Для ознакомления , как суфии расмтривают иблиса ;(из той же книги )
ДЕМОН ИБЛИС
В суфийских текстах встречаются прямо противоположные точки зрения на Иблиса [Сатану]. В одних случаях его называют достойным уважения и хвалы, в других — предают осуждению.
Среди суфийских мастеров Халладж, Ахмад Газали и его ученики имели особые взгляды на Иблиса, подчеркивая важность занимаемого им положения и его благородство.
Кто же такой Иблис?
Иблис был ангелом, принадлежавшим к сонму близких Бога, и поклонялся Ему тысячи лет (семьсот тысяч лет – по его собственному исчислению) .
Бог создал Иблиса из огня, а человека – из земли. Когда Бог сотворил Адама, он повелел ангелам поклониться ему. Все простерлись перед ним, кроме Иблиса, который отказался, тем самым презрев Божье указание. Бог изгнал его из сонма близких к Нему и проклял вплоть до Последнего Дня.
До своего изгнания Иблис именовался Азазил и был первым среди ангелов. Но после того, как он выказал непослушание, Бог нарек его Иблисом. И поскольку Иблис посчитал Адама причиной своего низвержения, он поклялся перед Богом, что будет отваживать от Бога род Адама и сбивать его с пути. Иблис – отец демонов, оказывающих влияние на детей Адама.
Чтобы удостоверить свою приверженность Божественному Единству, суфиям пришлось детально разработать круг вопросов, связанных с Иблисом. В результате возникла следующая концепция: зло относительно, а не абсолютно, а гнев и милость, красота и величественность принадлежат одному Богу Единому. Иблис же – одно из проявлений Божьего величия.
О ты, слышавший о том,
что от Него не исходит зла,
истина состоит в том,
что зла не существует вовсе.
Если зеркало твоего сердца
потускнеет,
уродливый покажется
столь же прекрасным, как ангел.
Сабзавари
Суфийские мастера, которые благожелательно относились к Иблису, полагая его истинным влюбленным, и те, которые считали, что он – нечистый странник на Пути, одинаково представляли его немощным и лишенным власти. В результате они утратили всякий интерес к Иблису; лишив его фигуру значимости, они целиком посвятили себя поклонению Богу Единому, несравненному и всемогущему.
Некоторые суфийские мастера считают, что отказ Иблиса склониться перед Адамом был предрешен предвечным Божественным указанием и волей Божьей. Иблис не пытался противостоять Богу. Эти мастера считают, что причиной неповиновения Иблиса является воля Божья, а не воля Иблиса.