Исихазм

Автор Тема: Письмо о Духовном Искусстве  (Прочитано 34151 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #105 : 19 Июнь 2012, 17:31:17 »
И еще состав душевного это как бы «вода» с растворенной в ней примесью не сказать что страстности, скорее эмоциональности….хотя по сути это одно и то же, но почему то хочется сказать именно эмоциональности. И поэтому как я думаю при взгривании ее она рождает нечто подобное…. с примесью эмоциональности. Духовное - чистая вода, но в моем случае (если я вообще не ошибаюсь) наверное она не так уж и чиста.
Да что то похожее...я движения души воспринимаю как некое движение в воде...особенно хорошо видно в движениях страстей...их сладость и жжение...
Духовный центр когда возникает...то скорее как свет...впрочем эта область наименее мной изучена...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #106 : 20 Июнь 2012, 09:14:55 »
Я согласен с Макаром, если человек говорит с уверенностью о том, чего не знает, то это ложь, остальное лишь предположение.
Скажите мне сколько вам лет...а какой цвет у ваших волос...а вы точно не лжёте...вы точно УВЕРЕНЫ что ЗНАЕТЕ ответ на мои элементарные вопросы...а если не уверены...то ЗАЧЕМ тогда говорите=лжёте...

Это то что мне напоминает ваш пост...в утрированном варианте конечно...
По поводу сказочности...я написал...но видимо непонятно...попробую расшифровать...

Завеса сказочности восприятия с ума потихоньку начинает спадать когда даётся вЕдение...
А ДО этого момента...всё вокруг...включая описание чужого опыта кажется сказочным...по тому что ложь восприятия повреждённого грехом разума, чувствуется...по этому и кажется что все вокруг врут...а я сам фантазёр...
Мирный Игорь все что вы написали весьма логично, и для вас правдиво, как для меня опасно (можно было бы использовать слово ложь, в смысле лужа, попасть в лужу - ассоциативно конечно). Вы опираетесь в своих суждениях на собственные ощущения, и их созвучие из опыта отцов. Это не плохо и не хорошо. Но мы отличны в своих суждениях как два конца одной палки, уверен что изначально человек знает, вЕдает, и ему не надобно ничего кроме детского правдивого восприятия. Со временем, с опытом он обрастает мудростью способности описания ПРАВДЫ, но не наоборот, боровшись со страстями, со временем, быть может....
Ваш опыт, спасибо за искренность, которым вы легко делитесь, полностью идентичен и обычной практике Цигун, по взращиванию пилюли (младенца), и реакции и возрастании этого младенца...просто психика, как и у ...всех остальных людей земного шара, как и у Григория Синаита, кричащего во время своего цигун, всей своей душой Исусову молитву, как и Григория Пламы....и многих многих. Но вот чего у вас не было, так это встречь с Богом (или вы их не заметили), а психика, возгоравшаяся огнем тварного света, пусть и которую у вас следует назвать благодатью, так как она возгаралась, и возгарается под углом веры в Христа. Благодать, но не Христос. И прислушаться к советам отцов Афона, вам данные, стоит думаю, что разговоры на сайте ОЙ как опасны своей прелестностью.
Уж простите за резкость, но ваши посты наполнены занудством "мудрости", вы пробуксовываете.
Вот съездить бы нам с вами на Афон!? Глядишь польза была бы? 
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #107 : 20 Июнь 2012, 14:26:05 »
Elena, такой пример. Добра ли (хорошая) мать, воспитывающая своего ребенка и желающая его духовного возрастания? Добра. Будучи доброй, станет ли она противиться решению выросшего ребенка уйти, скажем, в монастырь? Почти наверняка станет. Родовые представления о добре (и духовном возрастании) войдут в противоречие с представлениями о добром и духовном с позиции корпоративно-церковной. А если в ребенке окажется силен дух свободы и он интуитивно почувствует всю ограниченность корпоративно-церковных отношений и не захочет пойти в монастырь, поэтому выберет путь странника-бомжа? Тут его и проклясть может, желая добра... по-прежнему.

Теперь замените мать на родовые силы, которые пестуют человека. Хорошие родовые силы заботятся не только о плотяном и душевном телах человека, но и желают его духовного развития... пока это развитие не придет в противоречие с их задачами. Но есть и еще более высокие (тварные) силы. Или, к примеру, есть силы природы (их называют иногда стихиальными), которые могут быть добры к человеку, когда он добр к ним. Ведь именно на чистой природе часто происходят высокие духовные озарения.

Посему лучше не ошиваться рядом с высохшим древом рационального богословия, чтобы не отняло оно последние живительные соки души.

Мой пост - это не от рационального богословия. Долгое время озадачивалась проблемой добра и зла. А конкретно - зла. Читала, что ни попадало под руку. Спрашивала даже на монастырском сайте. Именно там и получила ответ: зло - это то, что не соответствует Божьей воле. Кратко, но для меня многое встало на место.

Цитировать
Добра ли (хорошая) мать, воспитывающая своего ребенка и желающая его духовного возрастания? Добра. Будучи доброй, станет ли она противиться решению выросшего ребенка уйти, скажем, в монастырь? Почти наверняка станет.

Это понимание добра на бытовом уровне. А в христианстве знаем житие Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Воля матери в том пункте, в котором противится воле Божьей - недобрая. Добрая мать - та, что ищет воли Божьей относительно своего сына.

Цитировать
родовые силы, которые пестуют человека... более высокие (тварные) силы... есть силы природы (их называют иногда стихиальными)

Я такие силы называю нейтральными. На мой взгляд, они безличные (не имеют субъектности). Такие силы, не имеющие личной воли, оценивать в категориях добра/зла не имеет смысла.

Если же имеем дело с личной духовной силой, то любая личная сила, преследующая свои интересы в ущерб Божьим - злая.

Про человека можем сказать, что его воля иногда добрая, иногда - злая (его воля меняющаяся). Про личную духовную силу можем сказать только однозначно - она или добрая, или злая.  Личные духовные силы уже окончательно определились по отношению к Богу (в отличие от людей, которые проживанием жизни еще только творят свой выбор Бога). Критерий оценки повторю еще раз: любая личная духовная сила, преследующая свои интересы в ущерб Божьим - злая.

Вот еще в тему: Мтф,16:22-23
« Последнее редактирование: 20 Июнь 2012, 14:45:07 от Elena »

Olga

  • 3
  • Сообщений: 575
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #108 : 20 Июнь 2012, 17:40:16 »
 
Цитировать
изначально человек знает, вЕдает, и ему не надобно ничего кроме детского правдивого восприятия.

А  детское правдивое восприятие…..вероятно …это когда мы глядим на собеседника и удивляемся той безграничной и божественной красоте, что нам открылась.
А  не правдивое восприятие…вероятно … это когда мы …смотрим на человека и видим нечто крайне ограниченное и корявое … и при этом не понимаем, что сие видение есть ни что иное, как срез нашего  собственного ограниченного и корявого восприятия…это как… отражение в зеркале.
E-mail: breathwork.ru@gmail.com

Olga

  • 3
  • Сообщений: 575
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #109 : 20 Июнь 2012, 18:17:33 »
Сергий

Цитировать
Olga,  "тотального смирения" это не точно то, что я имел ввиду.
Конечно.
Это то, как во мне отразились Ваши слова.
 
Цитировать
Вернее сказать подлинного смирения, когда смиряешься и сам себе удивляешься, что смирен стал и это подлинно так и нет фальши в этом никакой.
Это…как полное расслабление в тёплом, тихом, спокойном и безграничном океане?...я пытаюсь понять точно...

 
Цитировать
Отдать себя здесь и сейчас в волю Бога, принять с миром Его волю о своем бытии - это на словах легко, а на деле ...
Да. На деле  не так то легко.
Цитировать
обычно мы просим Бога дать нам по нашей воле ... в этом наше падшее естество.

 Вы знаете, что это падение…и в смирении делаете это?...это странно.

 думаете, что Бог вам чего- то недодает?
 сомневаетесь, что Он даёт вам всё, что нужно и забирает всё, что ненужно в совершенной форме в наилучший момент?
сомневаетесь, что Он любит и заботится о вас безусловно и безгранично, не оставляя ни на секунду?
сомневаетесь что Вы в Нём, а Он в Вас…и что эта любовь вечна?

Чего то просить….это значит желать, хотеть.
Но…как быть уверенным, что вам действительно нужно, то о  чём вы просите?
Мы не можем …даже …линейно знать своё будущее, не говоря уже о том, что не можем охватить, то,  какие колебания пространства мы производим своим волеизъявлением.
Вот мы ...желаем-совершаем действие( просим Бога)- получаем!.....
разве мы можем знать, как всё  это  исказит пространство? и….как это отразится на окружающих?…близких и далёких…..это невозможно предугадать….это подобно цепной реакции…ядерный взрыв …но мы ведь даже об этом не задумываемся…. Так ведь?
А если есть все 3 составляющие вместе….1.желание-
                                                                  2.действие-
                                                                  3.получение удовольствия от полученного,
....... то сие прокладывает дорожку в адские сферы.



Цитировать
Цитировать
а «суть сердце» как Вы переживаете?
Что это?
То, что это подлинно "я" здесь и сейчас пред Богом, а не навооброжал и надумал ... Все в одном акте сознания. Подлинно осознать себя сущностью здесь и сейчас можно только пред Богом. Иначе бессмысленные самокопания... и все ускользает ...
А так ... просто, вдруг до тебя доходит, что Он видит тебя насквозь ... и от этого неожиданно понимаешь, здесь и сейчас, что ты сейчас и есть то, что ты на самом деле есть ... всякая фальшь бессмыслена ... и она исчезает в тебе, а это и есть твое сердце, то, что ты в этот момент есть на самом деле ...
А ….как ощущается это «перед Богом.»?
Я знаю, знаю…всё в одном акте сознания, но, тем не менее,…возможно, Вы, как-то можете это сказать.

И….. правильно ли я понимаю?…
Непрерывно прибывать в состоянии «суть сердца» это конечная цель практики  исихастов. Так?

Цитировать
Но вход в человека в состояние "суть сердце" спонтанен.
Почему спонтанен? Вы же знаете это состояние практически?…Тогда …какая проблема вернуться в это?
E-mail: breathwork.ru@gmail.com

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #110 : 20 Июнь 2012, 18:27:23 »
Уж простите за резкость, но ваши посты наполнены занудством "мудрости", вы пробуксовываете.
Вот съездить бы нам с вами на Афон!? Глядишь польза была бы?
Задело да? :-)...
Заметьте я и не собирался вас задевать...
Просто я не люблю "воду" фантазий в разговоре...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11891
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #111 : 20 Июнь 2012, 18:52:58 »
Мой пост - это не от рационального богословия. Долгое время озадачивалась проблемой добра и зла. А конкретно - зла. Читала, что ни попадало под руку. Спрашивала даже на монастырском сайте. Именно там и получила ответ: зло - это то, что не соответствует Божьей воле. Кратко, но для меня многое встало на место.
...

Елена, Ваше видение воспринимается мной как рационально-наивное, внешнее, дуалистическое, черно-белое... Радикальное изменение ума может произойти, если придет духовный опыт. А сейчас я вижу (извините меня), что Вы не понимаете того, о чем говорю.

Гете понимал, вкладывая ответ в уста Мефистофеля на вопрос: Ты кто?
Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7545
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #112 : 20 Июнь 2012, 20:11:59 »
Olga,  Ваши вопросы невероятно трудны. Опыт то мой мал, смутен, таинственен и мне трудно подбирать адекватные слова для его описания. Вводить же в заблуждение не хочу. Отвечу лишь на последний вопрос.
Цитировать
Но вход в человека в состояние "суть сердце" спонтанен.
Почему спонтанен? Вы же знаете это состояние практически?…Тогда …какая проблема вернуться в это?
Ответ прост. Это я назвал это состояние человека: "суть сердце". Я так сейчас пока понимаю святоотеческое: "соединение ума с сердцем", "стояние умом в сердце". И мне видится (и из малого опыта, и из Отцов), что соединие ума с серцем и пребывание в этом истинном состоянии естества для человека возможно только пред Богом. А быть пред Богом человеку (быть подлинно, а не по воображению) только по своей воле невозможно. Бог участвует в этом акте своим произволением, воспринимаемым как благодать. Это акт синергии, где не один действует, а двое: Бог и Его тварь - человек. Поэтому вход в такое состояние всегда спонтанен для человека. И, разумеется в это состояние не войдешь, не очистив полностью свое сердце (здесь и сейчас), а это тоже вещь скорее спонтанная (квантовый скачек из грязи помыслов), чем последовательно делаемая. Поэтому знать такое состояние практически это одно (многие это состояние в своей жизни испытывали), но войти в него по произволу своему - это другое дело. Вся суть тут в очищении сердца. Можно иногда на малое время очистить свое сердце, беседуя со своей совестью и каясь, но это тяжело. Медленно и неуклонно очищать свое сердце молитвой, трезвением и исполнением заповедей тоже не просто, но это надежный царский путь, путь исихастов. Ну, а далее ... а далее заповедано Христом: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" ...
« Последнее редактирование: 20 Июнь 2012, 20:28:19 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #113 : 20 Июнь 2012, 21:20:35 »
Сергий,

А про Обожение не забыли? Про низведение Духа в Материю.... Вот, уж, темное дело. Да, только, по всей видимости, неизбежное. Это и есть сила в действии. Мало об этом у кого-либо сказано.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7545
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #114 : 20 Июнь 2012, 22:14:33 »
А про Обожение не забыли? Про низведение Духа в Материю.... Вот, уж, темное дело. Да, только, по всей видимости, неизбежное. Это и есть сила в действии. Мало об этом у кого-либо сказано.
Из доступного на русском я только у Паламы об этом читал. Его богословие нетварных энергий Божия и обОжения пока для меня не постижимо до конца... Говорить более нечего - все пустая суета.
Кто из Отцов после Паламы смог сказать нечто важное об этом? Есть ли переводы на русский?

"Про низведение Духа в Материю.... Вот, уж, темное дело." Да истинно так.
Очень сложно (почти невозможно) понять предельно простые вещи. Эти вещи пронизывают все бытие и прячутся в обыденности. Вычленить и ощутить их, гораздо сложнее чем начать объяснять человеку, что такое дышать - обыденность неуловима и окутывает как вязкая тишина. Причастие человека  и мира нетварным энергиям Божия - запредельная обыденность,которую мы лишь изредка можем ощущать и осознавать, поэтому вместо разговора об этом - немота.
« Последнее редактирование: 20 Июнь 2012, 22:36:19 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #115 : 20 Июнь 2012, 22:35:01 »
Именно там и получила ответ: зло - это то, что не соответствует Божьей воле. Кратко, но для меня многое встало на место.
А они не дали ответ, кто и каким образом может гарантированно узнать Божью волю?  :roll:

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #116 : 20 Июнь 2012, 22:57:07 »
Есть фрагменты у Марка Эфесского, даже у Пс.Макария-Симеона. Но это все редкие вкрапления. Есть книга Мандзаридиса (современный грек) - "Обожение человека", но он пишет по Паламе, возможно, использует что-то не изданное на русском.

Но я и написал, как раз о том, что мало что кем сказано. И не для того, чтобы что-то обсуждать, ибо мне нечего об этом обсуждать. Только лишь, чтобы отодвинуть в данном обсуждении цель нашего существования до следующей, хоть частично обозначенной зарубки. А есть ли еще что далее? И сказать, что много чего говорится про реально начальный этап, да и про него мало чего известно. И бесстрастия достигают единицы в поколения (а может это неправда?), то как все далеко. Но, по всей видимости, необходимо-неизбежно, и всего лишь за человеческую жизнь.....

Колхозник

  • Сообщений: 3033
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #117 : 21 Июнь 2012, 00:31:19 »
Именно там и получила ответ: зло - это то, что не соответствует Божьей воле. Кратко, но для меня многое встало на место.
А они не дали ответ, кто и каким образом может гарантированно узнать Божью волю?  :roll:
Когда то мой духовник мне давал такой совет по поводу исполнения воли Божьей:

Когда тебе точно не известно согласно то или иное дело с Его волей, то искренне как бы предстоя пред Ним попроси у Него благословения. Это правило действенно только в той части, когда сомневаешься добро это или зло.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #118 : 21 Июнь 2012, 10:00:25 »
Именно там и получила ответ: зло - это то, что не соответствует Божьей воле. Кратко, но для меня многое встало на место.
А они не дали ответ, кто и каким образом может гарантированно узнать Божью волю?  :roll:
Когда то мой духовник мне давал такой совет по поводу исполнения воли Божьей:
Когда тебе точно не известно согласно то или иное дело с Его волей, то искренне как бы предстоя пред Ним попроси у Него благословения. Это правило действенно только в той части, когда сомневаешься добро это или зло.
Когда об этом спросили архм. Кирилла Павлова, он ответил, что все что случается - то и есть воля Божья...  :-)
вариантов ответов много...но мне интересен вариант ответа Лениного источника... :-)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Письмо о Духовном Искусстве
« Ответ #119 : 21 Июнь 2012, 15:18:00 »
Зло зачастую рассматривается как отсутствие добра... Ад - место без Бога... Что ещё может быть хуже...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь