Olga, "тотального смирения" это не точно то, что я имел ввиду. Вернее сказать подлинного смирения, когда смиряешься и сам себе удивляешься, что смирен стал и это подлинно так и нет фальши в этом никакой. Остальное, что вы написали может быть, а может и нет - и это не важно. Отдать себя здесь и сейчас в волю Бога, принять с миром Его волю о своем бытии - это на словах легко, а на деле ... обычно мы просим Бога дать нам по нашей воле ... в этом наше падшее естество. Лишь Адам до падения и Христос полностью отдавали себя воле Бога. Нам до этого далеко. Лишь временно и большим усилием можно это доподлинно сделать.
"у Вас это усилие?...осознанное, направленное намерение?"
Нет, впрочем, сам не знаю (молитва в этот момент особенная - словами не передать)... иногда само собой всплывает неизвестно откуда: ясно становится что и как надо сделать ... само идет ... и делается ... может эта способность укоренена в человеке от Адама, может помощь Божия - не ведаю.
а «суть сердце» как Вы переживаете?
Что это?
То, что это подлинно "я" здесь и сейчас пред Богом, а не навооброжал и надумал ... Все в одном акте сознания. Подлинно осознать себя сущностью здесь и сейчас можно только пред Богом. Иначе бессмысленные самокопания... и все ускользает ...
А так ... просто, вдруг до тебя доходит, что Он видит тебя насквозь ... и от этого неожиданно понимаешь, здесь и сейчас, что ты сейчас и есть то, что ты на самом деле есть ... всякая фальшь бессмыслена ... и она исчезает в тебе, а это и есть твое сердце, то, что ты в этот момент есть на самом деле ...
Но вход в человека в состояние "суть сердце" спонтанен. Вот как это описывает один из Отцов:
204. Такого рода молитвенное состояние есть Божий дар; обычно же благодатное молитвенное настроение характеризуется умилением, посещением которого объятый ум возбуждается к чистой и пламенной молитве. Умиление сие находит при разных случаях, как показал опыт. Иногда, во время пения псалмов, слова какого либо стиха подавали повод к пламенной молитве, иногда благозвучная мелодия братнего голоса возбуждала души изумленных к напряженному молению. Знаем также, что иногда внятное и благоговейное пение много вливало горячности в предстоящих; а нередко увещание мужа совершенного и духовное собеседование возбуждали в лежащих, когда преклоняли колена, чувство к обильному излиянию молитв. Бывало, что мы не менее сильно были восхищаемы к полному умилению погибелью брата или дорогого какого человека. Также воспоминание о нашей холодности и лености иногда наводило на нас спасительный жар духовный. И вообще, случаи, в которых Божия благодать пробуждает наши души от бесчувствия и сонливости, бесчисленны.