Исихазм

Автор Тема: Четыре вида трезвения  (Прочитано 21041 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #45 : 09 Апрель 2012, 01:07:00 »

Дело в том и, собственно, мой вопрос, что я чувствую себя не комфортно в данной ситуации...Во-первых, потому что здесь нет непосредственного личного обращения к Богу; во-вторых, я элементарно не доверяю себе и боюсь...боюсь тишины, даже некоей пустоты, которая здесь воцаряется...тишина всё глубже и глубже входит в тебя, а ты в неё, всё больше и больше расширяя сердце в длину, в ширину, вглубь...
Вы сами даете ответ на ваш вопрос.
Вы не доверяете благодати. Вы полагаете, что сами творите ИМ и не доверяете себе, отсюда страх потерять контроль над ситуацией.
Это вопрос веры. Если вера велика и вы готовы отдать свое серце Господу, то в чем проблема? Господь говорит: сыне, дай мне твое сердце. А вы боитесь.
 
У меня противоположный опыт. Молитву творю не я. Благодать молит меня и она меня оберегает. Я полностью доверяю ей и не боюсь оторваться и уйти в тишину, в иное пространство, не боюсь расширения сердца.

Даже при выходе в сферу тишины и бесчувствия сохраняется контроль ума и личное обращение к Богу. Именно в этом и состоит покаяние, которое отрекается от себя, своих страхов, мнения о себе, как о чем-то, что боязно потерять и полное доверие Господу, обращение всего себя в сторону Господа, вручение своего сердца Господу. Вот оно, делай с ним что угодно тебе, а не то, что мне кажется безопасным.

Бояться нечего. Если вы полностью доверитесь Господу и энергии благодати, которой Он молит вас, то Господь поругаем не бывает. он оправдает ваше доверие.

Однажды я выпал в состояние молчания, когда не только рассудок, но и ум молчал. Это состояние небытия, когда даже нет ума. Я вернулся и испугался, что не могу вообще даже вспомнить, что было и была ли молитва. Но Александр меня успокоил и сказал, что это нормально даже для еще неочищенного сердца. Тогда я понял, что это вопрос веры и отречения себя. Такие состояния повторялись, но они уже не пугали. После выхода из них что-то меняется на очень глубоком уровне.

 

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #46 : 09 Апрель 2012, 11:29:20 »
Эти способы нащупаны опытным путем. Образно говоря, он не рассказывает (не дает схемы) о доме трезвения, он говорит о четырех дверях, через которые можно войти в дом. Это становится сразу же понятно, когда побываешь в доме трезвения. Но пока снаружи, вот, пожалуйста, 4 входа. Можешь войти через любой. Только входи, а не блуди рациональным умом, сравнивая двери и пытаясь по входу понять устройство дома.
Опытным путем у меня сложилось несколько иное представление о "дверях"  входа в "дом" трезвения. Различие дверей исходит от различия уровней молитвы. Образно говоря, двери находятся на разных этажах-уровнях молитвенного дома. Не возможно войти в дверь 4-го этажа, если последовательно не пройти предыдущие. Но когда этот путь пройден, то используются дверь соответствующая уровню местонахождения молитвы. Образ пути - это и последовательное продвижение по этапам молитвы в 5-ступенчатой классификации, и продвижение во время каждого молитвенного бдения от начала его и до завершения.
Дверь 1-го уровня - это отсечение помыслов, видеообразов, воображения, отвлечений ума, телесных вожделений
Дверь 2-го уровня - это отсечение чувств и вожделений самости (услада, попытки повторений, желаний войти в состояние)
Дверь 3-го уровня - это отсечение себя в молитве, своей воли, своего ума, своего сердца - полное доверие энергии благодати
Дверь 4-го уровня - это отсечение маловерия, которое порождает страх потерять трезвенный контроль за молитвой и уйти в неизведанное небытие.
Монахам, наверно, удается поддерживать молитву на верхних этажах и не опускаться вниз в течение всего дня и ночи. Нам же это трудно сделать из-за того, что приходится каждый день опускаться либо на нижний этаж, либо вообще выходить из молитвенного дома. И каждый раз по вечерам приходится подниматься, последовательно проходя двери разных уровней.   

На 1ом и 2-ом уровнях молитва творится деятельно.
На 3-ем уровня молитва приобретает свойства самодвижности даже, если еще сердце не очищено и не имеет непрестанной самодвижной молитвы.
На 4-ом уровне молитва приобретает элементы созерцания, даже если сердце еще не очищено  и не готово постоянно жить на этом этаже.

Поэтому нет ничего удивительного, когда даже новоначальным иногда удается проскочить через все двери и удивиться своему мистическому опыту. Но обычно заботливая благодать не пускает туда прежде времени, чтобы новоначальный не сорвался с крыши самомнения и тщеславия.

Никита, вы подняли интересную тему, задумавшись о которой открываешь для себя не схему, а свойства благодати,  которая последовательно, мягко, заботливо водит нас по этажам молитвенного дома.

В вашем посте вы употребляете термин благодатная молитва, отличая ее от деятельной. Под благодатной молитвой вы, наверно, понимаете самодвижную, творимую Духом. Но благодать - это Божественная энергия, которая сначала призывает нас к молитве, а затем заботливо учит молиться. Она может усиливать и ослаблять свое присутствие, поддерживать, утешать, но никогда не оставляет, а если удаляется далеко и надолго, то это благодать на благодать, свидетельствующая о возмужании молящегося. Поэтому на всех этапах преображения молитва всегда благодатная.
Это дополнительное замечание необходимо для укрепления веры.
Перед началом бдения я всегда  молю Господа  с земными поклонами: "Верую, Господи, помоги моему неверию". И каждый раз эта молитва открывается в новом свете.
Очень верное замечание у Александра, что трезвение не поддается рациональному уму.
Двери трезвения открываются верой.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #47 : 09 Апрель 2012, 15:26:13 »
Отсечение одного, другого, третьего, четвертого... Эту схему назвать хорошей сложно. Так от человека - после серии отсечений - живой труп с тоскливым взглядом останется. Нужна созидательная работа по преображению и взращиванию различных качеств ума и душа. Отсечение же играет временную и вспомогательную роль.

Также следует различать "дом" молитвы и "дом" трезвения. Работа по трезвению особая. И этот "дом" в данной теме практически не рассматривался. К примеру, указание Исихия на 4-е вида трезвения подобно указанию на черный ящик, которому присвоили имя "трезвение" и в который открыто 4-е входа. А что внутри, не видно. 

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #48 : 09 Апрель 2012, 16:52:59 »
Отсечение одного, другого, третьего, четвертого... Эту схему назвать хорошей сложно. Так от человека - после серии отсечений - живой труп с тоскливым взглядом останется. Нужна созидательная работа по преображению и взращиванию различных качеств ума и душа. Отсечение же играет временную и вспомогательную роль.

Также следует различать "дом" молитвы и "дом" трезвения. Работа по трезвению особая. И этот "дом" в данной теме практически не рассматривался. К примеру, указание Исихия на 4-е вида трезвения подобно указанию на черный ящик, которому присвоили имя "трезвение" и в который открыто 4-е входа. А что внутри, не видно.
Так и я говорю о дверях. Когда мы проходим двери, то выходим из одного и входим в другое. Одно оставляем, чтобы войти в другое. Трезвение и есть отсечение или оставление, того, что мешает преображению и взращиванию.
Зачем вы говорите о тоскливом взгляде? Наоборот. наступает радость освобождения от всего, что мешало.
Я понимаю, вы увидели схему из 4-х пунктов. Согласен. Но к ней я отношусь, как к условным уровням, соответствующим ступеням преображения молитвы, которые в реальной жизни могут переплетаться и раскачиваться, как виадук через пропасть при сильном ветре.
Эта условная схема позволяет, по крайней мере, ответить на кажущиеся противоречия в советах отцов о трезвении, которым задался Никита.
Ведь советы отцов разные и кажутся противоречивыми, если полагать что применимы ко всем этапам молитвы.
Я не цепляюсь за букву схемы. Она составлена из моего опыта, не прочитана, не переписана.  У кого другой опыт, тот может ее изменить, но по духу, не по букве, суть состоит в том, что разному этапу молитвы соответствует разный уровень трезвения и что обычно уровень трезвения возростает и предшествует преображению молитвы на более высокий уровень. Хотя могут быть и иные варианты, также как преждевременные переходы молитвы.
А что касается живого трупа, то это удачное положительное сравнение. Мы и должны быть в идеале трупом, но живым. Трупом к тому, что отсекаем, но живым к тому, к чему стремимся.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #49 : 09 Апрель 2012, 17:21:48 »
А что внутри, не видно.
Мда...вспоминается тема 4 стихии покаяния...
Александр...написал бы нам о 4 видах трезвения...а? :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Анъдърюха

  • Сообщений: 868
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #50 : 09 Апрель 2012, 18:32:38 »
какой Неовит мужик мозговитый у нас.. ::)
Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #51 : 09 Апрель 2012, 19:06:46 »
похоже, дневник молитвы способствует мозговитости...  :-) однако, непонятно, способствует ли мозговитость молитве и трезвению?  :roll:

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #52 : 09 Апрель 2012, 19:45:03 »
похоже, дневник молитвы способствует мозговитости...  :-) однако, непонятно, способствует ли мозговитость молитве и трезвению?  :roll:
Способствует...однако и тупорылых Бог не обижает :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #53 : 09 Апрель 2012, 19:48:15 »
Несколько мыслей о молитве, о трезвении... С позиции меня - человека в этом смысле абсолютно не трезвого :)

Молитвенный мир - зазеркалье. Постоянный самообман в какой-то мере. Буквально в каждом произнесенном слове, в каждом побуждении, в переживании. И постоянное распутывание каких-то узлов в себе, без которого невозможно движение вперед... в смысле, к более тонкому самообману :)
Молитва, моя, например, слаба, и вряд ли с чем то высоким всерьез соединяет. Но это путь самоанализа. И в этом смысле даже самообман, даже прелесть имеют ценность. Постоянно твердить себе "НЕ ТО", и идти наступать на новые грабли. Главное, обязательно на новые.

И не останавливаться, каким бы немощным, лживым, одеревенелым в зеркале молитвы самому себе не казался. Какой бы не ощущалась нелепой даже как-бы пошлой молитва на фоне ритма и грехов сегодняшнего дня. Как бы не дубело в какой-то конкретный момент времени сердце и вообще сознание. Найти свой ритм и следовать ему.

Позитивная сторона медали в том, что под завалами самообмана и прелести, почти всегда что-то есть. Что-то вызревает. Быть может порой даже параллельно нравственной деградации и запутыванию во лжи. Мне так кажется.

Не ставить твердых целей, которые притянут слишком твёрдые ориентиры. Просто идти и всё...

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #54 : 09 Апрель 2012, 20:02:09 »
И что писать в этот дневник? "Сегодня вычитал n молитв, сопровождали чувства такие-то?"
Забавно даже..
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #55 : 09 Апрель 2012, 20:08:05 »
И что писать в этот дневник? "Сегодня вычитал n молитв, сопровождали чувства такие-то?"
Забавно даже..
Для ориентира прочти "Моя жизнь во Христе" пр.Иоанна Кронштадтского...это по настоящему интересно...не пожалеешь...
А ещё
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/nikodim.htm
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/dnevnik.htm

Последние 2 не такие объёмные, мне кажется...но очень интересно...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #56 : 09 Апрель 2012, 20:19:53 »
И что писать в этот дневник? "Сегодня вычитал n молитв, сопровождали чувства такие-то?"
Забавно даже..
Для ориентира прочти "Моя жизнь во Христе" пр.Иоанна Кронштадтского...это по настоящему интересно...не пожалеешь...
А ещё
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/nikodim.htm
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/dnevnik.htm

Последние 2 не такие объёмные, мне кажется...но очень интересно...
ухты, спасибо, очень интересно)
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #57 : 10 Апрель 2012, 00:11:50 »
И что писать в этот дневник? "Сегодня вычитал n молитв, сопровождали чувства такие-то?"
Забавно даже..
Если интересно приведу мою запись, сделанную по следам молитвы в Приозерском подворье Валаамского монастыря:

27.09.2011  Праздник Воздвижения.

Всенощная проходила в храме Рождества Христова. Было много прихожан, в основном женщин. Они столпились на исповедь, но меня пропустили вперед, как мужчину. Исповедовал Отец Фотий. Мужской хор из трех человек пел необычно медленно, создавая фон для молитвы. Я молился с четками, но молитва оставалась внешней.   

А после ужина отец Фотий сказал: «Виктор, ты хотел помолиться, так вот тебе сегодня предоставляется возможность. Пойдешь на ночное дежурство». Я удивился его обороту речи, что я хотел не поговорить о молитве, а помолиться. И точно. Я хотел молиться прежде всего. Наверно, он чувствовал, что моя молитва расстроилась и что не разговорами можно ее восстановить, а молитвой. Я знал, что нет лучше времени для молитвы, но сам не мог собраться  силами. И обрадовался, что получил благословение на ночное послушание с молитвой.
   
Ночное дежурство проходит с 12 до 7 утра. Оно проходит в небольшой котельной. Надо подбрасывать дрова в печку и периодически через 20-30 минут делать обход территории подворья. Первый обход делается крестным ходом вместе с предыдущим дежурным, держа в руках икону Божией Матери. Мы вышли на двор и с молитвой «Богородице Дево радуйся» пошли вдоль забора. У каждого сооружения или ворот мы останавливались и крестили его иконой. Монах, объяснявший мне, что надо делать во время дежурства, сказал, что обход делается потому, что раньше бомжы перелезали через забор и воровали имущество монастыря. Поэтому начали делать ночные обходы. А как начали делать крестные обходы с иконой, то воровство прекратилось.  Монах оставил мне псалтирь и ушел.

Я остался один и начал молиться. А когда вышел во двор, то увидел ночное небо в звездах, купола и кресты храмов, то вспомнилось, что утром после сна мне пришло наставление в виде строк из утренней молитвы Макария Египетского «просвещенным сердцем творити волю Твою». Тогда возник вопрос – «Каким светом просвещается сердце?».  И сам собой возник ответ – «Светом смирения Христова». Это наставление пришло и забылось, оставив след. А ночью при виде ночного неба вспомнилось. Я начал молитву Крестом и обратился с молитвой – «Господи, просвети мое сердце светом смирения Твоего, научи меня творити волю Твою». К моему удивлению тут же по коже побежали мурашки. Еще раз попросил и снова поток подкожных взыграний пробежал по телу. Еще раз и снова получил ответ. Сердце обрадовалось, прилепилось к Господу и потекла молитва. Она творилась медленно с истощением каждого слова. Она текла сама. И сама вытягивалась протяжно. И сама завершала  слово и начинала новое. И каждое слово, пока длилось, высвечивало в сердце отсутствие смирения и сердце само меняло свое состояние, словно поворачиваясь лицом к свету смирения. Я почувствовал реально своим сердцем, что смирение есть свет. Это был восторг откровения - СМИРЕНИЕ ЕСТЬ СВЕТ !!!

Сердце одновременно и молилось, и смирялось, и радовалось. Так прошла вся ночь. При каждом выходе на улицу я останавливался у храмовых крестов и у крестов на кладбище, подставляя свое сердце этому радостному свету смирения. Каждый раз по телу бежала дрожь. За эту ночь я весь продрог от молитвы, а в сердце было тепло и радостно. Это было совершенно новое ощущение, которое словами не объяснить.

А на утро, немного поспав, я поспешил на литургию. Литургия проходила в храме Рождества Христова. Служил отец Фотий. Совершался архиерейский чин воздвижения Креста. Служба очень отличалась от наших. Все молитвы, псалмы и пение хора проходили медленно, с благоговением. Вся служба воспринималась, как одна неторопливая Иисусова молитва. Отец Фотий читал молитвы тихим голосом, истощая каждое слово. Чувствовалось, что он молился внутренне. И слышалась Иисусова молитва в каждом его слове. Все движения его совершались также медленно и благоговейно. Также пел и хор. Я проникся этим благоговением и всю службу  молился сердцем.
   
28.09.2011
   На следующий день я опять дежурил ночью. И снова все повторялось, хотя уже не так сильно. Ко мне вернулась цельность. Молитва снова стала твориться. Она не была самодвижной, как раньше, но когда я начинал, то уже не мог понять, кто ее творит. Это была не моторика от частого повторения, потому что уже долгое время я вообще перестал молиться. Было явное не мое участие в молитве. Я творил ее и днем во время послушаний, вспоминая ночную молитву. От этих воспоминаний на сердце становилось тепло. Вспоминались слова апостола, что возлюбившие свет идут на свет, а не прячутся в тени. И пришло понимание, что смирение не от меня исходит, не от моей воли, а от Христа. Я тьма и нет во мне света. А смирение – это свет. Я лишь могу принять свет или отвернуться. Сердце не всегда принимает свет смирения, но когда ищет волю Господа в молитве. В молитве смиряется сердце, а без молитвы какое может быть смирение? Это было откровение, которое светило во мне и наполняло меня.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #58 : 10 Апрель 2012, 00:14:13 »
И что писать в этот дневник? "Сегодня вычитал n молитв, сопровождали чувства такие-то?"
Забавно даже..
А это более сложная аналитика молитвенного состояния:

25.11.2011
Мои размышления об аде ничего не дали. Молитва все эти дни оставалась трудовой и тяжелой. Я настроился, что так и должно быть. Сердце мое еще полно тщеславия и самомнения. Мне еще предстоят долгие годы очищения от страстей, прежде чем будет открыто что-то подобное откровениям Силуана. То, что прочитано умом, но не пережито сердцем  есть ничто. Набор слов. Интересно, но не обо мне. Держать ум во аде – это дар Господа после многолетних трудов.
В этот день вечером после работы я остался один и представилась возможность помолиться. Я не стал ужинать или отдыхать, но стал на вечернее правило. В соседних комнатах раздавались громкие голоса, плач ребенка, но я продолжал отсекать всякое отвлечение и молился, словно понимая, что идет проверка моего терпения и внимания. После 150 молитв я почувствовал, что молитва преобразилась, опустилась в сердце и потекла  легко сама собой. Радость была огромная, потому что сердце уже истосковалось от покинутости и начало унывать. Я ощущал себя в защитной сфере иного пространства, сквозь которую не проникали ни помыслы, ни голоса, ни телесные чувства. Я весь слился с молитвой. Она творилась в среднем темпе, без истощения слов и без пауз.
После завершения правила молитва продолжала сама литься из сердца. Домашние дела не прерывали молитву. Она была такой же, как во время первого прихода самодвижной молитвы. Но я уже не просто наблюдал за ней, как сторонний наблюдатель, а слился с ней.
Ночью молитва продолжалась во сне. Затем на ночном бдении я снова стал на вечернее правило. Я четко ощущал, что молитва творится в сердце и мой ум слился с ней. Я пытался охладить радость памятью смерти и ада. Перед началом правила просил Господа показать мне ад. Но вместо этого до меня доходило осознание, что когда приходит жених, то надо радоваться, а не думать о смерти. И я радостно сливался с молитвой, умиляясь и удивляясь милости Господа.
 И все же на середине трехсотницы неожиданно стали возникать образы покойников отца, матери и всех, кого я видел мертвыми. Затем стали возникать мерзкие образы неестественно  искаженных лиц, которые быстро исчезли. Я ощущал себя в прежней сфере, но уже не витающим в невесомости, а стоящим на краю пропасти. Я ничего не видел. Образов не было. Просто я ощущал, что предо мною внизу разверзлась бездна и что стоит мне сделать лишний шаг, как я полечу вниз. Я понимал, что внизу этой бездны находится ад, но я еще не падаю туда и мне рано его видеть. Страха не было, но было осознание, что я должен стоять на этой грани и не допустить опрометчивых шагов. Я так и простоял до конца правила. Хотелось сделать шаг вперед, чтобы убедиться, что все это только воображение, но я не смог сделать шага. Что-то не давало.
Подумалось, что, наверно, это ответ на мои просьбы показать ад и что я еще не готов к этому, но очень близок к тому, чтобы низвергнуться в бездну ада. Это было предостережение и одновременно было показано, как держать ум в молитве – на грани бездны. Я находился в ином пространстве, где теряется связь с физическим телом. Когда я закончил правило, молитва продолжалась сама собой и сохранилось ощущение бездны передо мной, но вернулось мое пребывание в физическом пространстве. Причем сердце оставалось вне физического пространства и ум был там же.
С утра следующего дня молитва продолжалась так же. Исчезло ощущение своей самости, своих желаний, мудрствований. Все упростилось. Я ни о чем не беспокоился. Просто радовался единению с молитвой. Уму было уютно в сердце и не хотелось думать о чем-либо, чтобы не выходить умом из сердца. Это новое ощущение. Я понимал, что это дано не насовсем и скоро, может, уже завтра уйдет. Благодать приходит и уходит, как самовластная хозяйка моего сердца. Остаются следы воспоминаний, по которым и следует память моих записей.
Следы едва различимы, но все же дают ориентиры в молитве и по ним я учусь молиться. Еще заметил, что молитва стала твориться быстро, без пауз. На 300  молитв уходит всего 1 час или 1ч.15мин. Наверно, закончился период, когда молитва медленно и тщательно высвечивала и показывала неправильное состояние духа. Теперь мне дано это состояние «я нахожусь на грани бездны», которого мне и надо держаться во время молитвы. Интересно, что это не состояние ума, не размышления и даже не ощущение, а именно состояние духа. Это состояние крайней близости и нахождения рядом с опасностью.  Это состояние не возникает по моему желанию, но приходит вместе с вознесением в пространство благодатной молитвы.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #59 : 10 Апрель 2012, 00:30:15 »
И что писать в этот дневник? "Сегодня вычитал n молитв, сопровождали чувства такие-то?"
Забавно даже..
А вот для забывы. Такие записи полезно время от времени перечитывать:

16.03.12
Невесомость молитвы
Молитва может быть в голове и казаться невесемой по благодати, но когда молитва опускается в сердце, то голова не чувствуется, словно ее нет и становится ясной разница между той воображаемой невесомостью и благодатной. После таких благодатных состояний ум быстро научается подражать невесомости сердечной молитвы и охотно принимает свое воображение за благодать. Происходит это от желания опускать молитву в сердце по своему желанию.
Совпадение
Обратил внимание на совпадение чисел за последние дни. Господь обратил мое внимание сначала на стих 7.18 у Симеона Благодатного, а потом на 7.18 у Иоанна Богослова.

Подготовка
Мой ум бросает из одной крайности в другую. То он удостоверяется, что благодать коснулась меня, то впадает в мнение о падении в прелесть. Наверно, это обучение возможным уловкам лукавого и подготовка к иным сферам духовной молитвы.

17.03.12 Исповедь
Вчера решил поехать на исповедь к отцу Игорю, чтобы исповедовать молитвенные грехи. Они еще не обозначились ясно, но чувствовалась потребность в исповеди.

С утра после сна в мой ум стали поступать поучения, открывающие противоречивость моих устремлений,  как уход от золотой середины и колебания между крайностями гордостной самости:
1. Стремлением к молчанию ума в молитве и в тоже самое время сознательное рассеяние ума в дневное время до молитвенного бдения.
2. Услаждение лукавой сладостью и боязнь сладости благодатной.
3. Боязнь потерять контроль и впасть в прелесть при молчании ума в молитве и забвение о трезвении и впадение в прелесть после молчания ума.
4.  Стремление к покаянной молитве и устремление к ее легкости без покаяния во время молитвы.
5. Молитвенные состояния признаются то благодатными, то от лукавого.

Все эти противоречивые крайности утром воспринимались, как отсутствие опыта и шарахание из одной крайности в другую или как ошибки в молитве. Но пока ехал на исповедь, то пришло понимание, что ошибки взаимоотношений с Богом и есть грех. И пока стоял в очереди на исповедь, сформулировались следующие грехи:

1.   Рассеяние ума.
После получения опыта молчания ума я понимал, что нужно сдерживаться от всего, что рассеивает ум, а вместо этого вышел на форум и участвовал в дискуссиях. Умом понимал, что будет не полезно, но не мог совладать со страстью, стремящейся рассеять ум. Это сознательный блуд ума, соблазняющегося сладостью рассеяния и получающего горечь потери молитвенного духа.
2.   Тщеславие.
На форуме стремился говорить только полезное для всех, но говорил от себя и о себе, искал славы для себя. Ждал реакции на свои высказывания и оказался зависим от мнения других.
3.   Лукавство.
Обманывал себя тем, что пишу на форуме и участвую в дискуссиях только для того, чтобы быть полезным для других. Но это было лукавое оправдание для ума.
4.   Самомнение.
Считал, что я чего-то достиг по сравнению с другими,  умею молиться и что у меня уже есть, чем поделиться и быть полезным для других  которые пребывают еще в неведении.
5.   Услаждение.
Искал и ждал легкости и невесомости молитвы, молчания ума в молитве, сладости молитвы.
6.   Беспечность в молитве.
Услаждался молитвенными состояниями, забывая о покаянии и плаче.
7.   Боязнь.
Боялся сладости благодатных состояний, забывая что благодать сладка.
8.   Маловерие.
Боялся потерять контроль над собой  и трезвение в молчании ума, не доверяя Святому Духу.
9.   Беспечность после молитвы.
Забывал о трезвении, когда благодатная молитва завершалась. Предавался умилению после благодатной молитвы вместо трезвения, забывая что благодать приходит не только для утешения, но и для испытания после ее ухода.
10.    Односторонность.
Пренебрежение чтением Евангелия и одностороннее  упование на молитву.
11.   Самомнение.
Забывал, что сам я не могу творить молитву. Даже встать на молитву не могу без помощи Духа.
12.   Раздвоенность.
Умом трезво осознаю свое бедственное положение, но сердцем не сокрушаюсь, не плачу, не страшусь.
« Последнее редактирование: 10 Апрель 2012, 00:42:44 от Neovit »