробежное, и центростремительное." мысль не моя  , но я  с ней полностью согласен,  и  она кстати   вполне доступно объясняет почему  центробежное движение, блуждающего ума не может называться круговым движением..

Относительно дальнейших Ваших рассуждений о способах мышления  по принципу "замыкания" и  прочее, Никита но это же не более  чем Ваши домыслы, у св.отцов есть совершенно конкретные рассуждения относительно того  как происходит процесс мышления, а именно – "Всякое мышление отражает множественность, или, по крайней мере, двойственность. Ибо оно есть посредствующая связь неких крайностей, соединенных друг с другом, то есть оно есть связь мыслящего и мыслимого. Ни одной из этих крайностей не присуще сохранять полностью простоты. Ведь мыслящий есть некий субъект, содержащий в себе способность мыслить, неотделимую от него. А мыслимое есть либо субстрат, либо то, что в субъекте; от него неотделима способность быть постигаемым мыслью или предлежащая сущность, к которой относится эта способность."  (Главы о богословии 1 ,82) ,

МИ  по сути другие посылы использует, а именно всякий акт мысли есть связь мыслящего и мыслимого;  всякое мыслящее состоит из субъекта мышления (того, кто мыслит) и способности мыслить; всякое мыслимое состоит из предмета мысли и способности этого предмета быть умопостигаемым, и это совершенно отдельная  тема..

Однако возвращаясь к нашему разговору предлагаю  сравнить эту цитату с тем что Вы  написали, по моему ну очень мало общего, св.отцы о мышлении совсем другом дискурсе рассуждали, и вовсе не на  способностях нашего ума  к совершению круговых движений, они  в этом вопросе основывались