Пример обучения по теме через дневник для тех, кто задумался о дневнике.
Кто-то скажет, что это прелесть. Возомнил о себе, что получает благодатные наставления через дневник и разговаривает напрямую с Господом. Я тоже так думал, но теперь все равно, что скажут. Важнее, что сказано было, то со временем подтвердилось на опыте.
Кто прочитает до конца, тот поймет, что дневник может быть и повествованием, и рассуждением и молитвой одновременно.
10.02.2011
Раздвоенность - механизм прельщения
Господь продолжает открывать мне источники ухода от правильного молитвенного пути.
Второй источник – это вступление в дискуссию со своей раздвоенностью, о которой говорится у Свенцицкого. Раздвоенность во время молитвы раньше проявлялась в потере внимания. Одно Я молилось и стремилось к удержанию внимания, а второе Я, связанное со страстями, стремилось отвлечь внимание от молитвы. Постепенно я научился прогонять втрое Я. Но оно тоже научилось прятаться где-то внутри, молчать и ждать своего момента либо для рассеяния, либо для отвлечения на размышления под видом откровений.
Когда приходит откровение, то оно просветляет око и поражает ясностью видения. Но затем начитаются размышления над откровением и они-то скорее всего приходят от второго Я с целью отвлечь от молитвы под предлогом важности усвоения полученного откровения. Также во время молитвы ко мне приходят самопроизвольные переходы на легкую почти самодвижную молитву, или ответные подкожные взыграния – все это ощущается, как исходящее несомненно от Святого Духа и является плодом молитвы первого моего Я, устремленного к Господу и держащего внимание на молитве.
Второе Я ждет этих благодатных плодов, чтобы прельстить и отнять плоды. Появляются мысли похвалы за правильную молитву, истинное покаяние, смирение, ощущение Страха, держания ума во аде и т.д. Эти молитвенные усилия первого Я действительно имели место вопреки тайным помыслам второго Я, что все это притворство и нет у тебя ни истинного покаяния и смирения, ни Страха, ни ада, и что не от твоих усилий приходит благодатная молитва. Когда же эти усилия все же приносят плоды и возникает радостное ощущения соприкосновения с Господом, второе Я обрушивает помыслы самомнения и самодовольства, превращая радость в усладу.
С другой стороны, второе Я внушает, что эти состояния не от Господа, а прелесть. То-есть идет атака сразу с двух сторон. Слева – внушается, что Я великий молитвенник, а справа – внушается, что Я впал в прелесть и надо вернуться к усиленному покаянию. Второе Я сперва вгоняет в прелесть мое первое Я , затем обращает внимание на очевидные признаки прелести и внушает, что вся моя молитва – это самопрельщение. Такое хитросплетение может творить только лукавый, а мое второе Я – лишь предатель в его руках.
Раздвоенность – это не шизофрения. Это естественное проявление наличия страстей, которые умалились, но прячутся глубоко в невидимых тайниках сердца. Ими пользуется лукавый. Но делает это очень тонко, чтобы прельстить мнением, что я уже очистился от страстей.
Трудно уловить эту раздвоенность, особенно на первых порах, когда устаешь от сухой молитвы и невольно ожидаешь утешения в благодатных признаках молитвы. Кода же такие признаки неожиданно появляются, то от радости теряется трезвенность в принятии помыслов прельщения.
Я писал эти строки не от себя. Когда начинал писать, то не знал какие мысли буду излагать. Благодарю Тебя Господи, что не оставляешь меня. Но вразумляешь. Теперь становится понятно, что описанное вовсе не второй источник прелести, а все один и тот же источник – лукавый, действующий через спрятавшиеся мои страсти.
Первый источник прельщения выше был сформулирован так: «Господь просветил мой помраченный ум. Он указал на то, что мое состояние самостного духа возникает после принятия помысла, что я хорошо помолился и доволен собой. Такой помысел незаметно принимается, когда молитва действительно была легкой и почти самодвижной». Здесь описывается состояние, которое возникает после хорошей молитвы. Но этот результат есть лишь завершение прельщения, совершаемого лукавым во время молитвы.
Господи, я просил Тебя, даровать мне зрение грехов моих. Я не представлял себе, как можно увидеть тайные страсти? Но вот, сегодня в течение дня я ощущал беременность моего ума. Приходила мысль, что Господь хочет мне что-то поведать. А вечером пришло прямое указание, что мне надо перечитать Свенцицкого именно в этом месте о раздвоенности. Это место я читал и раньше, но оно оставалось не понятным, так как не пришло еще время для опытного понимания раздвоенности. Теперь же, когда раздвоенность стала опасной для меня, Господь просветляет и направляет. Слава Тебе Господи!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!
Все писалось без размышлений и пауз на одном дыхании. Время остановилось. Просто вспоминал молитвенные состояния и формулировал то, что приходило само собой не от моего ума, но, есть уверенность, что от Господа.
Днем приходила еще мысль об узком пути в Царство Небесное. Этим узким путем является МИ. Узкий путь можно еще назвать тропинкой, заросшей страстями. Приходится искать тропинку, а найдя ее все время внимательно следить за ней, чтобы не потерять. Когда же достигаются врата иного пространства, в котором молитва становится благодатной, то это ощущается просветлением и простором молитвы, словно выходишь на широкую солнечную поляну. Тогда перестает ощущаться время и тело. Я думал, что беременен этими мыслями об узком пути, а оказывается, Господь готовил меня к приоткрытию зрения моих спрятавшихся страстей и обучению брани с ними.
18.02.2011 О трезвении
Вот так, как описано выше, и принимаются помыслы прельщения. Совершенно незаметно. Господь приоткрыл механизм принятия помыслов самомнения во время молитвы, состоящий в атаках слева и справа, опираясь на мою раздвоенность. А я уже возомнил, что Господь приоткрыл мне зрение тайных грехов и возможность самоконтроля их возникновения. Опять лукавый склоняет меня к мысли, что можно собственными усилиями отсекать помыслы самомнения. Увы. Сегодня Господь показал мне всю тщетность такого трезвения.
Бесполезно и даже вредно. Что же делать? Не помыслы надо отсекать, а отсекать всякое проявление своей воли. Как послушник отсекает свою волю без рассуждения и всецело следует воле старца, так и мне надо всецело без рассмотрения помыслов и страстей отсекать свою волю и молить – Господи, делай со мной что Ты хочешь, а не то, что я могу хотеть. Я даже не хочу задумываться чего я хочу. Единственное средство – это перестать уповать на себя и всецело отдаться Господу и спрятаться под Его крыло, как птенец.
От меня требуется только покаяние и внимание к молитве. Если теряется покаяние и возникают чувства, оценивающие как бы со стороны мое молитвенное состояние, то это потеря внимания, вызванная усилиями лукавого. Не важно какая это оценка, положительная или отрицательная. Особенно опасна положительная оценка. Она быстро уничтожает молитву. Важно, что прекращается внимательная молитва. Если возникает потеря покаяния, то надо усиливать молитвенное обращение со Страхом ко Христу и к Богородице, чтобы они творили молитву, как угодно Господу.
Не я должен управлять молитвой, но мое Я надо всецело отдать Богу. Если возникают признаки благодатной молитвы, то не отвлекаться на эти изменения, но продолжать каяться и уповать на Господа в новом молитвенном состоянии. Все, что происходит во время МИ делается Господом мне на пользу. И рассеяние молитвы полезно, и ее преображение полезно. Главное не уповать на себя и не терять покаянного чувства в молитве. В такой молитве не замечаешь технику и дыхание. Не замечаешь поклоны и крестное знамение, но только внимаешь молитве. Тогда открывается видение греховной мути, поднимающейся со дна сердца. Тогда возникает ощущение близкое к плачу о множестве грехов и моей беспомощности самому все это очистить.
Господи, если не Ты, то Кто? Очисти меня от этой гадости, которую Ты показываешь мне. И если будет угодно Господу, то Он очищает и тогда прекращается шумная молитва покаяния и возникает тихий молитвенный поток. Тогда вспоминаешь, что этой тишине предшествовали шумное дыхание, частые поясные поклоны и крестное знамение, но делалось это все как бы в забытьи. Когда же Господь прекращает молитву и возвращает в реальность видимого мира, то понимаешь, что был вне времени и пространства. А молитва продолжает течь уже в этом времени-пространстве и появляются мысли о заботах дня. И хочется сохранить эту молитву, но постепенно она рассеивается. Господи, отыми от меня весь помысел лукавый видимого сего жития!
После хорошей молитвы следует ожидать искушений и падений, словно напоминание о необходимости непрестанной молитвы. Не следует радоваться, что была хорошая молитва. Скорее следует вспоминать о злейших демонах, заполняющих убранное помещение. И надо не предаваться радости, а предаваться Страху с радостью, что есть Спаситель и есть надежда на спасение.
19.02.2011 Об отсечении помыслов
Интересно, смотри как Господь вразумляет меня. Вчера вечером написал о необходимости отсечения своей воли, но сформулировал это не правильно. Мол, не помыслы надо отсекать, а свою волю. Вот сегодня утром Господь и поправляет. Просыпаюсь, а Он с самого утра напоминает мне мою ошибочную фразу и говорит как правильно следовало сказать – помыслы отсекать надо, но не своей волей, а с помощью
молитвы к Господу. И напомнил об антиномии - не возможно человеку отсекать помыслы, но отсекать надо. Тогда Господь, видя усилия мои и молитву о помощи, обязательно поможет и отсечет помыслы. А если я сам не буду делать усилие, то и Господь не станет помогать.
Еще напомнил, что не надо пытаться различать помыслы и определять добрые они или худые. Для такого различение требуется внимать им и отвлекаться от покаянной молитвы. Поэтому любой помысел надо отсекать как уловку врага, пытающегося отвлечь от молитвы.
Еще пришло понимание о двух образах молитвы – один тяжелый и трудный и второй легкий и отрадный. Не надо спрашивать каким образом следует молиться? Первый образ молитвы – это ее начало, в котором преобладает покаяние и мольба о помиловании, а второй образ молитвы не соблюдается усилиями молящегося, но даруется Господом по милости к молящемуся, как свидетельство о принятии покаяния. Если же пытаться подражать второму образу молитвы и видеть в этом образе технику молитвы, ее легкость и отрадность, то это приведет к потере покаяния и к прелести.
Переход ко второму образу молитвы не соблюдается, а происходит сам собой, когда молящийся стяжает внимание и покаяние, не отвлекаясь и не притворяясь и не ожидая благодатной молитвы, но желая только одного - чтобы Господь даровал видение грехов и очистил от них. Второй образ молитвы приходит после видения грехов и очищения от них.
Еще возникло ощущение, что пока не дарует Господь видение и ощущение грехов и пока Он не услышит просьбу об очищении от того, что вижу, то не происходит очищение. Господь очищает от того, что я вижу. Такое видение есть результат синергии. Если же просто молить – Господи, сердце чисто созижди во мне, а греха самого не видеть пред собою, то от чего тогда Господь очищать то будет? Так Он мог бы и сам очистить всех без нашего участия. Чтобы увидеть грех пред собою, нужна покаянная молитва, нужен труд. Тогда начинают ощущаться страсти и порожденные ими помыслы.
Когда же происходит переход ко легкому образу молитвы, то не следует воспринимать его, как свидетельство того, что Господь все простил, все очистил по заслугам моим и теперь можно расслабиться и отдыхать. Как только примешь помысел «Вот она благодатная молитва от Господа. Ты удостоился такой чести», так сразу она прекращается. Удерживает ее только продолжающееся покаяние, страх, смирение своей значимости до ничто и ожидание вразумления.
Господи, что Ты хочешь от меня? Вразуми мою тьму, просвети меня неразумного.