Если откровение настигло на пне в лесу, то свят был бы пень и лес? Духовный Иерусалим и Валаам, и Афон... и пень - места святые - находятся в сердце человека.
Не соглашусь, Александр. Конечно, про святость места мы говорили на форуме десятки раз. Но приравнивать "пень" к Валааму (или Афону) – совершенно неоправданно. Ведь есть с.о. учение о святых местах и благодати, где все разъясняется – откуда берется благодать и какова природа этой благодати в местах, подобных Валааму и Афону.
Естественно, не следует впадать в крайность. И не считать, что место и его святость не имеют значения. Впрочем, об этом говорилось многажды на форуме, как и Вы отмечаете.
Кстати, о пне. Был и пень, который "участвовал" в беседе Серафима Саровского с Мотовиловым о стяжании Духа. И после этой беседы он стал святым, пожалуй, не менее чем место, подобное Валааму. Если бы этот пень вычислили и занесли в реестр святынь, то его постигла судьба той же дивеевской канавки. И кто-нибудь из многочисленных паломников, пропущенный за оградку, получал бы на пне откровения. И во всех храмах продавали бы святые кусочки этого пня (другого пня, освященного на главном). И самые ретивые, пожалуй, написали акафист святому пню. И, возможно, образовались бы секты святого пня, которые воевали между собой за право ухаживать за святыней и спорили, как надо ходить вокруг пня - посолонь или супротив. В общем, потекла бы обычная церковная жизнь, закрученная вокруг святых артефактов.
Только вот человек, живущий в каком-нибудь мухосранске, и который никогда не сидел на святом пне, нисколько не менее свят из-за этого "печального" факта по сравнению с человеком, живущим в Иерусалиме или на Афоне и "купающимся" в святынях. И этот очевидный факт показывает всю относительность святости святынь и святых мест.
Но есть вещи и пострашнее. Вокруг
любой святыни начинают витать (и паразитировать на ней) сонмы бесовских сил. Они выбивают из поклонников деньги и всяческие страсти, а взамен дают вкусить малую толику отраженного света, почившего на святынях. И отнимают неизмеримо больше того, к чему дают прикоснуться.