Никита, в каком месте вы чувствуете слова молитвы? Зависит ли оно от локализации вашего внимания?
И да, и нет. Внимание может раздваиваться, и тогда ты всё происходящее вне или внутри воспринимаешь сквозь молитву, а может, когда требуется активная рациональная деятельность, уходить полностью в голову...
Можно, например, читать, смотреть кино...молитва в этот момент как бы умаляется, но оставляет память о себе, по-разному может: иль теплота, иль ещё чего. В этот момент, когда я сознательно не присутствую умом в сердце, её "амплитуда умаляется", но, чтобы не делал ум постоянно манится "домой" и как свободный миг - так ныряет и начинает молится, увеличивая "амплитуду" молитвы...
При этом, можно умом=вниманием хоть в правую сторону уйти, хоть в пятки упялиться - ты осознаёшь - что это всё не то...надо домой. Дом мне Боженька Сам показал - а теперь просто трудится надо - эту стадию я и называю умно-сердечной делательной в 5-ти ступенчатой градации, уже здесь неоднократно обсуждавшейся...
Но когда я стал слышать молитву вокруг себя, ни в сердце, ни в гортани, ни в голове, а в неопределенном месте, как веяние ветерка, веющего где хочет, то я стал думать, что центр словообразования вообще не во мне. Я понял, что не я творю молитву и что нет у меня центра словообразования.
Всё тоже самое...как веяние ветерка, но в сердце... я её вижу/слышу/понимаю...
Может то, что Вы описываете - на более высоких стадиях происходит - мне сие неведомо. У меня в начале был опыт внимательной молитвы по благодати - часов по 8 сидел... Помню тоже какие-то необычные переживания были, сопряжённые с "проваливанием в безвремение", но сейчас не могу что-то конкретное вспомнить, например, о внимании вокруг меня и пр... Пусть кто-нибудь поопытней выскажется...
Никита очень интересно. У меня не было опыта управления молитвой по своему желанию. Я всегда следовал за ней, не перемещая внимание по своему желанию. Может это и хорошо.
После того, как молитва научила меня держать внимание в словах, она стала меня отучивать от этого приема. Не торопитесь с возражениями.
Не только для этого, но в том числе и для этого, молитва опустилась в сердце и начала твориться самодвижно и непрестанно днем и ночью в непривычно быстром темпе, без пауз. Вместо творимых мною ранее 5 слов (мне мешало видите ли слово "грешного" и я решил последовать совету апостола) молитва стала творить все 8 слов. Быстро настолько, что я не успевал внимать словам. Так продолжалось несколько месяцев.
Сначала я радовался и боялся потерять самодвижность. Но потом я успокоился, перестал делать бесполезные попытки внимать словам и задумался чего она от меня хочет? И понял, точнее она пояснила, что внимание словам не главное. А где твое покаяние? Вот я взяла на себя труд внимания словам, а ты трудись над покаянием. И оказалось, что я еще и не начинал покаяние, а только внимал словам. Я с ужасом ждал гнева в этой ситуации. Мое самомнение прояснилось во всей своей мерзости запустения и я стал горько плакать потоками слез. Они сами текли. И я обрадовался, когда самодвижность прекратилась.
И тут же на следующий день пришли семейные скорьби, которых никому не пожелаю.
Я плакал уже от этих скорбей. А молиться не мог, пока не стал благодарить Господа за скорби. Месяц я был, как разбитая лодка на берегу моря. Месяц без упражнений в молитве. Хотел, но не мог. Вот она немощь без благодатной поддержки. Благодать на благодать.
Но потом молитва стала возвращаться в медленном, очень медленном ритме. Каждый слог истощался до предела. На 100 молитв уходило 1,5-2 часа. И я стал чувствовать состояние своего сердца. Молитва стала исправлять в нем направление ума от самости в сторону Господа. Мне была показана моя гордостная самость, я стал ее видеть и научился поворачивать лицо сердца в сторону Господа. И в этом я познал покаяние ума.
Такая медленная молитва творилась месяц, а потом она вернулась к нормальному ритму. Она научила меня и ушла, оставив меня трудиться, но уже в условиях умно-сердечной деятельной молитвы. Она обучила меня держать внимание не на словах, а на состоянии сердца. Есть ли там покаяние или я увлекся вниманием к словам, а про покаяние забыл?
Но после этого снова вернулось внимание к словам, но иначе. Слово стало просвещать сердце энергией Слова. Сердце стало учиться переживать не только "помилуй мя грешного", но и все слова. Вот почему меня так обрадовали слова Игнатия Брянчанинова:
**Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем.***
Но никому не советую пытаться повторять этот опыт. Он индивидуален и я не мог по своему желанию повторить то, чему обучался. Все не опишешь.
Никита, я рассказал вам это потому, что, возможно, вы увлеклись словообразованием и местом молитвы. Вы научились даже управлять местом молитвы. А молитва, возможно, ждет когда вы ее отпустите и последуете за ней. Может, она ждет послушания и покаяния?
Покаяние хоть и дается благодатью, которая не соблюдается, но соблюдать то надо и искать его надо в послушании молитве.
Простите.