Исихазм

Автор Тема: Недеяние  (Прочитано 23895 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Недеяние
« : 17 Июль 2012, 02:29:14 »
Мы говорили о том, что безмолвие в динамике – это недеяние. Вот оно и его плоды:

Цитата: Чжуан-Цзы
Поддерживаемый вихрем, Полководец Облаков {7} странствовал на востоке и встретился с Безначальным Хаосом. Безначальный Хаос прогуливался, подпрыгивая по-птичьи и похлопывая себя по бедрам. Завидев его, Полководец Облаков в смущении остановился и почтительно спросил:
— Кто [вы], старец? Что, старец, делаете?
— Прогуливаюсь, — ответил ему Безначальный Хаос, продолжая похлопывать себя и прыгать.
— Я хочу задать вопрос, — сказал Полководец Облаков.
— Фу! — посмотрев [на него], воскликнул Безначальный Хаос.
— В эфире неба нет гармонии, — начал Полководец Облаков, — в эфире земли застой, в шести явлениях [природы] нет согласия, в смене времен года нет порядка. Что [мне] делать, [если] я собираюсь ныне привести в гармонию сущность шести явлений, чтобы прокормить все живое?
— Не знаю, не знаю, — ответил Безначальный Хаос, похлопывая себя, прыгая и покачивая головой.
Полководец Облаков не решился [снова] спросить.
Прошло три года. Странствуя на Востоке, Полководец Облаков миновал равнину Владеющих Жилищем. [Он] снова заметил Безначального Хаоса, в большой радости поспешил [к нему] и заговорил:
— [Вы] не забыли меня, [Равный] Небу? [Вы] не забыли меня, [Равный] Небу? — дважды поклонился до земли и хотел было задать ему вопрос, как Безначальный Хаос произнес:
— Что я могу знать? Парю, не ведая зачем. Несусь, не ведая куда. Странствующий утруждается, чтобы наблюдать, [как все идет] своим путем.
— Я сам также считаю, что несусь, [не ведая куда]. Но народ следует за мной повсюду, и я с ним ничего не могу поделать. Ныне же, подражая людям, хочу услышать [от вас хоть] одно слово.
И тут Безначальный Хаос заговорил:
— В том, что основа природы расшатывается, характер [всех] вещей извращается, изначальная природа остается незавершенной, стада разбегаются, птицы поют по ночам, засуха сжигает деревья и травы, беда настигает даже пресмыкающихся и насекомых, — вина тех, кто наводит порядки среди людей.
Но что же мне делать? — спросил Полководец Облаков.
Ах! [Все это один] вред! — воскликнул Безначальный Хаос, — возвращайся к себе потихонечку.
— С [вами, Равный] Небу, так трудно встретиться. Хотелось бы услышать [хотя бы еще] одно слово, — попросил Полководец Облаков.
— Ах! — ответил Безначальный Хаос. — Укрепляй свое сердце. [Если] только ты предашься недеянию, вещи будут сами собой развиваться. Оставь свое тело, свою форму, откажись от зрения, от слуха, забудь о людских порядках, о вещах, слейся в великом единении с самосущим эфиром. Освободи сердце и разум, стань покойным, будто неодушевленное [тело, и тогда] каждый из тьмы существ [станет] самим собой, каждый вернется к своему корню. Каждый вернется к своему корню неосознанно, смешиваясь в общем хаосе, и не оставит [его] до конца своей жизни. Если же осознает это, то его <корень> покинут. Не выспрашивай его названия, не выпытывай его свойств, и [все] вещи будут сами собой рождаться.
— Теперь я обрел то, что искал, — сказал Полководец Облаков. — [Вы, Равный] Небу, ниспослали мне свои свойства, просветили меня безмолвием, — он дважды поклонился до земли, попрощался и удалился.
« Последнее редактирование: 17 Июль 2012, 02:42:13 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #1 : 17 Июль 2012, 12:32:23 »
Александр, вчера мной была создана эта тема, где собирался обсуждать сабж на примере Чжуан Цзы и Ле Цзы.
Начал с цитаты из Чжуан-Цзы в пер. Позднеевой, но позже нашел еще один перевод Чжуан-Цзы (Малявина), где смысл той же цитаты (в особенности, выделенного мной фрагмента) – принципиально разный. Стало понятно, что нет доверия к этим переводам и не смогу опираться на переводы этих текстов, как планировал. Но удалить тему уже не смог.

Прошу Вас удалить эту тему. Простите.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #2 : 17 Июль 2012, 12:35:23 »
как интересно... :roll:
а нельзя ли второй перевод прочитать вначале?  :-)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #3 : 17 Июль 2012, 12:51:08 »
пер. Малявина.

Цитировать
Облачный Полководец помчался на восток и у дерева Фуяо [62] повстречался с Хун Мэном, который прогуливался, подпрыгивая по-птичьи и похлопывая себя по бедрам. Завидев его, Облачный Полководец в смущении остановился и спросил почтительно:

— Кто вы такой? И что вы здесь делаете?

— Вот прогуливаюсь, — отвечал Хун Мэн, продолжая прыгать и хлопать себя.

— Позвольте задать вам вопрос, — сказал Облачный Полководец.

— Ого! — ответил, взглянув на Облачного Полководца, Хун Мэн.

— В небесных парах нет согласия, в земных испарениях — застой, шесть видов энергии вышли из равновесия, в смене времен года нет порядка. Что мне делать, если я желаю упорядочить все силы вселенной, дабы помочь росту всего живого?

— Не знаю, не знаю, — ответил Хун Мэн, все так же подпрыгивая и тряся головой.

Облачный Полководец не посмел спрашивать далее. Прошло три года. Странствуя на востоке и пролетая над сунской равниной, Облачный Полководец снова заметил Хун Мэна и радостно поспешил к нему со словами:

— О, равный Небу, вы не забыли меня?

Засим он дважды отвесил земной поклон и уже хотел задать Хун Мэну вопрос, но тот сказал:

— Что я могу знать?
Странствую, не зная зачем.
Мчусь, не ведая куда.
Скитаюсь привольно,
Вглядываясь лишь в сущностное.
Что же я могу знать?

— Я тоже думаю о себе, что скитаюсь привольно, — сказал Облачный Полководец. — Но люди следуют за мной повсюду, и я ничего не могу с ними поделать. Теперь же, как принято у людей, хочу услышать от вас хотя бы одно слово.

Тут Хун Мэн сказал:

— В том, что порядок Небес поколеблен, природа вещей испорчена, труды небесные не имеют завершения, стада разбегаются, птицы кричат по ночам, огонь сжигает деревья и травы, гибнут даже гады и насекомые, виноваты те, кто взялся устанавливать порядок среди людей.

— Так что же мне делать? — спросил Облачный Полководец.

Ах! Бросьте все и уходите, — отвечал Хун Мэн.

— С вами, равный Небу, тяжело говорить. Скажите еще хотя бы слово.

Ах! — отвечал Хун Мэн. — Пестуйте свое сердце, пребывайте в недеянии, и вещи все свершат сами по себе. Отриньте свое тело, отбросьте свое зрение и слух, забудьте и о людях, и о вещах, слейтесь с беспредельным, освободите свое сердце, отпустите на волю свой дух, исчезните, словно в вас не стало души. «Все сущее сменяет друг друга в неисчерпаемом многообразии, и каждая вещь возвращается к истоку, возвращается к истоку!» [63] Пусть не останется в вас ни грана знания, погрузитесь в бездонный хаос и существуйте так вовеки. Если ж будете пытаться это понять, отдалитесь от этого. Не спрашивайте же его имени, не допытывайтесь его свойств, и все сущее будет рождаться само собой.

— Вы, равный Небу, ниспослали мне совершенство, наставили меня безмолвием, — сказал Облачный Полководец. С этими словами он дважды поклонился до земли, попрощался и полетел дальше.

Оба переводчика дали не пересказ, но перевод. Оба – китаисты и специалисты  :-) Говорят, Малявин – буквалист. Не знаю...

И все же, прошу потом тему удалить.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #4 : 17 Июль 2012, 13:02:17 »
А в чем ты увидел ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ разницу?  :roll:

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #5 : 17 Июль 2012, 13:14:13 »
Здесь есть что обсудить с позиции (хорошего) христианства, не взирая на разные переводы. Кстати, а в чем принципиальное отличие переводов (присоединяюсь к вопросу Габи)?

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #6 : 17 Июль 2012, 13:25:42 »
" Пусть не останется в вас ни грана знания, погрузитесь в бездонный хаос и существуйте так вовеки. Если ж будете пытаться это понять, отдалитесь от этого. "
Эти слова мне близки. Вспомнился "ежик в тумане, погрузившийся в безличностный поток."
В первом переводе это звучит не так.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #7 : 17 Июль 2012, 18:42:52 »
1 освободите свое сердце, отпустите на волю свой дух, исчезните, словно в вас не стало души.  «Все сущее сменяет друг друга в неисчерпаемом многообразии, и каждая вещь возвращается к истоку, возвращается к истоку!» [63] Пусть не останется в вас ни грана знания, погрузитесь в бездонный хаос и существуйте так вовеки. Если ж будете пытаться это понять, отдалитесь от этого. Не спрашивайте же его имени, не допытывайтесь его свойств, и все сущее будет рождаться само собой.

2 Освободи сердце и разум, стань покойным, будто неодушевленное [тело, и тогда] каждый из тьмы существ [станет] самим собой, каждый вернется к своему корню. Каждый вернется к своему корню неосознанно, смешиваясь в общем хаосе, и не оставит [его] до конца своей жизни. Если же осознает это, то его <корень> покинут. Не выспрашивай его названия, не выпытывай его свойств, и [все] вещи будут сами собой рождаться. 

в  №2 явно звучит, что твое недеяние имеет плод – чрез него приводится "вся тьма существ к своему корню", иначе –к естественному ходу вещей. Как понимаю, это лейтмотив даосских книг. И что всякая попытка рассудком (здесь – "осознанно") постичь этот "корень" приводит к вмешательству в естественный ход вещей, прерывая его.

в №1 в этом месте замут для меня: пропал важный смысл – связи "личного" недеяния с преображением всей твари. Но теперь нет уверенности, что и №2 тоже верный перевод. Но кто из них вернее понимает?

Вот поэтому.
Остальные разночтения тоже важны – кто-то из них переводит, а кто-то (скорее, Позднеева) – пересказывает. Не может быть таких расхождений, если именно переводят. Хотел еще привести несколько цитат, но теперь уже не вижу смысла...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #8 : 17 Июль 2012, 18:47:32 »
Ну, и если позанудничать...если посмотреть на эти два совета в координатах внутренней работы, то  "возвращайся к себе потихонечку" – это одно. А "бросьте все и уходите" –  несколько иное :D

Родион

  • Сообщений: 9340
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #9 : 17 Июль 2012, 19:01:41 »
Глубоко ИМХО... Из старых воспоминаний.... )))))))))))))) Малявин это как в православии проф. Осипов.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #10 : 17 Июль 2012, 19:37:58 »
Ну, и если позанудничать...если посмотреть на эти два совета в координатах внутренней работы, то  "возвращайся к себе потихонечку" – это одно. А "бросьте все и уходите" –  несколько иное :D
разве?  а на мой взгляд бросьте все [внешнее] и уходите [от него] = возвращайся к себе [внутреннему] потихонечку... :-)

Цитировать
Но кто из них вернее понимает?
да оба... :-) просто есть некоторые специфические нюансы, оттенки...типа слегка шокирующего именования Безначальный Хаос...которые опущены, возможно, из...мммм..политкорректности...штоли... :roll:

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #11 : 17 Июль 2012, 20:19:16 »
даосский принцип увэй (несопротивление естественному пути вечного дао, недеяние отсебятины: "Земля несет людей; небо несет землю; Дао несет небо и, наконец, естественность несет Дао") в христианстве - это предание себя в руки Божьи (делай как должно и буть что будет)?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #12 : 17 Июль 2012, 20:36:03 »
pilgrim, для таких сравнений надо начать с выяснения,
что есть Дао...и утонуть в этом.

Док

  • Сообщений: 374
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #13 : 17 Июль 2012, 21:22:50 »
Обезьяна и учитель

Когда-то в саду у учителя жила обезьяна. И поскольку обезьяны - любопытный народ, она стала интересоваться Учителем. Она видела, что Учитель сидит в молчании, ничего не делая, и потихоньку начала приближаться к нему. Чем занимается этот человек, было тайной. Конечно, для обезьяны самым таинственным явилось то, что кто-то сидит тихо, ничего не делая.

 Постепенно обезьяна начала подбираться ближе к Учителю, чтобы наблюдать за ним. Чем ближе подходила, тем больше удивлялась. Не только сам человек молчал, но и пространство вокруг него было потрясающе тихим. Даже обезьяна смогла почувствовать вибрацию, когда подошла поближе.

Она полюбила этого человека, и наблюдать за ним стало одним из её любимых занятий. Всякий раз, когда у неё было время и Учитель сидел в саду, она подходила и садилась рядом с ним.

Однажды она спросила учителя: «Что ты делаешь? Пожалуйста, расскажи мне. Я предаюсь тебе, прими меня как ученика».

Учитель посмотрел на обезьяну, почувствовал величайшее сострадание к ней и сказал: «Я не делаю ничего. Ты тоже сможешь сделать это, ибо это — недеяние. Сиди тихо — весна придёт, и трава вырастет сама. Ты просто сиди и молчи. Когда наступит нужный момент, ты внезапно исполнишься необычайной радостью и покоем, и Богом. Тебе не нужно ничего делать. Всякое деяние в тебе — это возмущение. Оно создаёт рябь, создаёт волны. А когда твой ум в волнении, Бог не может войти. Бог входит, когда ум — спокойная поверхность, когда всё тихо и безветренно. Он входит через дверь безмолвия, но это возможно только в том случае, когда ты — неделатель. Итак, ты можешь сделать это, ты можешь попытаться?»

Обезьяна покачала головой. Она сказала: «Это невозможно. Я думала, что здесь есть нечто такое, что я могу сделать, но это — невозможно. Если бы ты сказал мне достать луну, я смогла бы принести её; если бы ты сказал мне передвинуть Гималаи, я смогла бы сделать это; если бы ты сказал мне повернуть вспять воды Ганга, я смогла бы сделать это — ведь известно, что в старые времена другие обезьяны делали это, например — Хануман. Я обезьяна, у меня есть запас сил, я тоже могу сделать это. Но сидеть тихо, ничего не делать — это невозможно. Это против моей природы, это сведёт меня с ума. Если Бог приходит через тишину, то тогда Бог — не для меня и я — не для Бога».
"Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У тех же, кто знает, сразу прекращаются ссоры".  (Дхаммапада 1.6.)

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: Недеяние
« Ответ #14 : 17 Июль 2012, 21:33:28 »
Тебе не нужно ничего делать. Всякое деяние в тебе — это возмущение. Оно создаёт рябь, создаёт волны. А когда твой ум в волнении, Бог не может войти. Бог входит, когда ум — спокойная поверхность, когда всё тихо и безветренно. Он входит через дверь безмолвия, но это возможно только в том случае, когда ты — неделатель.
Верно.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".