Всем известно насколько высоко ценилось безмолвие отцами - исихастами. Наверняка из тех форумчан, кто пытался практиковать умное делание, Иисусову либо иную молитву пытались двигаться от внешней молитвы к внутренней. Но меня интересует именно полное безмолвие. Полное молчание, возможно ли оно!? Тот кто практикует, обязательно замечал микро сокращения мышц, которые сопряжены с физическим (материальным) телом при произнесении (молча) любых фраз. Даже образы отражаются в материальном теле.
Никодим Святогорец утверждал, что намерение молчать делает свое дело, «само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом».
Мы понимаем, что после смерти физического тела, уже не возможны микро сокращения мышц, и соответственно настоящее безмолвие должно (или не должно!?) исключать микросокращения!?
Безмолвие само по себе ничего не значит, вернее полное безмолвие будет означать остановку деятельности мозга. Это неправильно, вернее тому, кто захочет такое вытворить -- оно будет правильным, но что в итоге получится -- незнамо.
Безмолвие включает в себя:
- слышание (и слушание) сердца в благодати
- смирение перед благодатным сердцем, причем активное смирение, т.е. деятельное послушание и научение тому, что говорит сердце.
Рискну сказать, что есть
молчание, есть
тишина, а есть
безмолвие.
Молчание есть способ движения к
безмолвию через внутреннюю
тишину.
Молчание имеет много стадий: от простейшего внешнего молчания (погружения в повторение молитвы в уме) через утишение помыслов, через постепенное освобождение молитвы от словесных покровов (то есть молитвословия), через все большее погружение в
тишину, через постепенное вхождение в бессловесную молитву...
О завершении этого процесса, то есть о достижении самого
безмолвия ничего сказать не могу. Да и сам процесс вовсе не гладкий: это путь искушений, ошибок, срывов, мятежей и зверств собственного ума, внутренних и внешних скорбей...
Иногда, когда возникает нечто вроде прозрачного мрака где-то вокруг сердца, можно ощутить близость
безмолвия. Но это краткие мгновения.
Безмолвие как бы поблизости, но остается недостижимым.
И я прошу не воспринимать мной написанное как некую схему, это лишь приблизительные штрихи, не претендующие на какое-либо поучение.