Исихазм

Автор Тема: Об источниках божественного света  (Прочитано 11320 раз)

Re: Об устройстве просвещения разумной души
« Ответ #30 : 05 Июль 2012, 11:02:21 »
Замечания о начальном устройстве души (человека)

«И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» Быт.2.7.

***

Думаю, как пыль (персть) повторяет рельеф (форму) предметов, на которых лежит, так в  душу человека вложена способность повторять (отражать, мыслить) вид (лицо) вещей, подлежащий его чувствам.

«Взем», думаю, имеет здесь смысл «избрать»

Элементы «персти» должны быть достаточно малы, чтобы точно отражать элементы формы. Смирение.
 
Отражается не вся полнота вещи, но ее вид – форма отношения вещи к другим вещам и, прежде всего, к самому человеку.

Жизнь души человека в его лице – в образах отношения человеку к внешнему. Благость, Любовь … или Ненависть.

***


Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #31 : 05 Июль 2012, 11:08:09 »
Тема "Об устройстве просвещения разумной души" объединена с последними двумя темами, открытыми иеромонахом Дионисием.

иеромонах Дионисий, у Вас есть свой блог, который вы вольны наполнить любым содержанием. Ваш стиль рассуждений не соответствует нашему форуму. Посему просьба не открывать новых тем. Достаточно и этой.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: О свете и просвещении
« Ответ #32 : 05 Июль 2012, 16:37:15 »
Осталось высказать мысль, которая, думаю, уже родилась во всех прочитавших: «Человек, действенно познавший свет мира, обретет вечный покой в своем Творце»
В свзяи с этой мыслью у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить. Может, вы ответите?

А что Адам не познал свет? Или не познал действенно, или не в полной мере? Или это был не тот свет, который дает покой? В чем действенность по вашей мысли? Или он был не действенный человек? Почему он вместо покоя обрел беспокойство? Познание света - это залог обретения покоя в Творце или начало беспокойства?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #33 : 05 Июль 2012, 18:45:31 »
Осталось высказать мысль, которая, думаю, уже родилась во всех прочитавших: «Человек, действенно познавший свет мира, обретет вечный покой в своем Творце»
Во мне, к примеру, такая мысль не родилась.
Мне, наоборот, подумалось, что Господь создал Человека не для упокоения в Себе Самом, а для того, чтобы имел он Жизнь Вечную, Счастливую и Свободную.
Откуда у Вас, православного иеромонаха, такие буддийско-индуистские воззрения?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #34 : 05 Июль 2012, 20:03:54 »
Осталось высказать мысль, которая, думаю, уже родилась во всех прочитавших: «Человек, действенно познавший свет мира, обретет вечный покой в своем Творце»
Во мне, к примеру, такая мысль не родилась.
Мне, наоборот, подумалось, что Господь создал Человека не для упокоения в Себе Самом, а для того, чтобы имел он Жизнь Вечную, Счастливую и Свободную.
Откуда у Вас, православного иеромонаха, такие буддийско-индуистские воззрения?
И мне подумалось, что Господь есть Любовь, а любви нужен объект возлияния. Для этого Господь и сотворил Человека, как объект для возлияния и субъект для взаимодействия вечного, счастливого, свободного во взаимной любви.
О покое тоже можно говорить, но как об упокоении от ожиданий в разлуке с любимым - Бога с Человеком и Человека с Богом.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #35 : 08 Июль 2012, 20:31:36 »
Хотел поддержать вас, о.Дионисий, даже начал радоваться за ваше искусство, но, боюсь, не получится.

Палама, триады. 1,1:20
Цитировать
"А по-настоящему праведно разделять могут немногие и притом лишь отточившие чувства своей души для различения добра и зла.

Зачем же напрасно подвергаться опасности, когда можно не только безопасно, но с великой пользой для души видеть мудрость Бога в Его творениях?

Жизнь, надеждой на Бога избавленная от тревоги, естественным путем подвигает душу к постижению Божьих творений; отдаваясь такому постижению и углубляясь в него, душа изумляется и непрестанно славит Творца, и это изумление ведет ее к чему-то более великому, потому что, по святому Исааку, она «находит сокровища, невыразимые языком», и,

пользуясь молитвой как неким ключом, проникает благодаря ей в тайны, которых «не видел глаз, не слышало ухо, которые не приходили на сердце человеку» (1 Кор. 2, 9),
потому что, как говорит Павел, они являются достойным только через посредничество Духа."

Всё равно - Дух. Т.е. сам Бог.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́
Re: Об источниках божественного света
« Ответ #36 : 10 Июль 2012, 07:50:55 »
Осталось высказать мысль, которая, думаю, уже родилась во всех прочитавших: «Человек, действенно познавший свет мира, обретет вечный покой в своем Творце»
Во мне, к примеру, такая мысль не родилась.
Мне, наоборот, подумалось, что Господь создал Человека не для упокоения в Себе Самом, а для того, чтобы имел он Жизнь Вечную, Счастливую и Свободную.
Откуда у Вас, православного иеромонаха, такие буддийско-индуистские воззрения?

Согласен с мнением мит. Илариона в его "Священная тайна церкви" о том, что творение состоит из собственно творения вещи и наречения ей имени. Как соучастнику Творца, человеку поручено давать имена или, можно сказать, созерцать сущность вещей.

Где же тут нирвана?

***

Человек сотворен для дела, а не для "счастья и свободы":

"26 И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли"  Быт.1.26.

В раю человек "делал и хранил", а для утешения имел "сладость делания для Бога" и "свободу выбора делания"

Простите ...
« Последнее редактирование: 10 Июль 2012, 08:04:24 от иеромонах Дионисий »
Богу нашему слава. Аминь.
Re: Об источниках божественного света
« Ответ #37 : 10 Июль 2012, 07:58:26 »
Хотел поддержать вас, о.Дионисий, даже начал радоваться за ваше искусство, но, боюсь, не получится.

Палама, триады. 1,1:20
Цитировать
"А по-настоящему праведно разделять могут немногие и притом лишь отточившие чувства своей души для различения добра и зла.

Зачем же напрасно подвергаться опасности, когда можно не только безопасно, но с великой пользой для души видеть мудрость Бога в Его творениях?

Жизнь, надеждой на Бога избавленная от тревоги, естественным путем подвигает душу к постижению Божьих творений; отдаваясь такому постижению и углубляясь в него, душа изумляется и непрестанно славит Творца, и это изумление ведет ее к чему-то более великому, потому что, по святому Исааку, она «находит сокровища, невыразимые языком», и,

пользуясь молитвой как неким ключом, проникает благодаря ей в тайны, которых «не видел глаз, не слышало ухо, которые не приходили на сердце человеку» (1 Кор. 2, 9),
потому что, как говорит Павел, они являются достойным только через посредничество Духа."

Всё равно - Дух. Т.е. сам Бог.

Не только согласен с мнением Паламы, но и живу так. 

А Вы?


Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.
Re: Об источниках божественного света
« Ответ #38 : 10 Июль 2012, 11:14:54 »
Осталось высказать мысль, которая, думаю, уже родилась во всех прочитавших: «Человек, действенно познавший свет мира, обретет вечный покой в своем Творце»
В свзяи с этой мыслью у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить. Может, вы ответите?

А что Адам не познал свет? Или не познал действенно, или не в полной мере? Или это был не тот свет, который дает покой? В чем действенность по вашей мысли? Или он был не действенный человек? Почему он вместо покоя обрел беспокойство? Познание света - это залог обретения покоя в Творце или начало беспокойства?

Адам познает (не познал, но познает (в вечности вещи не имеют конца)) свет в нас.

Тот первый Адам и не мог ничего познать. Это все для нас. В его судьбах мы можем "познать", как правильно выстроить в себе просвещения.

Все Писание есть инструкция, как это сделать. Смыслы Писания семена, а молитва их напаяет.

Хотя встречал таких деятелей, которые, не посеяв семян, усердно поливают свое поле. Не знаю, что на нем вырастет. 

Действенность состоит в том, что если ты нечто узнал, то и живи так. Это достигается упражнением духа. Молитвой или покаянием. Не "знать", но "быть"  Бог то наш - "сущий".

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #39 : 10 Июль 2012, 12:40:16 »
Там же, Палама 1.1:19 в конце.
"всякое зло есть зло не поскольку существует, а поскольку отпало от соответствующего и надлежащего действия и от цели этого действия."

В прошлой цитате: Дух Святой открывает достойным постижение Божиих творений, а не наоборот.
В вашем выводе, который я критиковал, обратный путь: постижение Божиих творений приводит к "вечному покою в своём Творце", т.е. - жизни в Боге.

Ваш вывод прямо противоположен Паламе.
Теперь сами посмотрите, о.Дионисий. Плоды то (выводы) - разные. Как в "Иван Васильевич меняет профессию": "говорят, царь - не настоящий !"

К тому же, ещё один момент: если вы хотели сказать "Полезные мысли о том, что такое свет, а то на форуме некоторые об этом думают странно. Рядом с прелестью. Как-то очень чувственно.", так надо прямо и говорить, а не вертеть смыслами-подобиями-образами, которых можно навыдумывать немерено на каждое действие и явление, описанное в первых главах Бытия. И в результате сами запутались, и других путаете.

Палама, 1.1:23
"Святой Григорий Богослов: «Первая мудрость — жизнь похвальная и очищенная Богом или очищаемая Им, Пречистым и Пресветлым, требующим от нас одной только жертвы очищения. Первая мудрость — презирать мудрость, которая в словесных рассуждениях, в извивах речи, в двусмысленных и излишних противоположениях. Ту мудрость я восхваляю и той жажду, которой рыбаки поймали сетями евангельскими вселенную, победив упраздненную мудрость своим совершенным и прямым словом»"
______________
Вы спрашивали, как я живу. Отвечу искренно.
Вот не так, как в последней цитате описана презираемая мудрость. Меня тоже от неё подташнивает. Нравится мне прямой вывод, ну максимум - два последовательных, желательно без образов и подобий. Чтобы было попроще.
Своим плотским умом не тщусь познать образ Бога в творении, а смиренно уповаю на благодать Духа. Захочет - просветит, не захочет - и на том хорошо.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́
Re: Об источниках божественного света
« Ответ #40 : 10 Июль 2012, 13:43:29 »
Краевед!

Я говорил не о познании Божьих тварей, но о "испытайте Писания"

Многое сказанное о мире, сказано о человеке. Свет в мире, не ради мира, но ради человека.


Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #41 : 10 Июль 2012, 15:37:42 »
Вы хотите, чтобы ваш первый вывод понимался как
«Человек, действенно познавший образ Бога (себя и писания), обретет вечный покой в своем Творце» ?

"Свет мира" эволюционировал в "образ Бога", теперь "образ Бога" оказался "испытанием Писаний".
"которая в извивах речи". Три извива уже было. Что будет дальше?

Вот на прошлой странице ваши слова: "Человек есть образ и Бога познает тоже всегда в образе."
Можно допустить, что познание этого мира и составление мнения о Боге можно делать, наблюдая образы действия Бога на мир и самого человека, но в конечном счёте
"18. Так понимаешь ли ты теперь, что боговидцы причастны непостижимому Духу, который им заменяет и ум, и глаза, и уши и благодаря которому они и видят и слышат и понимают? Ведь раз у них успокаивается всякое действие ума, то чем ангелы и равные ангелам люди (Лк. 20, 36) видят Бога, как не силой Духа? Их видение не есть ощущение, поскольку они воспринимают свет не через органы ощущения, и оно не есть мышление, поскольку они находят его не путем рассуждений и рассудочного знания, а через оставление всякого умственного действия; следовательно, оно никоим образом не мечтательный образ, не мысль, не представление и не вывод из умозаключения. И ум получает его не в простом апофатическом восхождении...Те принятия и дары несказанны, недаром хоть и говорят о них, однако на примерах и уподобительно, — не потому что и видят их тоже на примерах и в подобиях, а потому что иначе показать увиденное невозможно."
(Триады 1.3:18)

Мнение Паламы противоположно вашим: не через образ познаётся Бог, и не через познание Писаний, а через причастие непостижимому Духу.
Конечно, потом можно оформить это в образ, но отнюдь не обратный путь.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́
Re: Об источниках божественного света
« Ответ #42 : 10 Июль 2012, 16:23:15 »
МОЛЧАНИЕ И СЛОВО

     Григорий считал служение слову главным делом своей жизни. Однако еще до окончания Афинской Академии он знал, что посвятит себя не слову как искусству, но слову о Боге, знал, что станет не "любословом" ("philologos"), но "philosophos" ("философом"), не ритором, но богословом. Термины "философия" и "богословие" нередко выступают у Григория в качестве синонимов: так например, в Слове 27-м выражение "философствовать о Боге" означает ни что иное, как "богословствовать".
     Парадокс всякого слова о Боге заключается в том, что Бог по Своей сущности непостижим для человеческого разума и следовательно не может быть выражен, описан или изъяснен никаким человеческим словом. Истинное благочестие, по словам Григория, заключается "не в том, чтобы часто говорить о Боге, но чтобы больше молчать".1 Бог открывается человеку не через слова, но поверх слов - через молитвенное соприкосновение с Ним, которое происходит в глубоком молчании языка и разума. Отсюда предпочтение, отдавемое многими восточными Отцами апофатическому методу богословия - когда говорится не о том, чем является Бог, но лишь о том, чем Он не является. При последовательном отрицании всего, чем не является Бог,- а Он не является ничем из того, что можно облечь в слова,- человек остается как бы лишенным слов и умолкает. Когда все слова исчерпаны, открывается возможность для встречи с Богом на той глубине, где слова уже не нужны, где они просто становятся излишними.
     Апофатическое богословие, истоки которого мы находим уже у Климента Александрийского, получило свое развитие в трудах св. Григория Нисского, а впоследствии - у автора Дионисиевых творений ("Корпус Ареопагитикум"). Что касается Григория Богослова, то он не был безоговорочным поклонником апофатического метода, хорошо сознавая как его преимущества, так и главный недостаток: отсутствие слов совсем не всегда обеспечивает человеку реальное богообщение, встречу с живым Богом. Для того, чтобы привести людей к Богу, о Нем нужно говорить,- считал Григорий,- причем говорить не только отрицаниями, но и утверждениями, несмотря на то, что никакое утверждение о Боге не может быть исчерпывающим. Григорий Богослов был, пожалуй, более прагматичен, чем его вдохновенный друг епископ Нисский, и больше думал о практической пользе своей проповеди; поэтому он считал, что даже по поводу природы Бога можно делать некие утверждения. Катафатический метод богословия есть лишь некое дополнение к апофатическому методу, однако без этого дополнения апофатический метод ведет в никуда:

http://www.pravlib.ru/biblio/books/alfeev1/H34-T.htm

Предлагаю прочитать, а потом можно обсудить.

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9340
    • Просмотр профиля

Re: Об источниках божественного света
« Ответ #43 : 10 Июль 2012, 16:56:07 »
МОЛЧАНИЕ И СЛОВО

     Григорий считал служение слову главным делом своей жизни. Однако еще до окончания Афинской Академии он знал, что посвятит себя не слову как искусству, но слову о Боге, знал, что станет не "любословом" ("philologos"), но "philosophos" ("философом"), не ритором, но богословом. Термины "философия" и "богословие" нередко выступают у Григория в качестве синонимов: так например, в Слове 27-м выражение "философствовать о Боге" означает ни что иное, как "богословствовать".
 ...

http://www.golden-ship.ru/load/i/iustin_popovich/filosofskie_propasti/241-1-0-13

- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.
Re: Об источниках божественного света
« Ответ #44 : 10 Июль 2012, 18:01:31 »
Мне нет нужды выбирать, я давно уже нашел себе отцов по сердцу.

Пс.106.41.

"И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия"

Молитвенники читают молитвенников, постники постников, ученые ученых.

Молитвенники и богословы могут пересекаться. Молитвенники выстраивают молитву по богословию, а молитва дает новые знания о Боге.

Очень легко проверить совместимость. Если при чтении книги возникают препятствия в молитве, то наверно ее читать не следует.


Простите ...
« Последнее редактирование: 10 Июль 2012, 18:51:47 от иеромонах Дионисий »
Богу нашему слава. Аминь.