Хорошая глава о безмолвии у Влахоса:
http://www.hesychasm.ru/library/psychology/vlhs_5.htmв ней можно найти, что есть телесное безмолвие (как обуздание тела) и безмолвие душевное, где
и открывается священное (умное) безмолвие и безмолвный образ жизни.
Я выбрал там две цитаты, которые приоткрывают "краешек"
умного безмолвия.
"Ибо ум, не рассеивающийся на внешние предметы и не расточающийся посредством чувств на мир, обращается на себя,
а через себя восходит к мысли о Боге. Озаряемый и просвещаемый тою красотой, он забывает и о самом естестве
и, не отвлекая душу ни к заботе о пище, ни к попечению об одежде, но, упразднившись от земных попечений, отдает
все свое усердие приобретению вечных благ"
И о том же
круговом движении ума пишет Палама, трактуя слова Василия Великого:
"ум не как зрение, которое видит все прочие видимые вещи, а себя не видит. Он и во всем прочем действует, рассматривая, что ему необходимо — Дионисий Ареопагит называет это прямым движением ума, — и к себе самому возвращается и действует на себя самого, самого себя созерцая, что Дионисий называет круговым движением ума . Второе-то и есть лучшее и наиболее свойственное уму действование [энергия], через которое он превосходит иногда сам себя, соединяясь с Богом. Василий Великий говорит, что «ум, не рассеивающийся по внешнему...» — стало быть, он может выходить вовне! а выходя, нуждается, конечно, в возвращении, почему Василий и продолжает: «...возвращается к самому себе, а через самого себя к Богу восходит» как бы неким надежным путем. Ведь круговому движению ума, говорит незаблуждающийся созерцатель умопостигаемого неба Дионисий, невозможно впасть в какое бы то ни было блуждание ."
Добавлю немного отсебятины. Когда ум собран во внутреннем пространстве сердца человека, и оттуда восходит к Богу "через самого себя", то им овладевает ни на что не похожее безмолвие, как бы естественная немота ума. Почему? Потому что ум очень ощутимо затыкается – в ошеломлении,ведь ум наконец-то, нашел Того, кого он не может ни объять, ни постичь. Тогда, двигаясь вокруг Этого Непостижимого ум (наконец-то, Слава Богу!) умолкает в покое – об этом много пишет Каллист Катафигиот:
http://www.hesychasm.ru/library/kallist/text2.htmТакое безмолвие ума – отнюдь не остановка "внутреннего диалога". Ведь здесь речь уже идет не об рассудочном уме, что у нас непрерывно думает в голове, но об уме, воссоединенном в сердце со своей сущностью и направленном к Единому, Который превыше всякого ума.
О том, что такое есть для подвижника это священное безмолвие, реализуемое в безмолвном образе жизни, говорит
Симеон НБ:
"Безмолвие есть лишенное беспокойства состояние ума, тишина свободной и радостной души, несмущаемое и необуреваемое
основание сердца, созерцание света, познание тайн Божиих, слово премудрости, бездна помышлений Божиих, восхищение ума,
чистая беседа с Богом, неусыпающее око, умная молитва, соединение и связь с Богом и, наконец, обожение и нетрудный покой
в великих трудах подвижнических"
это сказано, имхо, о том, как именно возрастают в безмолвии к Богу – поэтапно. А пред тем – безмолвием очищается ум и сердце приходит к бесстрастию...
И еще важное положение в этой главе Влахоса, что "безмолвное житие - это не просто человеческое старание вернуть ум в себя и соединить его с сердцем и не технический прием, но состояние, создаваемое Святым Духом. Безмолвное житие проходит по вдохновению и под руководством Всесвятого Духа и выражается в покаянии и плаче."