*** Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы: не стяжает ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем.*** (св.Игнатий)
***Внимательная жизнь приводит к умилению, а умилением, в особенности, когда оно начнет сопровождаться слезами, доставляется сугубое, благодатное внимание.*** (св.Игнатий)
Итак отцы говорят: 1) Покаянная молитва порождает плач сердца. Плач сердца порождает радость умиления. 2)Умиление порождает благодатное внимание умно-сердечной молитвы и очищение сердца от страстей. Очищенное сердце познает жизнь истинно духовную.
1) Вселение покаянной молитвы в сердце порождает плач последнего. Радость умиления как следствие может быть дарована, и не соблюдается нами, а Богом.
2)
1.Умилением от слов молитвы начинается плач сердца. Это как бы и есть вселение молитвы в сердце, когда оно начинает отзываться на слова молитвы. Я бы даже сказал, что это не столько умиление (неудачно, думаю, слово Игнатий подобрал), а сокрушение, податливость негорделивой части сердца за словами молитвы. " Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы". Т.е. именно первое чувствование своего греха или раскаяния, первое увидение себя в бедственном положении, и соответствие этого состояния словам молитвы. Но потом, конечно, далеко не первое.
И вот сердце духовное невидимо чувствует слова молитвы и сливает с ними свое состояние, потому что они одинаковы (состояние описанное в молитве и состояние сердца). Умиление от слов молитвы: у-миление, когда милует сердце себя и плачет о себе несчастном.
2. А умиление другой степени, уже подаренное а не понуждаемое нами (хотя первое, конечно, тоже есть дар), потому особенно с плачем, и порождает внимание и очищение. И опять - это несколько не умиление, а уже устремление и "благодатная земля", когда уже сама земля сердца плачет о своём очищении, мучается и страдает от своего несовершенного состояния и своей грязи. Эта уже вторая ступень, думаю.
3. А это радость и действительно умиление в прямом смысле слова, когда плач внутренний сердца даже, а не только внешний, самому сердцу мил, потому что оно отчётливо чувствует внутренне неописуемо своё очищение и легко соглашается на эти странно-сладко-горькие страдания.
4. И уже другое, радость, которая даётся благодатью для исстрадавшегося духовного сердца, даваемое Господом на время для утешения. Тут уже умиление чистотой и кротостью Господа или св.Духа.
5. Но вИдение греховности своего состояния это дар Божий, и слёзы от этого-тоже.
С нашей же стороны можно положить память о греховности своей. Как говорил Варсонофий Оптинский: "Запомни это своё греховное состояние". Это очень важно. Потому что от него ум при наступающем нечувствии сердца приходит в сокрушение и смирение пред Богом и, поручив себя Богу, уповая на Него в скорби сердечной о нашем состоянии, заменим этим время слёз, как говорил Архиепископ Антоний.
Потому что надо стремиться к чистоте для того, чтобы быть с Богом, а не для самой чистоты и слёз.
Даёт слёзы и плач сердечный - хорошо, нету - тоже хорошо, это наше желание проверяется и укрепляется, чтобы оно от желания мира и грязи изменилось в желание чистоты и Бога.
Слава Богу за всё.