Так само сложилось, что мне довелось исследовать на "предмет" Б*га самые разные места, разные сферы, пожить в разных городах и весях, побывать в различных храмах и монастырях, пообщаться в кругах разных людей и посидеть в затворах. И вот могу, сопоставив, сказать следующее. Знаете, где "больше всего" нашла-обнаружила Б.?
На сегодняшний день это тихие улочки и переулки. Именно не окультуренные места для выгулов с искуственными насаждениями, а вот самые обычные, с маленькими одноэтажными домами, пушистыми одуванчиками и травой по обочинам, сиренью и тропинками.
Почему то это непроизвольно, больше всего, возвращает внутрь и "включает" Б*гообщение. Возвращает в живую и непосредственную веру до "уверования", очищает замылившееся от воцерковления.
И вообще, созерцание в целом. Это не тупое пассивное безделье-пребывание, а именно активное общение. В котором действительно есть место "Б*г сказал".
То есть созерцание - это и есть начинка. Оно, наполняя, одновременно очищает, просвещает, восстанавливает в естественном состоянии. Все ответы на все вопросы можно найти только так.
И вот эта-то начинка, как мне кажется, и теряется во всём этом коллективном-массовом, как бездумном следовании, так и в коллективных нескончаемых полит-диспутах о тех, кто следует.
Вижу так, что чем дальше продвинулся путник на духовном поприще, тем больше в его жизни становится созерцания. Причём, понятно, что не только пассивного, хотя и часы на него тоже увеличиваются. Сама жизнь тоже постепенно переплавляется во всё больший, сплошной дзен ))
Созерцание доступно всем - жителям сёл и городов, любой занятости. Не надо искать каких-то идеальных условий, их не будет, мы на планете земля. Но находить островки тишины-созерцания - это обязательно. Даже если это только окно на работе и дома какой-то небольшой уголок. Игорь вот про алтарь рассказывал.
Особенно хороши раннее утро или время предзакатное. Понимаешь, почему во все века у всех народов молитвы преимущественно составлялись на эти часы.
Созерцание - вот богатство и начинка и сердце.
* Как-то в очередной раз посозерцав на балконе, по возвращении ткнула пультом в телеканал "Спас". Там шло какое-то богослужение, я посмотрела на это с большим недоумением: "Что это?"
Сопоставив то, что только что со мной было, с этим вот...
Подумалось, какое вообще отношение это всё имеет к Б*гу? Что за внешне-исторический гудёж?
С другой стороны, как показывает ощущение, полный отказ от церкви тоже как-то обедняет и ограничивает. Да, это становится всё тяжелей и невыносимей как какие-то бремена, но бывают дни и часы, когда там случается очень даже замечательное созерцание. Которое даже в чём-то особенное, легко приподнимает, будто с поддержкой, вверх.
Как оказалось, люди, пропагандировавшие исключительно личное благочестие, во все века тоже находились. Пиетизм, например.
Важна практика, живой честный опыт, который позволяет приходить к каким-то выводам.
Вот писала недавно Лили цитату Никодима Святогорца и сама вновь "прозрела". Суть - иметь живое непосредственное максимальное богообщение. Что этому содействует-способствует (а судя по всему, это всё очень индивидуально как на вкус и цвет) то и применять, остальное, за ненадобностью, ничтоже сумняшеся, оставлять вон (даже если так исторически сложилось, что это архиблагочестиво). Скажем, молитва иисусова. Некоторые люди доверительно мне сообщали, что у них она не работает, пробовали-занимались, но каких-то особых плодов-подвижек за несколько лет не ощутили. Скорее это как раз то, что мешает-отвлекает, а не содействует. Но это в их конкретно случаях. У других как раз это и работает.