Сергий...чёт вас заклинило на мемах...лажа всё это...НИКТО не способен вмешаться в моё подсознание, до тех пор пока я сам этого не хочу...
Не знаю, может и заклинило, а может, и нет, а вот эта Ваша, mirnestranik, мысль, выделенная в тексте жирным шрифтом, мне покоя не давала. Неужели действительно так обстоит дело и все зависит только от человека? И так эту мысль на себя примеривал и эдак, все не лезет … Какой то я всемогущий и великий от этой мысли делаюсь: гордость так и прет …
Решил поискать у свт. Отцов что-нибудь к этому вопросу относящееся, и довольно-таки быстро нашел во втором томе Добротолюбия у СВЯТОГО ИСААКА СИРИАНИНА вот такие слова:
98. Во всяком разумном естестве без числа бывают перемены, и с каждым человеком ежечасно происходят изменения. Рассудительный может умудриться в уразумении сего, производя испытания над собою; если будет трезвиться, и наблюдать за собою в уме своем, то легко дознает, какое когда изменение принимает мысль его и как внезапно из мирного состояния приходит в смущение и по каким причинам.
О сем и св. Макарий написал в наставление братиям, чтоб, во время изменения в противное, не впадали в отчаяние; потому что и с стоящими на степени чистоты, как с воздухом охлаждение, приключаются всегда ниспадения из лучшего в худшее состояние, между тем, как нет в них нерадения или послабления себе; напротив же того, даже когда соблюдают они чин свой, случаются с ними подобные ниспадения, противные намерению собственной воли.
То же утверждает и блаж. Марк, говоря: "Изменения в каждом бывают, как в воздухе". В каждом, т.е., не в низших только и худших, но и в совершенных. Как в природе бывает холод и вскоре потом зной, – также град и не много спустя ведро: так бывает и в нашем упражнении, то брань, то помощь от благодати; иногда душа бывает в обуревании и восстают на нее жестокие волны, – и снова происходит изменение, потому что посещает благодать и наполняет сердце человека радостью и миром от Бога, целомудренными и мирными помыслами.
99. Итак и когда обуреваем бываешь, не отчаивайся, – и когда бываешь миром осеняем, не превозносись. Напротив того, рассмотри лучше в себе нечистые помыслы и те не благоприличные образы, какие утвердились в уме твоем во время обуревания, в час смятения и беспорядочности помыслов; – подумай и о том, с какой скоростью уклонился ты в страсти, и беседовал с ними в омрачении ума; и знай, что все это к смирению нашему навел на нас Божий Промысел, который о каждом из нас промышляет и устрояет, что кому полезно.
Речь у св. Исаака идет явно не о борьбе с помыслами, ведь там все происходит сообразно человеческой воле (принятие помысла – нерадение в молитве и трезвлении (то есть сообразно недостатку воли – стало быть, от воли зависит), победа над помыслом как результат попаления его именем Иисусовым, Которое призывается волевым усилием человека). Здесь же речь идет о другом, о том, что не зависит от воли человека, но с человеком происходит («ниспадения, противные намерению собственной воли») причем происходит спонтанно как бы не понятно откуда (отцы не знали понятия подсознания). Так что, похоже, Ваше утверждение не верно. И учиться распознавать такие состояния надо, и бороться с этим делом надо учиться …
Впрочем, без помощи Божией вот в этом уж случае точно никак не возможно одному человеку справиться.
Я думаю у св. Исаака описана ситуация влияния на дух человека минуя механизм помыслов (то же, что и с мемами, которые могут быть не помыслами, а лишь некоторыми элементами мозаики влияния внешнего мира на человека).
Вот еще цитата св. Исаака, которая подтверждает мою мысль, что человеки не всегда в состоянии бороться с напором мира, и что без Божией помощи все тщета может быть.
127. Древние отцы наши, зная, что ум наш не во всякое время в состоянии бывает стоять на одном и блюсти стражбу свою, в иное же время не может и усмотреть того, что вредит ему, облекались в нестяжательность, как в оружие, и уходили в пустыню, где нет житейских занятий, служащих причиною страстей, чтоб не иметь поводов к раздражению, пожеланиям, злопамятству. Против всего этого и подобного ею укрепляли и ограждали они себя, как не преоборимым столпом.
То есть древние отцы наши уже давно понимали необходимость фильтрации и перекрытия влияния мира на человека (информационные каналы), который, соединяясь причудливым видом с внутренним состоянием падшего человеческого ума, может спонтанно (без участия воли) дать негативные результаты. Еще для борьбы с этим делом человек может использовать методы гашения внешней информации мира ее антиподами, нейтрализуя ее влияние. И еще, конечно, необходима периодическая ревизия своего состояния, самоконтроль, проверочка на вшивость накопившихся помыслов (об этом в цитатах у святого сказано).
Вот такие сумбурные мысли.