Прав и Леонид, в своей жажде Царствия. Прав и Питирим, в том, что у духовенства свои пороки (и их много). Но это не то всё. А тайна спасения уже совершилась. И Жених уже подходит к дверям. Не будем же глупыми девами братья. Не будем вливать прогорклое масло, пусть и верного, осуждения. Вольём чистый елей молитвы и доброделания в свои лампады. Близь есть при дверях. Вот пройдёт ещё немного времени и проповедано будет Евангелие всюду. И исполнятся обетования нашего Спасителя. Каждому он воздаст, то что заслужил. И патриарху и простому человеку. Не по рангу воздаст и не по преемству, а по чистоте и святости воздаст всем.
Кстати, вот Вы Питирим говорите о преемстве. А ведь апостольство Церкви не в нем далеко выражается. Важно не формальная власть и не приверженность линии апостольства, так как она и у еретиков была. Апостоличность вообще синоним подлинности Церкви. А ей важна приверженность чистому учению апостолов. Благодаря своему апостольству Церковь обладает вероучительным авторитетом. Апостольское Предание, в буквальном смысле слова переданное нам в Церкви от учеников Христовых, является фундаментом верной христианской жизни. Ещё церковная апостоличность открывается в благовествовании, в свидетельстве о Христе. Вне Благой вести, заповеданной Живым Богом, Церковь просто перестает быть самой собой, перестаёт быть живой и одухотворённой. Она может низвергаться до магическо-обрядовой конторы, превращаться в «корпорацию добрых дел» или хуже того, в инструмент для бизнес наживы и политических игрищ. Наконец, апостоличность Церкви открывается в Евхаристии. Как пишет Христос Яннарас, «в христианской Евхаристии, как и за еврейской пасхальной трапезой, кто-то должен благословить чашу с вином и вознести благодарственную молитву. Эта роль отводится старейшему в семье или председательствующему в собрании. Во время Тайной Вечери за пасхальной трапезой председательствовал Сам Христос, а после Пятидесятницы Его место заняли апостолы. Когда впоследствии они оказались рассеянными по свету, то основали почти во всех областях известного тогда мира Церкви „по городам“, то есть местные евхаристические собрания, председательство в которых сохранялось (по крайней мере, на первых порах) за апостолами … основатель общины, вынужденный покинуть ее, выбирал одного из верных и через возложение рук сообщал ему особый дар — харизму „старшинства“ в местной Церкви» . Преемство рукоположения с одной стороны и вневременный характер евхаристии с другой, дают нам возможность поучаствовать в той самой Тайной Вечери, на которой вечерял с апостолами Сам Господь. Первая Церковь была сосредоточена в святых апостолах. Это «малое стадо учеников Господа составляло первую Церковь на земле, первое зерно, из которого развилось большое дерево, имеющее покрыть и покрывшее своими ветвями всю землю» . Церковь, по учению Священного Писания, утверждена «на основании Апостолов» (Еф. 2: 20). Сын Божий, из любви посланный Отцом в мир, из той же любви к каждому грешнику послал на проповедь в мир Своих учеников, назвав их апостолами — посланниками. Святой апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Каждый из святых апостолов малый бог по благодати, прошедший путь Христа, в них явлен Христос. Они преемники благодати Богочеловека, благодати святой Пятидесятницы. Апостольство Христово утверждено в Церкви Богом. И то добро, которое совершили апостолы, их подвиги стали твёрдым основанием для Единой, Святой и Соборной Церкви. «Все человеческое в них живет Богочеловеком, мысля, чувствуя, желая и действуя Им. Для них Господь Иисус Христос есть высшая ценность и мерило. Все в них от Богочеловека, ради Богочеловека и в Богочеловеке, и всегда и повсюду так. Это есть их бессмертие уже в земном времени и пространстве, ибо они уже на земле связаны со всей Богочеловеческой вечностью Христа», – пишет преподобный Иустин Попович .
Церковное Апостольство продолжилось в преемниках – апостольских мужах, раннехристианских епископах, и далее в церковных учителях, отцах святых соборов. И так до нашего времени. Между апостолами и отцами в духовном плане нет никакой разницы: во всех них бессмертно живет и действует Богочеловек Христос, который «вчера, сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8). Святые отцы, как и апостолы, несут единство, святость и соборность учения Церкви, как преисполненные благодатью личности, как блюстители кафедр, как делегаты великих Поместных и Вселенских соборов, как верные ученики Христовы. У святых отцов, как и у апостолов один идеал – Господь Иисус Христос. Святые отцы и епископы Вселенской Церкви всегда исповедуют и защищают одно единственное – Господа Иисуса Христа. Конечно священство в Церкви – это не только иерархическое служение. В отличие от жречества других религий в христианстве священство, в первую очередь, связано с идеей освящения самого человека через получение им дара Святого Духа, дара, полученного апостолами в день Пятидесятницы. Характер таинства, которое совершается во время евхаристического богослужения, указывает на то, что в нем совершается таинственный духовный брак рукополагаемого священнослужителя с той общиной, в которой отныне он должен быть главой и служителем. Отсюда главнейшее назначение священника – быть пастырем во вверенной ему Богом общине. Так же к священству особо строго применяются нравственные нормы, всецело, как к нравственному примеру и преемнику апостолов. Ошибочно думать, что получаемый в таинстве дар Духа Святого автоматически (магически) наделяет священнослужителя необходимыми для пастырского служения качествами. Как и в других таинствах Церкви этот дар при условии синергии может развиваться, а при нерадении и грехолюбии – угасать. Пастырю следует всегда помнить призыв апостола: «Образ буди верным: словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12) и «Мы – рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4:5). Священнослужение – многотрудное занятие, сопряжённое с тяжёлой ответственностью, «в дело служения, в созидание Тела Христова» (Еф. 4:12). Священник принимает на себя подвиг усиленной молитвы и апостольского благовестия. Святитель Иоанн Златоуст, избегавший принятия сана и прочувствовавший в полной мере тяжесть пастырского креста, говорил: «Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы не отступил от него Дух Святой… Не полагаю, чтобы между священниками было много спасающихся. Напротив, гораздо более погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души... Когда ты сильно возжелаешь священства, то противопоставь геенну, противопоставь отчет, какой там нужно дать... противопоставь степень наказания» .
Главное в церковном учении то, что Христос всецело живёт в Богочеловеческом Теле Церкви. Христоцентричность – вот главное в учении Церкви, в Предании апостольском. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Все, что нам передано через закон, и пророков, и Апостолов, и Евангелистов, мы принимаем, и знаем, и высоко ценим, и чего-либо выше этого не ищем. Будем же этим полностью удовлетворены и останемся на этом, „не передвигая межи давней“ (Притч. 22, 28) и не нарушая Божественное Предание». Этот трогательный святоотеческий призыв святого Иоанна Дамаскина адресован всем православным христианам. «Поэтому, братья, да стоим на Церковном Предании как на камне веры нашей, не передвигая границы, которую поставили святые отцы наши, и не давая места тем, которые желают нововведений и разрушают здание Святой Божией Вселенской и Апостольской Церкви. Ибо если каждый будет поступать по своей воле, мало-помалу разрушится все Тело Церкви». «Христос – жизнь наша» (Кол. 3, 4), – говорят «всезлатыя уста Бога Слова» святые апостолы. Дух Святой – душа Церкви, он каждого верующего, как клеточку, встраивает в тело Церкви, делает его сопричастником Богочеловека (Еф. 5:6). Дух Святой благодатью преображает и являет нам во Христе живое богоподобие каждого верующего. Что же такое жизнь в Церкви? Не что иное, как благодатное обожение каждого верующего через его личные евангельские добродетели, через причастие ко Христу в Церкви. Вся жизнь христианина – это постоянная Пятидесятница, ибо Дух Святой через святые таинства и святые добродетели передает Христа Спасителя каждому верующему, делает Его нашим живым преданием, нашей живой жизнью. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16), – явился как Богочеловек, создал Церковь, и подвигом спасения и преображения человека возвеличил и вознес человеческое существо выше Херувимов и Серафимов. Приобщённые к Его Богочеловеческому Церковному Телу имеют и освящение и богообщение. Через Духа Святого, проповедуемого апостолами, Господь Иисус Христос пребывает с нами: «Я с вами во все дни до окончания века» (Мф. 28:20). Он через апостольство с нами всегда. И в этой жизни, и в будущей. Это и есть цель бытия: становление частью Христа и Святой Троицы (Мф. 28:19-20). Исключительно важно то, что пишет преподобный Иустин: «в Православной Церкви Священное Предание, всегда живое и животворящее, составляют святая Литургия, другие святые Богослужения, святые таинства и святые добродетели, вся Вечная Истина и вечная Правда, вся Любовь, вся вечная жизнь, весь Богочеловек Господь Иисус Христос, вся Святая Троица, вся Богочеловеческая жизнь Церкви во всей своей Богочеловеческой полноте, с Пресвятой Богородицей и со всеми святыми». Итак, чтобы Церкви выполнить свое апостольское назначение, она по самим свойствам должна быть именно таковою, какою она была при апостолах. Все богоустановленное и богопроповеданное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века. В Посланиях святых апостолов много говорится о необходимости держаться чистоты апостольской веры. Например: «...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15), или «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня...» (2 Тим. 1:13). Помимо чистого учения, Священного Предания, в Церкви должны сохраняться благодатные дары Духа Святого, которые Церковь получила в день Пятидесятницы. Церковь тщательно наблюдает, чтобы нить иерархического преемства, ведущая к самим апостолам, никогда не прерывалась. Св. Ириней Лионский пишет: «Кто хочет знать истину, тот во всякой церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мире; и мы можем наименовать тех, коих апостолы поставили церквам епископами, и преемников их даже до нас…» Священство Церкви передаётся через священное рукоположение, поэтому нужно непрерывное апостольское преемство богоучрежденной иерархии, которая нравственно чиста и верна апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в основах церковного устройства, иначе и её преемство теряет всякую силу.