Один подход гласит, что место сосредоточения не так уж и важно. Важнее внутреннее состояние человека (его чистота, смирение и пр.). Неразумные адепты этого подхода доводят его до абсурда, заявляя, что учение о местах сосредоточения - полнейшая ересь.
У меня сейчас есть помысел, что если молится без места сосредоточения в себе, то будешь сосредоточятся на других, и сосредотачиваясь на других молитву очень легко усиливать,
это как боксёр если бьёт грушу или спарринг партнёта то может научится одним ударом убивать, а если только себя бьёт то сильного удара никогда не натренирует и убивать ближних не сможет, так и молитва, если её только в себя обращать то убивать молитвой грешников не сможешь, что конечно хорошо, но некоторым это кажется скушновато.
О сосредоточении вне себяАндрей, какова цель вашей молитвы? Вас к молитве подвигло то, что вы почувствовали невидимый мир, увидели в нем мытарства с бесами и хотите от них избавиться.
Вы увидели своего врага и ведете с ним войну. Эта схватка не на равных. Враг наш имеет 7000-летний опыт борьбы, коварства, лукавства и справиться с нами ему ничего не стоит, если бы не Господь. Господь попускает лукавому воздействовать на нас в той мере, в какой это полезно для нас. Возможно, ваш случай и видение мытарств и есть попущение Господа, чтобы привести вас в церковь и научить молиться.
Господь всесилен. Лукавый трепещет от одного имени Иисуса Христа, произносимого в молитве и потому делает все возможное, чтобы отвлечь нас от молитвы, рассеять ее или сделать молитву формальной.
Если вы будете уповать на свои силы и "махая руками", как в боксе, пытаться бить врага, то это пустое занятие. И в этом смысле вы правы, Андрей, говоря, что
"если молитву только в себя обращать, то убивать молитвой грешников не сможешь".
Отцы говорят, что схватка с врагом должна проходить иначе. Мы выходим на молитву и просим Господа защитить нас от нападок врага и даровать внимательную молитву. При этом все упование надо возложить не на свои старания, а на Господа, на Его милость. Поэтому необходимо прежде всего сосредоточение на словах молитвы и на чувстве, что Господь рядом, слышит и поможет. Сила наша в нашей немощи и в обращении к Господу. Тогда наше бессильное усилие Господь усиливает до победы над врагом. Эта схватка называется трезвением или отсечением помыслов с помощью внимательной молитвы к Господу.
Андрей, если вы будете пытаться бороться с невидимым противником своим умом, пытаться анализировать помыслы и определять от врага этот удар или этот помысел есть защита от ангела, то это ошибочный путь, уповающий не на Господа, а на свой неочищенный ум. Это прелесть. Или второй образ молитвы по Симеону Новому Богослову. Наука о трезвении изложена в маленькой книжице Нила Сорского "О спасении души" и на нескольких страницах у Исихия "Душеполезное поучительное слово о трезвении и молитве". Суть того, что вам надо усвоить из этих книг на первых порах состоит в том, что надо во время молитвы отсекать ВСЕ ПОМЫСЛЫ, ВСЕ МЫСЛИ и особенно те, которые кажутся по виду хорошими, полезными, гениальными и т.д. Это враг коварно подделывается и готов подбрасывать даже правые мысли, но только бы отвлечь ум молящегося от Иисуса Христа, и увлечь в размышления над умной мыслью.
Вот и вам пришел такой помысел. Он показался вам интересным, а по сути он даже вреден.
Почему все же я советую вам сосредотачиваться на своем сердце? Потому что мы молимся и просим Господа очистить наше сердце и сделать его селением для Святаго Духа. Это место, где впоследствии будет твориться молитва Духом и место для Любви Христовой. Наше сердце каменное нуждается в размягчении и чувствовании Господа. Поэтому при каменном сердце сосредотачиваться где-то вне себя на мой взгляд не разумно. Возможно, есть такие образы молитвы, но они нуждаются в непосредственном руководстве опытных наставников и жительстве в послушании воле старца.
Иногда Господь сразу дает молитву, которая творится сама, как это описывает Кнопка. Но это особый случай, который дается на время обучающей благодатью, и не повод для отрицания опыта отцов о месте сосредоточения и их советов для начинающих сосредотачиваться на верхней части сердца.
Александру не нравится слово "два пальца". Мне тоже. Это неудачное мое словесное изобретение, которое Александр превратил в символ конкретности или догматизирования. Честно говоря, я не читал у отцов такого конкретного указания, как "два пальца выше". Есть более неопределенные указания типа о расположении ладони. Но когда у наставника спрашиваешь, где это место? то он говорит: вот здесь, приблизительно на два пальца выше и на два пальца к центру. Приблизительно, без догматизирования, как ориентир. Феофан говорит, где отзывается сердце при чтении акафистов, там и сердце духовное.
А когда молитва начинает твориться в сердце и убеждаешься, что да так оно и есть, оно именно здесь, то возникает убеждение, что так у всех. Скажите, есть ли кто, у кого духовное сердце в другом месте? Для этого не обязательно иметь опыт опускания молитвы в сердце. Почувствовать его можно раньше. Например, у Мирнестранника был опыт молитвы с безграничной любовью. Где она тогда творилась? Откуда изливалась любовь Христова?
Также излишнее догматизирование и превращение в схему со страхами прелести кем бы то ни было еще не есть повод для того, чтобы отрицать советы отцов для начинающих о сосредоточении внимания на своем сердце. Это проверенный путь очень многими, кто творит молитву без постоянного наставника.
Наверно, можно без риска догматизирования сказать, что суть молитвенного сосредоточения надо искать не в месте, а в чувствовании своего сердца в предстоянии пред Господом. Отцы не говорят где искать, а говорят что искать и дают ориентир, где это скорее всего находится.
Сердце есть духовный центр души. Душа вмещает в себя тело, имеющее физическое сердце. Не душа в теле, а тело внутри души. У большинства людей духовный центр души совпадает с верхом физического сердца. Но молитва может выходить из этого центра и наполнять собой всю душу за пределами тела. Это происходит во время молитвы, когда сердце ощущается не в месте локализации физического сердца, а объемлет физическое тело, образуя духовную защитную сферу, в которой творится молитва. Мне это напоминает рисунки, которые представил на форуме Сергей Федоров Мистик. Хотя сам я ощущал сердце, как место молитвы вокруг меня без конкретных форм. Но это уже индивидуальный мистический опыт, который также нельзя рекомендовать начинающим, как и рекомендовать изучать опыт сосредоточения на пупе.