Батюшка(имя для форумчан убрано) Письмо от 21.06.12 г.
Соскучился по вас и не удержался от написания этого письма, ведь сегодняшнее питание мое – млеко. Сами по себе письма к вам не пишутся, это состояние находит. Кратко о себе. Встаю в четыре утра со словами «Слава Боже Тебе за все» и иду мыться творя Иисусову молитву. Вода меня достаточно быстро выводит из состояния сна. После мытья подхожу к иконам и молюсь Господу: «Слава Тебе Показавшему нам Свет», «Сподоби Господи день сей без греха сохранитися нам», «Господи Помилуй – 3 раза» и прикладываюсь к Образу. Затем молюсь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево Радуйся» и прикладываюсь к Образу. Испрашиваю молитв Святых Отцов: «Святые Отцы Угодники Божии Молите Бога о нас». Выпиваю стакан крещенской воды и возношу молитву Господу: «Господи да будет сия вода мне не в осуждение, а в очищение души и тела». «Боже Царствуй надо мною. Сам во мне Живи,Сам Говори, Сам Действуй – 3 раза».
Через 15 – 20 минут выхожу из дому. В начале умная молитва творится без содействия сердца, поэтому требуется некоторое время (10 мин) для разогрева. Постепенно молитва опускается внутрь в область сердца, приходит тишина, умиротворение, появляется легкость. Саму молитву творит ум, а сердце содействует ему, ибо «от внимания согревается сердце, и, что там в мысли, то здесь становится чувством». Она трудническая, но исходит из меня легко не сбивая дыхания. Ритм моего движения как и все окружающее никак не влияет на молитву. Молитва исходит медленно, никакой суеты. В этот момент сердца своего могу совершенно не чувствовать, или изнутри оно начинает болеть, может истекать сладость из него, или слезы исходить, которые не вызваны моим эмоциональным состоянием. Сами по себе эти слезы более тонкие, чем те, которыми я каюсь. Помыслы в этот момент очень тонкие, чуть отпустил и выскочил. Возвращение требует время. Ниоткуда берется зевота, которая так же действует пагубно на молитвенное состояние. В дороге я ориентировочно час. Большую часть пути 3 км молился «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного», а остаток пути 1 км менял на «помилуй мя и мир Твой». В последнее время произошло у меня изменение. Вместо «помилуй мя грешного» основного пути начал молиться «помилуй нас грешных».
До трех дня нахожусь на работе молясь или Иисусовой молитвой, или Богородичной. Чтобы больше было нерассеянной молитвы стал возвращаться пешком домой. Обычно обратной дорогой домой молюсь «Богородице Дево радуйся…». Таким вот образом выхаживаю от 5 до 10 км в день. Расстояние не чувствую, потому что нахожусь в молитвенном состоянии. Правда в конце пути домой, когда выхожу из этого состояния, еле тащу ноги от усталости. Конечно все это здорово, когда присутствует благодать, а вот когда тебя посещает Богооставленость, когда твое сердце становится непроницаемым, вот тогда ад. А ведь это состояние может длиться не один день.
Батюшка(имя убрано)
Самодвижной молитвы у меня не было, поэтому что это такое – не знаю. Да и вряд ли она возможна живущему в миру, потому что искушения для молящегося ума сплошь и рядом. Чтобы молиться нерассеяно надо затыкать уши и повязывать повязку на глаза. Я часть этого мира, грех пропитал меня всего, сделав своим пленником. Вырваться из ада, находящегося (или иными словами – гнездящегося внутри сердца)своими силами невозможно. Страсти довлеют надо мной, бежать некуда – обложен со всех сторон. Видя свое ничтожество и понимая, что надежда на себя, на свои силы в деле спасения в течение этих лет ни к чему не привела, начинаешь уже по другому взывать изнутри самого себя к Спасителю. "Ты Сам соверши, что воле Твоей угодно", - чтобы таким образом, как в сознании и произволении, так и на самом деле Бог был действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении. Минута, в которую человек сам чает что-нибудь произвести над собою и в себе самом, есть минута погашения жизни истинной, духовной, благодатной. В сем состоянии, не смотря на непомерные труды, истинного плода не бывает. «Какого бы плода духовной жизни не взыскал ты, искать ищи всеусиленно, но не ожидай плода от твоего искания и твоих усилий, а возверзи печаль твою на Господа, без всякого отчисления чего-либо на свою долю, и Той сотворит (Пс.36:6)». Ведь ты уже 12 лет в Православии, из них почти 8 лет молишься Иисусовой молитвой и не исправляешься. Вот это страшно. Знаешь заповеди – и не исполняешь. С каким задором, ревностью ты взялся за свое спасение, сколько сил в течение этих лет было на это истрачено, а воз и ныне там. Святые отцы пишут, что «прочность начнется, когда огонек в сердце образуется». А его нет. Не буду приводить примеры из св.отцов, где они советуют Иисусову молитву, обращая внимание на то, что в краткое время она становится самодвижной. Свт. Игнатий Брянчанинов запрещал искать возвышенного. Он предупреждал, что начало поиска – начало прелести. «Бог требует сердца, потому что в нем исходище жизни. Где сердце, там сознание, внимание и ум, там вся душа. Когда сердце в Боге, тогда и вся душа в Боге, и предстоит человек в непрестанном поклонении Ему духом и истиною. Это главное св.отцам доставалось скоро и легко. Милость Божия! Как глубоко потрясал их страх Божий, как скоро оживала совесть во всей своей силе, как стремительно возжигалась ревность - держать себя пред Господом чисто и непорочно, как скоро труд богоугождения раздувал этот огонек и превращал его в пламень! Это серафимские души, пламенные, быстродвижные, многодеятельные» (Умное делание. Игумен Харитон).
Батюшка(имя убрано)
Я не такой, я другой, потому что живу в миру. И в то же время задаю себе вопрос, а смог ли жить в монастыре, помня, что два армейских года для меня были невыносимы по причине отсутствия возможности жить по своему своеволию, хотя служба для меня не была сложной по причине того, что рос на улице.
«Главное, чего св.отцы искали и что советовали, это понять духовное строение и уметь держать его. Кто достигнет сего, тому остается одно правило: будь внутрь, имей тайное поучение в сердце. Поучайся в памяти Божией, в памяти смертной, в памяти грехов, самоукорении, то есть сознай сей предмет и говори о нем внутрь беспрестанно, - например: камо пойду, или: червь, а не человек. Это и подобное, во внимании и чувстве творимое, есть тайное поучение»(Умное делание. Игумен Харитон).
Батюшка(имя убрано)
Только вот не получается быть внутрь, постоянно выталкивает во внешнее, где тебя окружает знакомое, родное. Борьба с самим собой идет постоянно. Читая св.отцов и сравнивая те изменения, которые они описывают со своими, видишь определенные в себе сдвиги : «Непрестанная молитва уничтожает лукавство надеждою на Бога, вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов, от составления замыслов относительно себя и ближних, всегда содержа его в скудости и смирении мыслей, составляющих его поучение. - Непрестанно молящийся постепенно теряет навык к мечтательности, рассеянности, суетной заботливости и многопопечительности, теряет тем более, чем более святое и смиренное поучение будет углубляться в его душу и вкореняться в ней. Непрестанною молитвою уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность»(Умное делание. Игумен Харитон).
Батюшка (имя убрано)
Я постоянно чувствую окружающую меня Божию благодать и при этом нарушаю заповеди и страдаю от этого. Впадаю в грех и мучаюсь потом этим. «Вся жизнь духовная состоит в переходе от мысленного Богообщения к действительному, живому, ощущаемому, являемому».
Батюшка (имя убрано)
Мне просто невыносимо сильно захотелось написать вам это письмо, мне просто хотелось излить из себя все находящееся внутри меня. С Уважением Виктор г. Воронеж