СТУПЕНИ ПЛАЧА на ПУТИ УМНОГО ДЕЛАНИЯ
ВОСХОЖДЕНИЕ на ступень плача.
Когда человек имеет блаженство нищеты духа и Господь открывает ему видение грехов, то следующая ступенью блаженства, на которую Господь поднимает человека, есть ступень сердечного ПЛАЧА о грехах своих. Тогда в словах Иисусовой молитвы каждое слово отзывается в сердце плачем и слышится прошение об очищении сердца.
***Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле: зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало.***
*** Утончаясь, ум обретает видение своей греховности, которой переполнено человеческое сердце, и тогда ум плачет и взывает к Богу о помиловании.*** (Архиепископ Антоний)
*** Плакать есть нужда, чтобы душа омывалась слезами, горько скорбя и сокрушаясь о сердце греховном, утвержденном на корне самости горделивой. Когда нет слез, из глаз истекающих, восполняй это скорбью сердечной***(Архиепископ Антоний)
ОТКЛИК Господа.
Господь милостив к плачущим и в ответ не только очищает сердце от греха, но и помогает умалить их источник. Господь попускает ситуации, в которых плачущему предоставляется возможность преодолеть страсть. По промыслу Божьему возникают ситуации с искушениями на пределе сил человеческих. Что значит на пределе? Это значит, что проявление страсти видно умом, но страсть настолько сильна и соблазняет на грех, что у сердца не достаточно сил преодолеть ее своими усилиями.
ПРЕОДОЛЕНИЕ искушений
Если в искушениях человек не перестает молиться и плачет: «Господи, помоги мне преодолеть искушения», то Господь по милости приходит на помощь и помогает молящемуся умалить страсть.
ПАДЕНИЕ.
Если же человек считает, что он сам сможет увидеть или преодолеть страсть без помощи Господа, то он неизбежно падает, потому что страсть всегда сильнее человека, а ситуации, в которых она проявляется, попускаются чуть выше собственных волевых усилий человеческих. Для преодоления страсти нужна молитва с плачем в сердце, а без плача человек убеждается, что «без Меня не можете ничего».
НЕЧУВСТВИЕ греха.
Но вот преодолена ситуация и Господь умаляет одну страсть за другой. Что дальше? Умом мы понимаем, что сердце не очищено, что страсти спрятались и не видны. Умом мы понимаем, но греха в сердце не чувствуем. И это самый опасный грех – пребывание в нечувствии греха и спокойствии ума.
***Возлюбленный брат, спокойствие, которым ты уверяешься в верности пути твоего, есть не что иное, как несознание и неощущение своей греховности, происшедшее и происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам рождается в тебе по причине наружного преуспеяния и человеческих похвал, отнюдь не есть радость духовная и святая: она — плод самомнения, самодовольства и тщеславия. ***(св.Игнатий)
***Такое состояние мнимого спокойствия святые отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертию ума прежде смерти тела. Нечувствие или умерщвление души состоит, в отъятии и отступлении чувств покаяния и плача от нашего духа, в отступлении спасительного болезнования, называемого сокрушением, от нашего сердца. Безболезненность сердца, или мнимое спокойствие, есть верный признак не¬правильности образа мыслей, неправильности подвига, самообольщения*** (св.Игнатий)
Кто познал опасность самоуспокоения и плачет: «Господи, помилуй, открой мне зрение грехов», тому Господь откликается и открывает благодатное видение грехов, и попускает искушения, в которых они проявляются. Так молящийся снова возвращается на ступень нищеты духа и покаянного плача.
ЛОЖНАЯ РАДОСТЬ.
Но если по своему высокоумию молящийся не плачет сердцем, а желает молиться в спокойной радости неведения о грехах, то радость эта уже не благодатный дар Господа, а бесовская прелесть.
***Те, кто оставил плач о себе, «считают такое со¬стояние спокойствия прямым последствием деятельности богоугодной, жизни добродетельной, безукоризненной. Спокойствие обращается по временам в безотчетную радость: они не останавливаются признавать эту радость благодатною. Горестное самообольщение! Душепагубное ослепление***.(св.Игнатий)
Если ум покинул ступень нищеты духа, а сердце покинуло ступень плача, то ум снова затмевается ложным самомнением. Сердце, молящееся в радости и не плачущее о спокойном нечувсвтии, молится не Господу, а молится духу прелести и не может такое сердце познать умиление внимательной молитвы и соединение ума с сердцем.
Но может уже очистилось сердце после нескольких лет частой молитвы?
*** делание покаяния и плача: между свойствами этого делания находится и то, что оно не может насытить делателя, но чем больше насыщает его, тем большее возбуждает желание к себе, доставляя боголюбезную чистоту и вместе производя жажду чистоты еще более совершенной. Очищенные плачем продолжают признавать себя нечистыми.*** (св.Игнатий)
ЛОЖНОЕ ПОКАЯНИЕ.
Но если по своему высокоумию, молящийся стремится сам своим умом увидеть грехи, то видит он не грехи, а свое химерное мнение о них. И сокрушается молящийся не о грехах, а о своем представлении о них. Такая молитва не приносит радости благодатного умиления, но приносит угрюмость. Сердце не очищается умом, а все более загрязняется самомнением. Такой человек молится не Господу, а себе.
*** Тогда ум может увидеть грехи свои, когда прикоснется к нему благодать Божия: омраченный падением, сам собою он неспособен видеть их. Зрение грехов и греховности своей есть дар Божий.*** (св.Игнатий)
РАДОСТЬ и СЛЕЗЫ УМИЛЕНИЯ
Если ум молящегося не соблазняется спокойным нечувствием и продолжает покаяние в нищете духа, а сердце плачет, откликаясь на покаянное устремление ума, то Господь по милости может дать утешение молящемуся - слезы умиления.
Блажен, кому дарована покаянная молитва с радостью умиления. Кто познал такую радость, тот не спутает ее с ложным покаянием радостью без плача.
Когда благодать касается сердца молящегося, то оно радуется причастию благодати. Когда благодать преизобилует, то сердце ликует от радости и забывает о плаче. Но бывает, что по преизобилованию благодати усиливается плач, а радость умаляется. И радость, и плач не соблюдаются молящимся.
***. «Я, — говорит святой Иоанн Лествичник, — прихожу в удивление, рассматривая самое то качество умиления: каким образом называемые плач и печаль содержат внутри себя радость и веселие, как соты мед! Чему из этого мы научаемся? Что такое умиление есть собственно дар Божий»***
ПЛОДЫ ПЛАЧА
По мере очищения сердца, молящемуся даруются блаженства кротости, милосердия, миротворчества и другие. Эти блаженства из нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа можно рассматривать, как ступени восхождения по лестнице совершенств. Но эти ступени не преодолеваются и не оставляются, потому что они есть плоды умирания греха в земле сердца, очищенного и распаханного покаянием и обильно политого плачем. Чем чище сердце и сильнее плач, тем обильнее плоды.
***Какая польза от садовника, если он возделывает весь сад, насадит и насеет в нем всякого рода растений, а не прольется свыше дождь на сад и он не будет напоен водою?*** (св.Игнатий)
ПРИЗНАК СОЕДИНЕНИЯ УМА с СЕРДЦЕМ
***Когда покаяние вселится в глубину сердца: тогда оно преобразуется в плач. Плач этот - плач духа. Плач этот вместе и молитва.*** (св.Игнатий)
*** Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы: не стяжает ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем.*** (св.Игнатий)
***Внимательная жизнь приводит к умилению, а умилением, в особенности, когда оно начнет сопровождаться слезами, доставляется сугубое, благодатное внимание.*** (св.Игнатий)
*** Особым признаком умно-сердечной молитвы будет не отвлекающееся внимание
Что касается соединения ума с сердцем, то, как уже пояснялось, сама благодать вводит в сердце молящийся ум. И бывает это в надлежащее время, не прежде того, как сердце очистится от страстей.
Пока сердце кипит страстями или хотя бы один какой-то грех остается в нем, до тех пор Господу в нем пребывать невозможно. Где Господь, там нет греха. А без Господа и уму, и молитве в сердце быть бесполезно. Господь вовне, и молитва с умом вовне. Очистит Господь сердце, тогда будут в сердце и ум, и молитва, и Сам Господь, ибо в молитве присутствует имя Божье, а где имя Его Святое, там и Сам Господь. Так следует разуметь о сердце и о пути в сердце.*** (Архиепископ Антоний)
Итак отцы говорят: Покаянная молитва порождает плач сердца. Плач сердца порождает радость умиления. Умиление порождает благодатное внимание умно-сердечной молитвы и очищение сердца от страстей. Очищенное сердце познает жизнь истинно духовную.
Возможно ли соединение ума с сердцем без слез?
*** Святой Исаак Сирский. — Вопрос: «В чем заключаются достоверные приметы и знамения, от которых и при посредстве ощущения которых подвижник может понять, что он начал зрить в себе, в душе своей, сокровенный плод? — Ответ: Когда он сподобится благодати многих слез, проливаемых без понуждения. Слезы положены для ума как некий предел между телесным и духовным, между состоянием страстным и чистотою.***
Но, может, имеются ввиду слезы внутренние, которые не обязательно сопровождаются ручьями и соплями?
*** Слезы начинаются с первой обители сокровенного жительства и возводят подвижника в совершенство любви Божией. Сколько преуспевает он в этом жительстве, столько богатеет слезами, доколе от многого пребывания в них не начнет пить их и при употреблении пищи своей и пития своего. И это есть верный признак, что ум изшел из мира сего, и ощутил тот мир духовный.***
Таким образом, Исаак Сирин называет слезы подлинным признаком соединения ума с сердцем.
.
Святой Симеон, Новый Богослов:
***Прежде плача и слез никто да не прельщает нас тщетными словами, ниже мы сами да прельщаем себя: нет в нас покаяния, нет истинного раскаяния, нет страха Божия в сердцах наших; мы не зазрели себя: душа наша не пришла в соощущение будущего суда и вечных мук. Если б мы зазрели и себя, если б это стяжали и этого достигли, то немедленно произвели бы и слезы. Без них никогда не возможет ни жестокосердие наше умягчиться, ни душа наша стяжать духовное смирение.***
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПЛАЧЕМ?
*** Насколько человек приближается к миру сему (вещественному) умом своим, настолько умаляются эти слезы. Когда же ум совершенно погрузится в сей мир, тогда совершенно лишается этих слез. Это служит признаком, что человек погребен в страстях*** (Симеон Новый Богослов).
О нашем жительстве:
***«Какое бы высокое жительство ни проходили мы, — сказал святой Иоанн Лествичник, — но если не стяжали болезнующего сердца, то это жительство — ложно (притворно) и тщетно». Безболезненность происходит от невнимательной жизни, от безвременных выходов из келий, от безвременных бесед, шуток, смехословия, празднословия и многословия, от насыщения и пресыщения, от пристрастий, от принятия и усвоения тщеславных помыслов, от высокоумия и гордости. «Если не имеешь умиления, сказали отцы, то знай, что имеешь тщеславие; оно-то и не попускает душе прийти в умиление»***
*** Говорящие, что невозможно проливать слез и плакать каждую ночь, каждый день, свидетельствуют о себе, что они чужды вся¬кой добродетели. Если наши святые отцы произнесли такое, определение: хотящий отсечь страсти, плачем отсекает их, и хотящий стяжать добродетели, плачем стяжавает их, то из сего явствует, что не плачущий ежедневно ни страстей не отсекает, ни добродетелей не совершает, хотя и думает, обманываемый самомнением, совершать их.*** (св.Игнатий)
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОЛЯЩЕГОСЯ
Ум молится словами в нищите духа, сердце молится плачем и радуется благодатному отклику Господа. Когда же ум снимает себя с креста покаяния, а сердце молится без плача, то печаль и радость приходят от помрачения прелестью. Такая молитва не имеет благодатного отклика от Господа. Золотое правило молящегося можно сформулировать так:
никогда не оставлять покаяние ума и плач сердца.
Они могут иметь разную меру и проявления, они могут преображаться, но не должны оставляться произволением молящегося.
***дверь и ключ ко всем духовным благам — плач и слезы*** (св.Игнатий)
Некоторые полагают, что в молитве Иисусовой главное – это держать внимание в словах молитвы.
Но святые отцы говорят, что главное это покаяние ума и плач сердца, которые порождают благодатное внимание и слезы, соединяющие ум с сердцем.