Исихазм

Автор Тема: Об источниках божественного света  (Прочитано 9873 раз)


Быт.1.14-19.

14 И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета,
15 и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако.
16 И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды:
17 и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю,
18 и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро.
19 И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый.


***

Думаю, никто не будет спорить, что хотя речь в первой главе книги Бытие идет о чувственном свете, но всегда имеется в виду полнота божественного света.

«бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир»  Иоан.1.9.

Этот свет учит, вразумляет, просвещает дух человека. Подается равно независтно всем, но каждый человек пользуется им в соответствии с своим достоинством, состоянием или намерением.

***

Писание указывает три источника света.

Первый, солнце. Молитва. Божественный свет, переживаемый человеком.

Второй, луна. Писание.  Божественный свет, отраженный человеческим естеством в лице пророков.

Третий, звезды. Книги отцов. Божественный свет, отраженный естеством человека.

***

Когда в душе человека день, он молится, а когда ночь – читает Писание и отцов (и владети днем и нощию).

***

Молитва и чтение дают человеку познание божественных вещей (разлучати между светом и между тмою).

Организуют спасение, доставляя человеку познание (знамения):

порядка спасения (времена),

устройства просвещения души (дни)

и содержания подвига (лета).

***

Простите ...


« Последнее редактирование: 01 Июль 2012, 09:18:03 от иеромонах Дионисий »
Богу нашему слава. Аминь.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #1 : 01 Июль 2012, 09:27:55 »


Быт.1.14-18.

14 И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета,
15 и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако.
16 И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды:
17 и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю,
18 и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро.
19 И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый.


***

Думаю, никто не будет спорить, что хотя речь в первой главе книги Бытие идет о чувственном свете, но всегда имеется в виду полнота божественного света.

«бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир»  Иоан.1.9.
Т.е.  вы хотите сказать что свет от солнца то же что и Нетварный Свет?...
Зачем вы перемешиваете понятие физического света с Нетварным...неужели думает что лампочка несёт в мир Свет Христов...
Писание указывает три источника света.

Первый, солнце. Молитва. Божественный свет, переживаемый человеком.

Второй, луна. Писание.  Божественный свет, отраженный человеческим естеством в лице пророков.

Третий, звезды. Книги отцов. Божественный свет, отраженный естеством человека.
свет отражённый естеством человека...чё вы несёте...Царствие Божие внутрь вас есть а не вы отражатели божественного света...т.е. НЕприняв его внутрь отправил куда то...

Ну почему вас всё время тянет на ЛИЧНОЕ богословие...ну что быть просто иеромонахом уже не вставляет...тянет на Олимп мистического богослова...

Не ужели не видите откуда ветер дует...
Простите ...
Не прощу пока не покаитесь :-)...в корявом богословии :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #2 : 01 Июль 2012, 09:37:38 »
Отче...
Название темы не совсем корректно...источниКАХ...источник божественного света может быть только один...и Его принято обозначать с большой буквы...

А теперь вы меня простите :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #3 : 01 Июль 2012, 12:23:21 »

Быт.1.14-19.

14 И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета,
15 и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако.
16 И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды:
17 и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю,
18 и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро.
19 И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый.


***
Думаю, никто не будет спорить, что хотя речь в первой главе книги Бытие идет о чувственном свете, но всегда имеется в виду полнота божественного света.

Отче вы наверное хотели сказать что здесь в первой главе Бытия  показан ОБРАЗ взаимодействия Бога с творением?
У с.о. не встречал освещения такого образа (если есть, хорошо бы ссылку), а так он мне очень нравится по первому впечатлению.

Цитировать
Первый, солнце. Молитва. Божественный свет, переживаемый человеком

Молитва хотя и духовна но ее носитель творение, а не Творец, в данном случае тогда должно быть не "Божественный свет" а божественный свет

Цитировать
Второй, луна. Писание.  Божественный свет, отраженный человеческим естеством в лице пророков.

Третий, звезды. Книги отцов. Божественный свет, отраженный естеством человека.
Со вторым и третьим пожалуй соглашусь

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #4 : 01 Июль 2012, 12:53:01 »
Думаю, никто не будет спорить, что хотя речь в первой главе книги Бытие идет о чувственном свете, но всегда имеется в виду полнота божественного света.
Психологически точно выверенная фраза не настраивает читающего на трезвую оценку, а засасывает в разговор о полной богословской ахинее (начиная с названия темы). Вот уж воистину промывание мозгов...
Re: Об источниках божественного света
« Ответ #5 : 01 Июль 2012, 14:18:15 »

Отче вы наверное хотели сказать что здесь в первой главе Бытия  показан ОБРАЗ взаимодействия Бога с творением?
У с.о. не встречал освещения такого образа (если есть, хорошо бы ссылку), а так он мне очень нравится по первому впечатлению.


"и Дух Божий ношашеся верху воды"  Быт.1.2.

Вода, думаю, есть образ духа мира (образ духа человека, как части мира). Вода собственно есть образ субстанции духа. Все остальные вещи мира есть результат воздействия Духа Божия на нее.

Использование такого смысла продуктивно.

У отцов, мне кажется, для соединения духов используется термин "сочетание".  "Верху" означает полное доминирование божественного.

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.
Re: Об источниках божественного света
« Ответ #6 : 01 Июль 2012, 14:31:12 »

Первый, солнце. Молитва. Божественный свет, переживаемый человеком

Молитва хотя и духовна но ее носитель творение, а не Творец, в данном случае тогда должно быть не "Божественный свет" а божественный свет


Божественное естество есть собственно естество и действие (Григорий Палама).

В молитве переживается именно действие или нетварный свет. Потому достойно наименования "Божественный свет"

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #7 : 01 Июль 2012, 14:55:41 »
Через образы Писания возможно оформить собственный духовный опыт, свободно их трактуя. Тут уж кому как открылось. Это всегда интересно читать.

Авдеенко, например, называет описания первых глав Бытия "учебником для мыслителей, которые в сотворенном захотят постигнуть Создателя".

Из его лекции:
Цитата: Авдеенко
Небо – педагог, учитель, если поднять лицо к небу. Если наша воля обращена к небесному, то происходит узнавание невидимого через образ. Звездное небо - образ невообразимого, т.е.  сложных первичных незримых символичных отношений первого дня.

Авдеенко видит звезды как образ ангельских сил. Четвертый день для него – это икона первого дня. Кому как открылось, тот тем и делится.

Цитата: mirnestranik
Зачем вы перемешиваете понятие физического света с Нетварным...неужели думает что лампочка несёт в мир Свет Христов...

Неписанные законы "толковательного жанра" позволяют свободно соотносить видимое с невидимым, тварное с нетварным.  "Тебе кланятися Солнцу правды" - это о Христе. Вы ведь не будете к этому цепляться?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #8 : 01 Июль 2012, 15:20:28 »
Неписанные законы "толковательного жанра" позволяют свободно соотносить видимое с невидимым, тварное с нетварным.  "Тебе кланятися Солнцу правды" - это о Христе. Вы ведь не будете к этому цепляться?
Это что то новое..."толковательный жанр"...т.е. это как искусство поэзии...играю на домбре и пою что вижу...
Тогда уж назвали бы как есть-фантастическое богословие...а отношение МОЁ к фантазиям на богословские темы всегда будет однозначно...ВСЁ что не канонично...т.е. не подтверждено писанием святых=ересь...
И таких фантазёров в истории было хоть пруд пруди...
Это не интересно...

Авдеенко для меня не авторитет в сравнении со с.о...а кому как открылось это к харизматам...
Елена...вы вообще отошли от православия что ли...от его канонов...
Здесь ведь не о написании образа святого говорится...а о Нетварном свете...да и в иконописи вряд ли вам разрешат малевать от ваших фантазий в стиле Сальвадора Дали...так почему можно в богословии...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #9 : 01 Июль 2012, 15:29:03 »
"Тебе кланятися Солнцу правды" - это о Христе. Вы ведь не будете к этому цепляться?
Так по тому и Солнце ПРАВДЫ...что Нетварное Солнце...а у о.Дионисия прямое соотнесение с тварным...да и ещё в кучу с молитвой...да ещё и отражение Света...

Опасный бред...увы о.Дионисий в своём амплуа...

Всё...ухожу из темы...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #10 : 01 Июль 2012, 15:37:29 »
Цитата: mirnestranik
"толковательный жанр"...т.е. это как искусство поэзии...

Да, есть сходство. Из моих любимых творений отцов - "Стихотворения" Григория Богослова. У него есть "Стихотворения богословские", "Стихотворения нравственные", "Стихотворения исторические"...  Почитайте...

Цитировать
Тогда уж назвали бы как есть-фантастическое богословие...а отношение МОЁ к фантазиям на богословские темы всегда будет однозначно...

В обсуждаемом тексте вижу определенный духовный смысл, согласный с учением отцов. Не вижу здесь фантастики.

Простите.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #11 : 01 Июль 2012, 20:17:48 »

Быт.1.14-19.

14 И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета,
15 и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако.
16 И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды:
17 и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю,
18 и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро.
19 И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый.


***

Думаю, никто не будет спорить, что хотя речь в первой главе книги Бытие идет о чувственном свете, но всегда имеется в виду полнота божественного света.

«бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир»  Иоан.1.9.

Этот свет учит, вразумляет, просвещает дух человека. Подается равно независтно всем, но каждый человек пользуется им в соответствии с своим достоинством, состоянием или намерением.

***

Писание указывает три источника света.

Первый, солнце. Молитва. Божественный свет, переживаемый человеком.

Второй, луна. Писание.  Божественный свет, отраженный человеческим естеством в лице пророков.

Третий, звезды. Книги отцов. Божественный свет, отраженный естеством человека.

***

Когда в душе человека день, он молится, а когда ночь – читает Писание и отцов (и владети днем и нощию).

***

Молитва и чтение дают человеку познание божественных вещей (разлучати между светом и между тмою).

Организуют спасение, доставляя человеку познание (знамения):

порядка спасения (времена),

устройства просвещения души (дни)

и содержания подвига (лета).

***

Простите ...
Ваши слова скорее относятся к свету, о котором сказано:  "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.", а потом на третий день - светила. Первый свет - есть тоже тварный свет, как видим, а не свет Святой Троицы от века, но и не физический свет светил.
Этот свет, наверно можно назвать духовным и отнести к нему ваши слова в полной мере.
Простите.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #12 : 01 Июль 2012, 22:55:53 »
Вода, думаю, есть образ духа мира (образ духа человека, как части мира). Вода собственно есть образ субстанции духа.

«Вначале сотворил Бог небо и землю» я бы отнес дух к «небу» а «землю» в составе которой вода к душе. И тогда ваше предложение должно звучать так:

«Вода, думаю, есть образ души мира (образ души человека, как части мира). Вода собственно есть образ субстанции души»

В контексте первых двух стихов ( да и последующих)такой образ мне видится более стройным.

Цитировать
Все остальные вещи мира есть результат воздействия Духа Божия на нее.


Несомненно что все творение есть «результат воздействия Духа Божьего»  и человек в том числе. Почему вы их разделяете не ясно.

Все творение откликается на Любовь Божью, на Его прикосновение через свои энергии, а если откликается то значит имеют и душу и дух (ибо чем откликается?). Если же представить что остальное творение немой свидетель, то это идет вразрез и моим личным мироощущением.

Цитировать
Божественное естество есть собственно естество и действие (Григорий Палама).

В молитве переживается именно действие или нетварный свет. Потому достойно наименования "Божественный свет"

Вы слишком сжато преподнесли этот образ, трудно понять что имелось ввиду. Молитва от человека, отклик (действие – нетварный свет) от Бога…..тога да….. он есть Божественный свет.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках Божественного Cвета
« Ответ #13 : 01 Июль 2012, 23:24:10 »
Могу поделиться своим опытом [некоторые тут, надеюсь, смогут подтвердить его].
Даже при недолгой, 30-45 мин. установленной Тишине Ума [безмолвной, самодвижной сердечной молитвы] постепенно возникает сильное свечение исходящее из окружающего мира, затмевающее детали мира, льющееся как будто бы с неба, которое трудно лицезреть, и несмотря на продолжющееся обычное моргание [омывание слезами глазных яблок] резь в глазах становится невыносимой и приходится глаза закрывать.

Не имею наглости назвать такое явление "Фаворским Светом", но необычность его налицо. 
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.
О свете и просвещении
« Ответ #14 : 02 Июль 2012, 11:22:40 »
Быт.1.1-5.

1 В начале сотвори Бог небо и землю.
2 Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды.

3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет.
4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою.
5 И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един.


***

Думаю, назначение света состоит в даровании способности различать (разлучать). Не вещи, но состояния просвещения.

Полагаю, что предельные состояния просвещения «тма» и «свет» одинаково недоступны человеку, но в пределах его сил он вполне способен различать состояния души, отличающиеся степенью просвещения, и которые названы «день» и «нощь».

Человеку предлагается не только различать, но и действовать. Как только он заметит в себе начало зла (вечер), ему следует немедленно обратиться с молитвой к Богу (утро). Такое действие предполагается единственно верным во все время жизни (день един).

***

Указанные выше разумное различение и действие можно увидеть и в остальных днях творения.

Во второй день:

расположение духа, желающее повиноваться заповеди (вода под небесем), от расположения духа, не желающего повиноваться заповеди (вода над небесем).

В третий день:

познание грехов и покаяние (дерево плодовитое) от равнодушного пребывания в грехах (былие травное).

В четвертый день:

книги отцов (звезды), от Писания (луна), и от просвещения молитвы (солнце).

В пятый день:

ведение (рыбы), от созерцания (птицы).

В шестой день:

добродетельную жизнь (четвероногие), от жизни чувственной (гады);

естественную добродетель (звери), от божественной добродетели (скоты), и от отсутствия добродетели (гады);

человека (по образу и подобию), от зверя.

В седьмой день:

совершенство просвещения (покой), от бесплодного труда непослушания (стеня и трясыйся).

***

Осталось высказать мысль, которая, думаю, уже родилась во всех прочитавших: «Человек, действенно познавший свет мира, обретет вечный покой в своем Творце»

***
Богу нашему слава. Аминь.