Продолжает о.Павел:
Брак и рождение детей.
Не странно ли? Все христиане, все православные. Беседуем о понятных вопросах: брак, семья, дети – а понятия разбегаются в противоречия, которые одни не могут объяснить, а другие –понять. Учусь понимать чужую позицию, не раздражаясь на оппонента. «Должны быть ереси между вами, чтобы выявились искуснейшие»- советует апостол Павел.
О деградация института брака говорят и считают, институт брак устарел, пора вводить новые формы отношений между полами. С библейских позиций, брак является конституционным принципом, сохраняющим природу человека. Разрушение брака уничтожит нравственное качество человека, убьёт личность. Человек останется животным существом, но потеряет в бытии место, которое отведено Богом. Эту мысль можно выразить на безрелигиозном языке. Но принцип не будет обоснован безусловным авторитетом.
Брак остаётся в числе первых задач, данных Богом человеку. Никуда не деться от слов «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника по нему». Физиологическая и духовная близость Адама и Евы имеет библейское обоснование: «взял одно из ребр его…и создал из ребра, взятого у человека жену». Адам опознал сопричастность Евы своему телу: «Вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женой (евр. «взятое от мужа»), ибо взята от мужа своего»; «Прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.1-3). Христос подчёркивает эту заповедь: «Прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк.10,7).
Далее указана библейская иерархия семейных уз и нерасторжимость брака: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей». Христос объясняет развод жестокосердием иудеев: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их... Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Рождение детей тоже обосновано заповедью Бога, данной человеку: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Тесная связь обоих принципов имеет богооткровенное обоснование. Библия не объясняет способа соития, хотя иногда косвенно указывает неправильное употребление органов (Напр. история Онана).
Церковный чин венчания в молитве указывает «обоим один уд сопряжением» (Требник). Церковь просит для супругов целомудрия в браке. Венчание- не обряд, а одно из семи Таинств Церкви, в котором действует сила Святого Духа, соединяющая в духовное и плотское единство супругов. Тело может быть святым и прославленным, и плотское соединение связано с единством духа. Плотская связь не является издержкой брака. Она определяет способ телесного соития, который необходим для рождения детей по замыслу Творца. Зачатию и рождению нет альтернативы. Они совершаются так, как совершаются. Соответственно устроен Богом организм человека, а плод чрева при этом благословен. Таинство брака освящает такой способ соития, а не иной. Выбор человеку не предложен. Не человек придумал, Бог благословил. Так рождался каждый человек. Так рождались все святые: пророки, мученики, преподобные. Все родители святых, прославленные церковью. Способ соития вызывает не отвращение, а смех. Многие из телесных отправлений совершаются втайне, потому, что ставят человека в смешное положение, заставляющее стыдится себя самого. Юродивые провоцировали народ посмеяться над ними, показывая как недалеко отстоит человек от животных в телесных потребностях, дабы поумерили гордость свою. Так Бог устроил человека, чтобы не возгордился своим величием, а имел повод посмеяться над собой.
Комментаторов смущают слова: «се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя», полагая, что рождение человека неизбежно связано с греховной нечистотой. Что греховно: зачатие или рождение? То и другое? Понятие нечистоты и греха совершенно различно в сознании Ветхого и Нового Заветов. Возникающее противоречие законно. Это не антиномия, а иное сознание: было скверной, стало благословением.
Молитва на венчании говорит: «Твоя воля есть законное супружество и из него рождепние детей». Если брак свят, что греховно? Благословляя на соитие, церковь просит целомудрия супругам.
«Грех есть беззаконие»- пишет апостол Павел, объясняя, что «Грех» и «беззаконие» являются синонимами. Беззаконие означает поступок, нарушающий закон. Какой закон нарушает брак, сам являющийся богоустановленным законом. Очевидно, такое понимание брака ошибочно.
Первородный грех многое изменил в творении Божием. Физиологический процесс связан с похотью, и без неё мы не представляем себе соитие. Мы не можем сказать, имела ли место похоть до грехопадения, поскольку до грехопадения не рождались дети. Возможно похоть, с которой смотрит человек на женщину «во еже вожделети ея», является грехом потому, что прелюбодеяние нарушает брак.
Как бы мы не истолковали утверждение: «в беззаконии зачат и во грехе рождён», зачатие и рождение ребёнка в браке является благословением Божиим. Это библейский и церковный взгляд на брак и деторождение.
Скорей всего похоть в браке востребована и освящена, а похоть вне брака-греховна. Одно и то же действие может иметь разный нравственный смысл.
Второе возражение комментаторов касается воздержания в период поста. Апостол советует мужу и жене не удаляться друг от друга, разве как по согласию и на время для поста и молитвы. Следует обратить внимание, что грех может означать скверну и мерзость перед Богом. Это грехи, запрещённые заповедью, нарушающие нравственные принципы.
Есть грехи, не нарушающие нравственные принципы. К ним относится воздержание. Прихожане спрашивают: «Варю постом мясной суп для мужа и детей, которые не постятся. Если попробую суп, это-грех?»
Из вопроса очевидно, что мясная пища воспринимается, как скверна, нарушающая святость поста. Но пища не может быть «скверной», что свидетельствует Христос. Мы постимся не потому, что скверна мясная пища, как для иудея свиное мясо, а ради воздержания, обуздания и установления границ своим инстинктам. Человек не должен поступать по велению инстинкта, но должен владеть собой, сохраняя свободу и господствуя над своими страстями.
источник
http://adelgeim.livejournal.com/103477.html