Быт.1.1-5.
1 В начале сотвори Бог небо и землю.
2 Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды.
3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет.
4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою.
5 И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един.
***
Думаю, назначение света состоит в даровании способности различать (разлучать). Не вещи, но состояния просвещения.
Полагаю, что предельные состояния просвещения «тма» и «свет» одинаково недоступны человеку, но в пределах его сил он вполне способен различать состояния души, отличающиеся степенью просвещения, и которые названы «день» и «нощь».
Человеку предлагается не только различать, но и действовать. Как только он заметит в себе начало зла (вечер), ему следует немедленно обратиться с молитвой к Богу (утро). Такое действие предполагается единственно верным во все время жизни (день един).
***
Указанные выше разумное различение и действие можно увидеть и в остальных днях творения.
Во второй день:
расположение духа, желающее повиноваться заповеди (вода под небесем), от расположения духа, не желающего повиноваться заповеди (вода над небесем).
В третий день:
познание грехов и покаяние (дерево плодовитое) от равнодушного пребывания в грехах (былие травное).
В четвертый день:
книги отцов (звезды), от Писания (луна), и от просвещения молитвы (солнце).
В пятый день:
ведение (рыбы), от созерцания (птицы).
В шестой день:
добродетельную жизнь (четвероногие), от жизни чувственной (гады);
естественную добродетель (звери), от божественной добродетели (скоты), и от отсутствия добродетели (гады);
человека (по образу и подобию), от зверя.
В седьмой день:
совершенство просвещения (покой), от бесплодного труда непослушания (стеня и трясыйся).
***
Осталось высказать мысль, которая, думаю, уже родилась во всех прочитавших: «Человек, действенно познавший свет мира, обретет вечный покой в своем Творце»
***