Никита
Никак не прими, - говорит преподобный Григорий Синаит.
А что же в более ранних источниках?
что там говорят?
как принимать?....желательно…. самый исток.
Здравствуйте, Ольга!
В Вашем вопросе я вижу неудовлетворённость этими словами преподобного. Чем они Вам не нравятся? У Вас есть основания сомневаться в опыте св. Григория или Вы по-другому смотрите на доверие/недоверия всякого рода видениям и на логику всей нашей беседы, что имела место быть выше?
В принципе, свою позицию по этому поводу я выше уже прояснял. У меня нет никакого сомнения в том, что св. отцы древности были более легкомысленны.
Здесь многое зависит от нашего духовного состояния-устроения, духовного опыта, уровня развития...
Говоря об истоках, думаю не неуместно вспомнить Свящ. Писание...что оно по этому поводу говорит:
"И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света" (Кор. 11:14) Если об этом повествует св. Павел, следовательно у него был опыт некоторого прЕлестного видЕния...
Святой Иоанн говорит:
"Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они..." (1 Ин. 4:1) Мы видим, что уже святые апостолы увещавают быть осторожными и недоверчивыми!..
В другом месте св. Павел говорит о "различении духов", как об одном из даров Духа Святого:
"Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера... иному пророчество, иному различение духов..." (1 Кор. 12:8-10) Последователи апостолов также не отличались доверчивостью и, вполне усвоив дух Свящ. Писания, воплощают его и в своей жизни...
Вспоминается следующий эпизод из жизни св. Антония Великого, подвиг которого вполне может рассматриваться как
исток уже в смысле святоотеческой мудрости, ибо он является основоположником монашества, хотя конечно же не был первым монахом, просто о других, до него бывших, мало что известно, ну да ладно, это не суть разговора... вот эта история:
" Однажды братия пришли в монастырь аввы Антония, чтобы посоветоваться с ним о привидениях, которые являлись им, и спросить его, с правой ли стороны эти видения или от диавола.
Братия, отправляясь в путь, взяли с собой осла, который по дороге умер. Когда они пришли к старцу, то прежде чем успели что-нибудь сказать ему, он спросил: «Отчего осел ваш умер на дороге?». Братия отвечали: «Откуда ты знаешь это, отец?». Старец сказал: «Демоны поведали мне». «А мы и пришли, — сказали братия, — посоветоваться с тобою о подобном. Нам являются привидения, которые иногда говорят, по-видимому, правду, но мы боимся быть обманутыми». Тогда старец сделал им увещание, чтобы они нисколько не внимали этим привидениям, потому что они — от диавола." В патериках так же встречается неодократно наставления отцов по этому поводу. "Наш ты? Или от супостат?..", - говорят они, вопрошая приходящие к ним, пусть и по внешней форме благовидные, помыслы...
Однако стоит отметить, что и в случае со св. Антонием и в этом, вопрошание предполагает слышание ответа, что возможно только лишь при просвещении от Духа Свята... пока мы ещё на пути - нам эта практика будет также не полезна, о чём часто и говорит в своих трудах св. Игнатий (Брянчанинов) - о сообразовании, например, степени "новоначального" в 4-5 веках и сегодня, ну в 19 веке, когда жил преосвященный владыка... Конечно этот уровень - суть разный!!!
Из выше изложенного можно много всяких выводов сделать...
Сыздавна, христианские подвижники благочестия интересовались опытом "различения духов", призывали к недоверию себе...
Опыт "различения духов" - суть дар Духа Святого.
Разумеется, проведённое нами мини-исследование показывает, что и в первом веке и в четвёртом воззрения св. отцов, относительно данного предмета не менялись... Доказывает это исследование и правоту св. Григория, жившего в 13-14 веке и св. Игнатия в 19, подытоживавшего опыт св. Писания и всех предыдущих отцов. Показывает и то, что святые отцы являются носителями того же Духа, который в Евангелии являют нам святые апостолы.
Думаю, что на поставленный Вами вопрос, ответил.
Умудри и спаси Господи Ольгу.
P.S. Пару слов на правах комментария к приведённому случаю из жизни св. Антония...
Говоря о видЕниях, которые дают демоны, отцы замечают, что они - пустые. Можно даже спросить у себя, если будет какой-то подобный опыт: "А зачем мне это знать? Как это повлияет на моё спасение? Будет ли, в конечном итоге, мне польза от этой информации?" Всегда необходима трезвость и здравый смысл в таких вещах!
Демонские мечтания и привидения не несут в себе
посыл ко спасению нашей души -
но эту нагрузку всегда несёт на себе то, что от Бога! Бог не делает ничего просто так, словно волшебник, не задумываясь о последствиях; демоны же - наоборот, всегда показывают нам что-то, дабы мы удивлялись. Это зерно удивления, попадающее на гордую почву нашего сердца, рождает мнение о себе, о своих добродетелях, о своём собственном достоинстве, избранности и пр. В конце концов, этот прелестный путь ведёт нас в бездну гордыни; в бездну самообмана, соединённого с обольщением бесовским; в вечную погибель души!
Простите.