Исихазм

Автор Тема: Четыре вида трезвения  (Прочитано 20972 раз)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #60 : 10 Апрель 2012, 00:52:12 »
Александр...написал бы нам о 4 видах трезвения...а? :-)...

+1 :-)
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #61 : 10 Апрель 2012, 01:17:13 »
Она может усиливать и ослаблять свое присутствие, поддерживать, утешать, но никогда не оставляет, а если удаляется далеко и надолго, то это благодать на благодать, свидетельствующая о возмужании молящегося.

 1.По каким признакам можно понять, что оставление Благодатью - не твоих рук дело(грехи, нерадение и пр.), но Его о тебе промысла?

 2.Что делать, когда состояние смежное описанному св. Исааком в 88 слове со всеми отсюда вытекающими не покидает тебя очень долго, например год-полтора?

 3.Насколько помню, старец Иосиф в "Духодвижимой трубе" не говорит о сроках оставления, мол, это всё от Него зависит...ну и от твоего состояния-устроения ( на природном и ментальном уровнях), естественно, которое Бог этим оставлением "излечивает"...Или я ошибаюсь?..

 Вы видно недавно читали/перечитывали. Чувствуется Ваше воодушевление от прочитанного и обильная цитация источника...

 Простите и спаси Господи за труды.
 Прошу Ваших молитв.
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #62 : 10 Апрель 2012, 02:02:02 »
 Кто-нибудь дерзал на подобного рода мероприятия? Какие ощущения? Кто и как понимает это делание?

"Авва Пимен спросил авву Иосифа: "Что мне делать, когда приступают ко мне страсти: противиться ли им или дозволить им войти и потом бороться с ними?". Старец отвечал: "Дозволь им войти и потом борись с ними". С сим ответом авва Пимен возвратился в Скит и жил там. Кто-то из фивян пришел в Скит и рассказал братиям: "Спрашивал я авву Иосифа: "Ежели приступит ко мне страсть, противиться ли ей или позволить ей войти?". И он отвечал мне: "Никак не дозволяй входить страстям, но тотчас отсекай их"". Авва Пимен, услышав, что так отвечал фивянину авва Иосиф, встал и пошел к нему в Панефос и говорит ему: "Авва! Я поверил тебе свои помыслы, и ты сказал мне одно, а фивянину другое". Старец сказал ему: "Неужели ты не знаешь, что я люблю тебя?".– "Знаю",– сказал Пимен. "Не ты ли говорил мне: "Скажи мне то же, что сказал бы себе"?".– "Так точно",– отвечал Пимен. Тогда старец говорит ему: "Когда войдут в тебя страсти и ты дашь им место, а потом будешь бороться с ними, то чрез это делаешься искуснее. Я говорил это тебе, как себе. Но есть люди, для которых полезно, чтобы и не приступали к ним страсти – таким нужно тотчас отсекать их"" (Скитский патерик)

 А здесь святой Иоанн, по-видимому, демонстрирует высший пилотаж искусства трезвения...


«Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в оное на раменах ее матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичом смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: «Мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало ратует против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения. Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию...»»

(Лествица 23:38)

 Или у Лествичника здесь просто некое аллегорическое повествование, слабо относящееся к непосредственным мероприятиям по трезвению, и, следовательно, невозможно в буквальном смысле воплотить эти слова в жизнь на собственном опыте?..

 Кто как думает?
 С началом Великой седмицы, дорогие христиане! :-)
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #63 : 10 Апрель 2012, 08:46:59 »
У Лествичника, скорее, аллегория. История из Скитского патерика - об одном из способов борьбы со страстями, для которого нужно иметь трезвение, но не о трезвении говорится.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #64 : 10 Апрель 2012, 10:31:15 »
ИМХО, конечно...но... мне, тупорылой  :-), в ведЕнии молитвенного дневника видится проявление некоего лукавого кокетства и словоблудия ума, а также и потакание развитию его аналитических способностей, которые полезнее было бы пресекать...возможно, для неугомонного и перегруженного мозговитостью ума ведЕние дневника - это своеобразный способ "очистки", по принципу: томи томящего тя...но мой слабый ум подобное развлечение, однозначно, отвлекает от предстояния и неотрывного внимания Господу...даже чтение чужого дневника отвлекает, а уж ведЕние своего - и подавно... поэтому свой "греховник" бросила вести спустя несколько месяцев...есть во всем этом "писательстве" нечто умственно невротическое, как мне кажется...хотя, может и ошибаюсь... :roll:

Анъдърюха

  • Сообщений: 868
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #65 : 10 Апрель 2012, 11:10:17 »
Знаю по себе такое искушение,что можно начинать некое самолюбование относительно того что пишешь про себя. в особенности если постишь это в интернете,ум начинает рассматривать себя в зеркале создавая образ ложного я ,да и люди которые читают могут поддерживать человека в этом..
А вот насчет того что Неовит пишет что остановка для ума смертельна,в это не верится. Мысли это скорее только волны на поверхности моря не дающие наблюдать то,что в глубине. Вот так и носится наше внимание в кораблике по волнам,совершая удивительные открытия и записывая их в судовой журнал...За этим можно и жизнь провести...а в ведь каждая мысль может показывать не более чем отдельный кусочек того,что в глубине или снаружи..
Господи,я так хочу штиля..
Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #66 : 10 Апрель 2012, 11:21:05 »
ИМХО, конечно...но... мне, тупорылой  :-), в ведЕнии молитвенного дневника видится проявление некоего лукавого кокетства и словоблудия ума, а также и потакание развитию его аналитических способностей, которые полезнее было бы пресекать...возможно, для неугомонного и перегруженного мозговитостью ума ведЕние дневника - это своеобразный способ "очистки", по принципу: томи томящего тя...но мой слабый ум подобное развлечение, однозначно, отвлекает от предстояния и неотрывного внимания Господу...даже чтение чужого дневника отвлекает, а уж ведЕние своего - и подавно... поэтому свой "греховник" бросила вести спустя несколько месяцев...есть во всем этом "писательстве" нечто умственно невротическое, как мне кажется...хотя, может и ошибаюсь... :roll:
Вот и мне кажется так же. Причем напишешь ты эту вумную телегу, выложишь ее на форум (!!!) смотрите какой я достойный молитвенник. Я такой анализ составил! Слава мне. А сам пишет в личку - как вы можете писать о своем опыте молитвы на форум??

ой, ну чья бы корова мычала.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #67 : 10 Апрель 2012, 12:17:29 »
Она может усиливать и ослаблять свое присутствие, поддерживать, утешать, но никогда не оставляет, а если удаляется далеко и надолго, то это благодать на благодать, свидетельствующая о возмужании молящегося.

 1.По каким признакам можно понять, что оставление Благодатью - не твоих рук дело(грехи, нерадение и пр.), но Его о тебе промысла?

 2.Что делать, когда состояние смежное описанному св. Исааком в 88 слове со всеми отсюда вытекающими не покидает тебя очень долго, например год-полтора?

 3.Насколько помню, старец Иосиф в "Духодвижимой трубе" не говорит о сроках оставления, мол, это всё от Него зависит...ну и от твоего состояния-устроения ( на природном и ментальном уровнях), естественно, которое Бог этим оставлением "излечивает"...Или я ошибаюсь?..

 Вы видно недавно читали/перечитывали. Чувствуется Ваше воодушевление от прочитанного и обильная цитация источника...

 Простите и спаси Господи за труды.
 Прошу Ваших молитв.


Никита, все мы ученики у благодати. Благодать раскрывается по разному и нет у нее схем. Об этом и сказано в приведенном мною свойстве подобной притче о талантах. Поэтому то, что вам кажется восторженностью неофита недавно прочитавшего Иосифа, то это скорее разный опыт, который чужой опыт воспринимает тяжеловесным или прелестным. 
Обилие цитат вызвано не восторженностью от прочитанного, а ровно столько, сколько вопросов о благодати поднималось на форуме в постах у Кнопки и у других.

Фразой "благодать на благодать" я хотел подчеркнуть ее свойство родительской опеки о молящемся. Если молящийся искренне стремится к Богу и молится, как может, и допускает ошибки, то благодать все его ошибки покроет и сделает так, что все они будут ему на пользу. Кто не верит в это, тот потерял ключи от дверей молитвенного дома.

Фразой «благодать на благодать» я хотел подчеркнуть то свойство, что благодать никогда не покидает молящегося и особенно тогда, когда она удаляется надолго.

Типичная заблуждение воспринимать удаление благодати только, как наказание за грехи, например тщеславия. Это подход к Божественному свойству, как к наказующему, якобы Бог мстит за грехи. Но это ересь. Бог - любовь, которая взошла на Крест не только ради радеющих, но и ради нерадеющих. Благодать - это энергия, которая дождит на всех и никогда не покидает человека, даже нерадеющего тунеядца. И удаление благодати – это не удаление, а бесчувствие к ней.

Но мы говорим о молящихся, то есть о тех младенцах, которые  хотят научиться ходить. Как родитель учит младенца ходить? Сначала он призывает его сделать первые шаги и обильно помогает, поддерживает, утешает, если упал. Но постепенно родитель отпускает младенца и тот начинает ходить самостоятельно без благодатной родительской опеки. Когда же младенец возмужает и научиться ходить, то родитель оставляет его, удаляется. Так благодать оставила Силуана на 15 лет. И это было не за ошибки или грехи, а свидетельством его возмужания.

Где критерий, как понять, за что благодать оставила? Очень просто. А ни за что? "Пора понять, что благодать дышит, как хочет". Так было мне сказано, когда благодать удалилась от меня, а потом неожиданно на следующий день вернулась с еще большей силой. Вернулась, сказала и тут же удалилась.

Так что? - благодать оставляет всегда не за грехи, а по промыслу обучения? Нет, не так. Благодать всегда оставляет так, чтобы оставалось у молящегося чувство вины и своей греховности. Кто познал оставление благодати, тот знает силу возникающего чувства вины, видит со всей очевидностью грехи свои, и не спрашивает за что, а удивляется, когда она возвращается?
Об этом свойстве тоже сказано у Иосифа. Для того она и приходит, чтобы помочь увидеть свои  грехи и научить бороться с ними. Это значит, что так полезно для молящегося. Поэтому не надо и задумываться прежде времени о степени своей грешности или нерадения и почему благодать удаляется. Когда удалится, то вопросов не будет "за что". 

А что делать, когда благодать удаляется надолго? В слове 88 есть ответ:
***Блажен, кто претерпит это, не выходя за дверь. Ибо после этого, как говорят отцы, приидет в великую обитель и силу. Впрочем, не в один час и не скоро оканчивается борьба сия; и благодать не вдруг совершенно приходит и вселяется в душе, но постепенно, и одно сменяется другим - временем искушение и временем утешение; и в таком состоянии человек пребывает до исшествия своего. А чтобы совершенно стать чуждым сего и совершенно утешиться, не будем того и надеяться здесь. Ибо Сам Бог благоволил, чтобы так устроялась жизнь наша здесь и шествующие путем терпели это.***

Ответ прост – терпеть и благодарить Бога за удаление благодати. Потому что длительное испытание дается мужам сильным. Благодать не дает скорбную брань, превышающую меру человека. Претерпевший до конца спасется. У этого периода сухости в удалении благодати нет общих сроков испытания. Но не все выдерживают испытание.
Никита, вы в своем посте привели поучительный пример с Иоанном Коловым. Он не хотел терпеть до конца. И стал горячо молить Бога дать ему бесстрастие прежде времени. И Господь дал ему, а через старца вразумил: «Иди и умоли Бога, чтоб возвратились брани и то сокрушение сердца и смирение, ко¬торые ты имел прежде: по причине браней душа приходит в преуспеяние». Иоанн испросил у Бога возвращения браней, и когда пришли брани, то он уже не молился об освобождении от брани, но говорил: «Господи! Даруй мне терпе¬ние в брани»"

Старец Иосиф не говорит о сроках и никто не скажет. Но он говорит еще об одном свойстве благодати в условиях удаления. В период сухости благодать дает надежду тому, кто терпит.

Никита, дай Бог нам всем дорасти до удаления благодати, которую имеем. Тогда дневниковые записи помогут вспомнить благодатное горение призывающей благодати и благодатные уроки оставления благодати, чтобы не потерять надежду на спасение до конца жизни.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #68 : 10 Апрель 2012, 12:25:53 »
И что писать в этот дневник? "Сегодня вычитал n молитв, сопровождали чувства такие-то?"
Забавно даже..
А вот для забывы. Такие записи полезно время от времени перечитывать:

16.03.12
12.   Раздвоенность.
Умом трезво осознаю свое бедственное положение, но сердцем не сокрушаюсь, не плачу, не страшусь.

Действительно, забавно.

Да, дневник - это для себя. Или если по послушанию разрешают.
И выкладывая даже как дело ради Господа, очень трудно от превозношения удержаться. Практически невозможно. Но надо стараться....
Ведь есть ещё любовь к ближнему, и отсутствие раздвоенности иногда бывает....

Цитировать
И удаление благодати – это не удаление, а бесчувствие к ней.
Не всегда. Иногда она удаляется реально в такой мере, чтобы мы вообще перестали ощущать её и ответ и внимание Бога в принципе.

Если говорить точнее - то благодать - свойство Святого Духа (или сам, я плохо разбираюсь, наверное). Поэтому Дух дышит там, где хощет.. ну и действие Его, конечно, также.

И, я бы так не желал оставления благодати, раз далеко не все это оставление могут вытерпеть.

Дай нам Бог терпения и надежды, упования и веры во время оставления Благодати, если, не дай Бог, такое случится....
« Последнее редактирование: 10 Апрель 2012, 12:37:50 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #69 : 10 Апрель 2012, 12:45:35 »
Она может усиливать и ослаблять свое присутствие, поддерживать, утешать, но никогда не оставляет, а если удаляется далеко и надолго, то это благодать на благодать, свидетельствующая о возмужании молящегося.

 1.По каким признакам можно понять, что оставление Благодатью - не твоих рук дело(грехи, нерадение и пр.), но Его о тебе промысла?

Ну, любое понимание ситуации - это от опыта собственного получается.
Думаю - совесть. Неспокойная совесть. Даже если умом не помнишь или не понимаешь греховную причину, то совесть неспокойна.
Но опять таки, чтобы совесть была неспокойна, она уже должна быть чувствительна, совесть эта...

А уж в противном случае - не наших рук дело.

P.S.
"Была бы у меня собака такая назойливая, как совесть, я бы её отравил."
Марк Твен.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #70 : 10 Апрель 2012, 13:15:40 »
Благодать отступает по грехам, и пока не вымолишь прощения - не вернется. не знаю как у других но у меня это правило работает 100%. Теперь такая проблема не стоит, но может кому-то будет полезно.
Если отступила а ты не видишь за что - это вовсе не значит что просто так! значит не заметил где согрешил, надо молиться чтоб Господь указал на грех. И обязательно его вспомнишь.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #71 : 10 Апрель 2012, 13:51:32 »
в ведЕнии молитвенного дневника видится проявление некоего лукавого кокетства и словоблудия ума, а также и потакание развитию его аналитических способностей, которые полезнее было бы пресекать...возможно, для неугомонного и перегруженного мозговитостью ума ведЕние дневника - это своеобразный способ "очистки", по принципу: томи томящего тя...но мой слабый ум подобное развлечение, однозначно, отвлекает от предстояния и неотрывного внимания Господу...даже чтение чужого дневника отвлекает, а уж ведЕние своего - и подавно... поэтому свой "греховник" бросила вести спустя несколько месяцев...есть во всем этом "писательстве" нечто умственно невротическое, как мне кажется...хотя, может и ошибаюсь... :roll:
Вы правы. Не всем дневник на пользу. И я не сразу стал его вести. Просто почувствовал, что надо. Еще не понимал зачем, но точно знал. что не для того, чтобы публиковать в интернете. И откровение было "не рассказывать никому" до времени. Это сдерживало, хотя очень хотелось кому-нибудь рассказать о благодатных преображениях молитвы.
 
Для меня процесс ведения дневника стал не просто фиксацией пройденного, а средством рассуждения. Если пытаться рассуждать в уме, то нет  той концентрации ума, как при понуждении ума к анализу и изложению, как на экзамене. При этом действует не только рассудок и даже в большей мере не рассудок. Рассудок не способен на анализ. Он только завершает аналитику ума, пытаясь изложить словами то, что приходит на ум. Иногда чувствуешь мысль и не знаешь какими словами ее изложить.

Но не это самое ценное при ведении дневника. Со временем пришло понимание, что не я анализирую молитву, а даются мне наставления, которые мой ум с трудом улавливает по темноте своей. Часто я удивлялся своим записям и убеждался, что не мог я это написать от себя.

Конечно, не все помыслы есть наставления. И отличить помысел от наставления можно  только в процессе познания вкуса вина.

Часто в процессе записи я погружался в то молитвенное состояние, в котором был, и выпадал из пространства также, как при молитве. Но при этом уму показывались особенности состояния и обращалось внимание то на одно, то на другое. Дневник  стал формой умной молитвы и средством обучения.


 
 

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #72 : 10 Апрель 2012, 14:18:49 »
Пример обучения по теме через дневник для тех, кто задумался о дневнике.
Кто-то скажет, что это прелесть. Возомнил о себе, что получает благодатные наставления через дневник и разговаривает напрямую с Господом. Я тоже так думал, но теперь все равно, что скажут. Важнее, что сказано было, то со временем подтвердилось на опыте.
Кто прочитает до конца, тот поймет, что дневник может быть и повествованием, и рассуждением и молитвой одновременно.

10.02.2011
Раздвоенность - механизм прельщения

Господь продолжает открывать мне источники ухода от правильного молитвенного пути.
Второй источник – это вступление в дискуссию со своей раздвоенностью, о которой говорится у Свенцицкого. Раздвоенность во время молитвы раньше проявлялась в потере внимания. Одно Я молилось и стремилось к удержанию внимания, а второе Я, связанное со страстями, стремилось отвлечь внимание от молитвы. Постепенно я научился прогонять втрое Я. Но оно тоже научилось прятаться где-то внутри, молчать и ждать своего момента либо для рассеяния, либо для отвлечения на размышления под видом откровений.

Когда приходит откровение, то оно просветляет око и поражает ясностью видения. Но затем начитаются размышления над откровением и они-то скорее всего приходят от второго Я с целью отвлечь от молитвы под предлогом важности усвоения полученного откровения.  Также во время молитвы ко мне приходят самопроизвольные переходы на легкую почти самодвижную молитву, или ответные подкожные взыграния – все это ощущается, как исходящее несомненно от Святого Духа и является плодом молитвы первого моего Я, устремленного к Господу и держащего внимание на молитве.

Второе Я ждет этих благодатных плодов, чтобы прельстить и отнять плоды. Появляются мысли похвалы за правильную молитву, истинное покаяние, смирение, ощущение Страха, держания ума во аде и т.д.  Эти молитвенные усилия первого Я действительно имели место вопреки тайным помыслам второго Я, что все это притворство и нет у тебя ни истинного покаяния и смирения, ни Страха, ни ада, и что не от твоих усилий приходит благодатная молитва.   Когда же эти усилия все же приносят плоды и возникает радостное ощущения соприкосновения с Господом, второе Я обрушивает помыслы самомнения и самодовольства, превращая радость в усладу.

С другой стороны, второе Я внушает, что эти состояния не от Господа, а прелесть. То-есть идет атака сразу с двух сторон. Слева – внушается, что Я великий молитвенник, а справа – внушается, что Я впал в прелесть и надо вернуться к усиленному покаянию. Второе Я сперва вгоняет в прелесть мое первое Я , затем обращает внимание на очевидные признаки  прелести и внушает, что вся моя молитва – это самопрельщение. Такое хитросплетение может творить только лукавый, а мое второе Я – лишь предатель в его руках.

Раздвоенность – это не шизофрения. Это естественное проявление наличия страстей, которые умалились, но прячутся глубоко в невидимых тайниках сердца. Ими пользуется лукавый. Но делает это очень тонко, чтобы прельстить мнением, что я уже очистился от страстей.
   
Трудно уловить эту раздвоенность, особенно на первых порах, когда устаешь от сухой молитвы и невольно ожидаешь утешения в благодатных признаках молитвы. Кода же такие признаки неожиданно появляются, то от радости теряется трезвенность в принятии помыслов прельщения. 
   
Я писал эти строки не от себя. Когда начинал писать, то не знал какие мысли буду излагать. Благодарю Тебя Господи, что не оставляешь меня. Но вразумляешь. Теперь становится понятно, что описанное вовсе не второй источник прелести, а все один и тот же источник – лукавый, действующий через спрятавшиеся мои страсти.
   
Первый источник прельщения выше был сформулирован так: «Господь просветил мой помраченный ум. Он указал на то, что мое состояние самостного духа  возникает после принятия помысла, что я хорошо помолился и доволен собой. Такой помысел незаметно принимается, когда молитва действительно была легкой и почти самодвижной». Здесь описывается состояние, которое возникает после хорошей молитвы. Но этот результат есть лишь завершение прельщения, совершаемого лукавым во время молитвы.
   
Господи, я просил Тебя, даровать мне зрение грехов моих. Я не представлял себе, как можно увидеть тайные страсти? Но вот, сегодня в течение дня я ощущал беременность моего ума. Приходила мысль, что Господь хочет мне что-то поведать. А вечером  пришло прямое указание, что мне надо перечитать Свенцицкого именно в этом месте о раздвоенности. Это место я читал и раньше, но оно оставалось не понятным, так как не пришло еще время для опытного понимания раздвоенности. Теперь же, когда раздвоенность стала опасной для меня, Господь просветляет и направляет. Слава Тебе Господи!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!
   
Все писалось без размышлений и пауз на одном дыхании. Время остановилось. Просто вспоминал молитвенные состояния и формулировал то, что приходило само собой не от моего ума, но, есть уверенность, что от Господа. 
   
Днем приходила еще мысль об узком пути в Царство Небесное. Этим узким путем является МИ. Узкий путь можно еще назвать тропинкой, заросшей страстями. Приходится искать тропинку, а найдя ее все время внимательно следить за ней, чтобы не потерять. Когда же достигаются врата иного пространства, в котором молитва становится благодатной, то это ощущается просветлением и простором молитвы, словно выходишь на широкую солнечную поляну. Тогда перестает ощущаться время и тело. Я думал, что беременен этими мыслями об узком пути, а оказывается, Господь готовил меня к приоткрытию зрения моих спрятавшихся страстей и обучению брани с ними.


18.02.2011 О трезвении
   Вот так, как описано выше, и принимаются помыслы прельщения. Совершенно незаметно. Господь приоткрыл механизм принятия помыслов самомнения во время молитвы, состоящий в атаках слева и справа, опираясь на мою раздвоенность. А я уже возомнил, что Господь приоткрыл мне зрение тайных грехов и возможность самоконтроля их возникновения. Опять лукавый склоняет меня к мысли, что можно собственными усилиями отсекать помыслы самомнения. Увы. Сегодня Господь показал мне всю тщетность такого трезвения.
   
Бесполезно и даже вредно. Что же делать? Не помыслы надо отсекать, а отсекать всякое проявление своей воли. Как послушник отсекает свою волю без рассуждения и всецело следует воле старца, так и мне надо всецело без рассмотрения помыслов и страстей отсекать свою волю и молить – Господи, делай со мной что Ты хочешь, а не то, что я могу хотеть. Я  даже не хочу задумываться чего я хочу. Единственное средство – это перестать уповать на себя и всецело отдаться Господу и спрятаться под Его крыло, как птенец.

От меня требуется только покаяние и внимание к молитве. Если теряется покаяние и возникают чувства, оценивающие как бы со стороны мое молитвенное состояние, то это потеря внимания, вызванная усилиями лукавого. Не важно какая это оценка, положительная или отрицательная. Особенно опасна положительная оценка. Она быстро уничтожает молитву. Важно, что прекращается внимательная молитва. Если возникает потеря покаяния, то надо усиливать молитвенное обращение со Страхом ко Христу и к Богородице, чтобы они творили молитву, как угодно Господу.

Не я должен управлять молитвой, но мое Я надо всецело отдать Богу. Если возникают признаки благодатной молитвы, то не отвлекаться на эти изменения, но продолжать каяться и уповать на Господа в новом молитвенном состоянии. Все, что происходит во время МИ делается Господом мне на пользу. И рассеяние молитвы полезно, и ее преображение полезно. Главное не уповать на себя и не терять покаянного чувства в молитве. В такой молитве не замечаешь технику и дыхание. Не замечаешь поклоны и крестное знамение, но только внимаешь молитве. Тогда открывается видение греховной мути, поднимающейся со дна сердца. Тогда возникает ощущение близкое к плачу о множестве грехов и моей беспомощности самому все это очистить.

Господи, если не Ты, то Кто? Очисти меня от этой гадости, которую Ты показываешь мне. И если будет угодно Господу, то Он очищает и тогда прекращается шумная молитва покаяния и возникает тихий молитвенный поток. Тогда вспоминаешь, что этой тишине предшествовали шумное дыхание, частые поясные поклоны и крестное знамение, но делалось это все как бы в забытьи. Когда же Господь прекращает молитву и возвращает в реальность видимого мира, то понимаешь, что был вне времени и пространства. А молитва продолжает течь уже в этом времени-пространстве и появляются мысли о заботах дня. И хочется сохранить эту молитву, но постепенно она рассеивается. Господи, отыми от меня весь помысел лукавый видимого сего жития!

После хорошей молитвы следует ожидать искушений и падений, словно напоминание о необходимости непрестанной молитвы. Не следует радоваться, что была хорошая молитва. Скорее следует вспоминать о злейших демонах, заполняющих убранное помещение. И надо не предаваться радости, а предаваться Страху с радостью, что есть Спаситель и есть надежда на спасение.


19.02.2011 Об отсечении помыслов
   Интересно, смотри как Господь вразумляет меня. Вчера вечером написал о необходимости отсечения своей воли, но сформулировал это не правильно. Мол, не помыслы надо отсекать, а свою волю. Вот сегодня утром Господь и поправляет. Просыпаюсь, а Он с самого утра напоминает мне мою ошибочную фразу и говорит как правильно следовало сказать – помыслы отсекать надо, но не своей волей, а с помощью
молитвы к Господу. И напомнил об антиномии - не возможно человеку отсекать помыслы, но отсекать надо. Тогда Господь, видя усилия мои и молитву о помощи, обязательно поможет и отсечет помыслы. А если я сам не буду делать усилие, то и Господь не станет помогать.

Еще напомнил, что не надо пытаться различать помыслы и определять добрые они или худые. Для такого различение требуется внимать им и отвлекаться от покаянной молитвы. Поэтому любой помысел надо отсекать как уловку врага, пытающегося отвлечь от молитвы.

Еще пришло понимание о двух образах молитвы – один тяжелый и трудный и второй легкий и отрадный. Не надо спрашивать каким образом следует молиться? Первый образ молитвы – это ее начало, в котором преобладает покаяние и мольба о помиловании, а второй образ молитвы не соблюдается  усилиями молящегося, но даруется Господом по милости к молящемуся, как свидетельство о принятии покаяния. Если же пытаться подражать второму образу молитвы и видеть в этом образе технику молитвы, ее легкость и отрадность, то это приведет к потере покаяния и к прелести.

Переход ко второму образу молитвы не соблюдается, а происходит сам собой, когда молящийся стяжает внимание и покаяние, не отвлекаясь и не притворяясь и не ожидая благодатной молитвы, но желая только одного - чтобы Господь даровал видение грехов и очистил от них. Второй образ молитвы приходит после видения грехов и очищения от них.

Еще возникло ощущение, что пока не дарует Господь видение и ощущение грехов и пока Он не услышит просьбу об очищении от того, что вижу, то не происходит очищение. Господь очищает от того, что я вижу. Такое видение есть результат синергии. Если же просто молить – Господи, сердце чисто созижди во мне, а греха самого не видеть пред собою, то от чего тогда Господь очищать то будет? Так Он мог бы и сам очистить всех без нашего участия.  Чтобы увидеть грех пред собою, нужна покаянная молитва, нужен труд. Тогда начинают ощущаться страсти и порожденные ими помыслы.

Когда же происходит переход ко легкому образу молитвы, то не следует воспринимать его, как свидетельство того, что Господь все простил, все очистил по заслугам моим и теперь можно расслабиться и отдыхать. Как только примешь помысел «Вот она благодатная молитва от Господа. Ты удостоился такой чести», так сразу она прекращается. Удерживает ее только продолжающееся покаяние, страх, смирение своей значимости до ничто и ожидание вразумления.

Господи, что Ты хочешь от меня? Вразуми мою тьму, просвети меня неразумного.
« Последнее редактирование: 10 Апрель 2012, 14:29:46 от Neovit »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #73 : 10 Апрель 2012, 16:49:42 »
Кто-нибудь дерзал на подобного рода мероприятия? Какие ощущения? Кто и как понимает это делание?
Дерзал...и не раз...Тогда думал примерно так:...а что терять...всё равно не сегодня завтра упаду...так уж я как смогу изучу врага...как приходит и откуда...как развивается и что развивает...
Бывало несколько раз сам разжигал страсть...и смотрел развитие...иногда падал после этого...иногда нет...не пасть после изучения гораздо круче, чем пасть :-)...по тому что если не пасть...то появляется уверенность в том что страсть не всесильна...

Есть опасность в ТАКОМ периоде...в периоде тщательного изучения\наблюдения...
Опасность в том что внимание автоматически привыкает обнаруживать даже слабые помыслы и бить тревогу...тем самым приковывая ВНИМАНИЕ к страсти...и...неосознанно подпитывая её...ведь в духовной борьбе, война идёт именно за ВНИМАНИЕ...

Сейчас стараюсь вести себя по другому...стараюсь не давать внимания с самого начала...и прежние навыки сильно помогают...
Так что время изучать и время игнорировать...время обнимать и время уклоняться от объятий :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре вида трезвения
« Ответ #74 : 10 Апрель 2012, 17:08:10 »

Если отступила а ты не видишь за что - это вовсе не значит что просто так! значит не заметил где согрешил, надо молиться чтоб Господь указал на грех. И обязательно его вспомнишь.
За что?...нет мне не нравится...когда Бога изображают судьёй инквизитором со сверхкарательными возможностями...Бог есть Абсолютная Любовь...а по тому если отходит...то не из-за того что я наступив на ногу кому то не сказал простите...и совсем не по тому что я настолько слеп, что как наступаю на ногу вижу...а как совершаю убийство своей собственной души вращением\жизнью в страстях смертных, не вижу...
А возвращает благодать совсем не потому что \\\И обязательно его вспомнишь.\\\...или выдумаешь :-)...

У святых читал что когда благодать отходит...таким образом Бог показывает разницу...с Ним и БЕЗ Него...
Душе видимо свойственно забываться...или приписывать благодать себе...чем и пал Денница...он увидел в себе Свет и Славу и приписал её себе...а если бы он Силы и Славы лишался бы временами...то наверное и не возгордился бы...
Такое вот предположение :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.