Исихазм

Автор Тема: Первородный грех.  (Прочитано 41470 раз)

Aniks

  • Сообщений: 167
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #165 : 30 Октябрь 2013, 17:39:47 »
Когда я говорю о воле – я имею ввиду, что человек действует с позиции силы.  Воля конечно не очень удачное слово. Воля может ассоциироваться с хотелкой как в вашем примере.

Работающая хотелка – это ещё не воля. В повседневной жизне человек почти не использует волю – нет силы в том, чтоб потакать своим желаниям, переходя от одной потребности к другой. Энергичный и деятельный – это ещё не о силе.  Иногда во время войны или в каких-то экстремальных ситуациях – тогда воля может неожиданно проснуться.

О силе можно ещё говорить языком мифа. Вера с горчичное зерно, приказывающая горам – это сила. Можно сказать, что миф поддерживает вера – но под верой часто понимают набор убеждений а не силу.

Для вас реальность жестко привязана к физическому миру. Для меня - нет.
Вы это бросьте, Антиквар! Достаточно упереться лбом в стену – и вопросы реальности отпадают сами собой. Вы уверены, что Ваша реальность действительно не привязана к "физическому миру"?

На самом деле реальность жестко привязана не к "физическому миру", а к тому, что человек воспринимает. Всё что он видит, слышит, касается рукой или просто чувствует, как например головную боль  - всё, что мы способны каким-то образом воспринимать – всё реальность. За исключением тех случаев, когда восприятие слишком хаотичное, обрывистое – вроде наркотических переживаний.

Реальность не привязана к привычному "физическому миру" если человек способен вопринимать что-то иное. Миф - это как раз тропинка в иное. К мифу мы пробираемся посредством воли (веры, силы). Если силы достаточно, то мы начинаем воспринимать миф всем своим существом. Тогда он становится самой что нинаесть реальностью. Если нет – то миф остается сказкой, неуловимой тенью, обрывком образа  - как сон, который как ни стараешься, никак не можешь вспомнить.

Кажется, у Леонида была такая метафора: "неистово верить" – это его способ говорить о силе. Вообще воля начинается с того, что мы себе приказываем.
« Последнее редактирование: 30 Октябрь 2013, 18:06:52 от Aniks »

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7675
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #166 : 28 Сентябрь 2014, 13:30:58 »
....а нажрались плодов плоти ... и пали ...
Это из какого източника следует, кроме, конечно, МИ? Где в ВЗ указано, что "запретный плод" был именно плотским [скотским] соитием?
Четко указание нашел пока только у МИ. У других святых лишь косвенно. Хотя и МИ прямо не говорит.
Это и понятно, ибо прямое указание на запрет соития в раю, явный повод для ересей хуже приписываемой  катарам с почитанием безбрачия ДЛЯ ВСЕХ как райской добродетели, что ясно никому ни во власти ни в церковной иерархии не нужно и вредно.
Подборка цитат по подтеме предусмотренного Богом "не скотского" способа размножения.

Чтобы не потерялось …
Собрал цитаты наиболее авторитетных святых отцов по теме ...

Вот цитата из 61 вопросоответа прп. Максима.

Цитировать
Поэтому Бог истинно стал Человеком и даровал естеству [человеческому] начало второго рождения, которое ведет через утруждение к наслаждению будущей жизнью. Ведь как праотец [наш] Адам, преступив Божественную заповедь, образовал иное рождение, [происходящее] от наслаждения, и вместо первого [рождения] ввел в естество то, которое, через утруждение, завершается смертью, по совету змия измыслил наслаждение, не являющееся преемником предшествующего утруждения, но, наоборот, заканчивающееся этим утруждением, а потому все рожденные от него по плоти, вследствие этого неправедного начала, [возникшего] из наслаждения, справедливым образом приводятся вместе с ним к [общему] концу, то есть к смерти через утруждение, - так и Господь, ставший Человеком, создал для естества [человеческого] другое начало второго рождения от Духа Святого, восприняв справедливейшую смерть Адама через утруждение, которая в Нем стала, разумеется, несправедливейшей, поскольку началом Его Собственного рождения не являлось неправеднейшее наслаждение, [возникшее] вследствие преслушания праотца [нашего]. Господь уничтожил обе крайности: я имею в виду начало и конец человеческого рождения, которые первоначально не существовали от Бога. И всех, духовно возрожденных Им, Он соделал свободными от лежащей на них вины, ведь они, будучи от Адама, не обладают наслаждением рождения, [происходящим] от него, но обладают одной только мукой, [возникшей] вследствие Адама, которая действует в них не как долг за грех, но, по Домостроительству и вследствие естественно случившегося с ними состояния, против греха, [то есть обладают одной только] смертью. Той смертью, которая не имеет своей матерью наслаждение, породившее ее, и которая стала карателем этого наслаждения; эта смерть несомненно становится и отцом вечной жизни. Ибо подобно тому, как жизнь Адама соответственно наслаждению стала матерью смерти и тления, так и смерть Господа ради Адама, будучи свободной от наслаждения, стала родителем вечной жизни.

Цитировать
Преподобный Максим Исповедник
О различных трудных местах
у святых Григория и Дионисия
Затруднение XLI1
На слова [Григория Богослова]
«Природы обновляются и Бог становится человеком»2
(1309 А)
И конечно, начав всецелое объединение всего с Самим Собою с нашего
разделения, Он становится совершенным человеком из нас, ради нас и подоб-
но нам, в полной мере обладающим всеми нашими свойствами, кроме гре-
ха11, и нисколько не нуждается для этого в естественных брачных отношени-
ях, чтобы тем самым, как я думаю, одновременно и показать, что был
возможен другой предусмотренный Богом способ умножения числа людей,
сохрани первый человек заповедь и не ввергни себя путем злоупотребления
собственными способностями в скотское состояние, и изгнать из природы
различие и деление на мужской и женский пол, в котором Он, как я уже ска-
зал, нисколько не нуждался, чтобы стать человеком12. А тому, без чего, как
оказывается, можно существовать, нет необходимости пребывать вечно13.
Ведь в Христе Иисусе, как говорит божественный Апостол, – нет ни мужеско-
го пола, ни женского14.

Цитировать
Григорий Нисский
Об устроении человека

Глава семнадцатая
Что надлежит отвечать недоумевающим о том, что если чадородие после греха, то как рождались бы души, если бы первобытные люди пребывали несогрешившими

...
Но и в этом опять истинное учение, если оно доступно кому, может быть явным только для посвященных, подобных Павлу, в тайны рая, а наше мнение таково: саддукеи оспаривали некогда учение о воскресении и в подтверждение своего учения указывали на жену многобрачную, бывшую за семью братьями, потом спрашивали: которого из них женою будет она по воскресении. Господь на этот вопрос отвечает, не только вразумляя саддукеев, но и всем после них открывая тайну жизни по воскресении, и говорит: В воскресение бо ни женятся, ни посягают (Мф. 22, 30), ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божий, воскресения сынове суще (Лк. 20, 36). Дар же воскресения не иное что обещает нам, как восстановление падших в первоначальное состояние, ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, вводящее изгнанного из рая снова в него. Поэтому если жизнь восстанавливаемых имеет сродство с жизнью ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления была некая ангельская. Почему и возвращение к первоначальной нашей жизни уподобляется ангелам. Но, как сказано, хотя брака у ангелов нет, однако же воинство ангельское состоит из бесчисленных множеств. Так повествовал в видениях и Даниил. Следовательно, если бы не произошло с нами вследствие греха никакого превращения и падения из ангельского равночестия, то и мы таким же образом для размножения не имели бы нужды в браке. Но какой способ размножения у естества ангельского — это неизреченно и недомыслимо по гаданиям человеческим; впрочем, несомненно то, что он есть. И он мог бы действовать и у людей, малым чим от ангел умаленных (Пс. 8, 6), приумножая человеческий род до меры, определенной советом Сотворившего.

Цитировать
блаженный Аврелий Августин

О книге Бытия
Книга 3 Глава XXI

И хотя сказанного: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28) и нельзя, как кажется, исполнить иначе, кроме как путем соития мужчины и женщины, в чем нельзя не увидеть признака смертных тел, однако, можно сказать, что в бессмертных телах мог быть и другой способ, заключавшийся в рождении детей от одного действия благочестивой любви, не связанной с тлетворной похотью, и этот способ деторождения мог продолжаться дотоле, доколе земля не наполнилась бы бессмертными телами, т. е. праведным и святым народом, которого мы чаем верою после воскресения мертвых.

Цитировать
Св. Игнатий Брянчанинов

Для сотворения жены Бог навел исступление на Адама. Он уснул. Во время этого необыкновенного сна Господь взял одно из ребер его, и, сотворив жену из ребра, привел ее к Адаму. Несмотря на то, что взятие ребра совершилось во время странного сна и исступления, Адам немедленно узнал, по внушению обитавшего в нем Святаго Духа, происхождение жены своей. «Се, ныне, – сказал он, – кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» (Быт.2:21–24). В этих словах Адама произнесен закон от лица Божия для супружеской жизни человеков, как засвидетельствовал Сам Богочеловек. Во взятии жены от мужа видим образец бесстрастного размножения рода человеческого до его падения. Взята жена из ребра Адамова: в это время Адам не подвергся никакому ощущению, нарушающему непорочность; напротив того, он находился в исступлении, которое наведено было на него Богом. В такое состояние приходят только благодатные человеки. Мы не видим образца, по которому могли бы объяснить размножение рода человеческого до его падения от мужа и жены, размножения, назначенного прежде падения; но наверно утверждаем, что это размножение должно было совершаться во всей полноте непорочности и бесстрастия. Вместо наслаждения плотского, скотоподобного долженствовало быть наслаждение святое, духовное. Самого же образа, как неоткрытого Богом, и не испытываем, веруя, что для Бога как легко было попустить известный способ, так легко было установить и другой способ. Здесь употреблено о настоящем способе размножения слово: попустить. Да! Этот способ есть попущение Божие, есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Мы уже рождаемся убитые грехом: «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7). Зачатия в беззакониях и рождения во грехах не может быть установителем Бог.

Максим Исповедник
Цитировать
«Поскольку первоначальный замысел Бога состоял в том, чтобы мы происходили на свет без брака и тления, преступление заповеди ввело брак актом беззакония Адама, то есть нарушением закона, который был дан Богом; с этих пор все, произошедшие от Адама, зачинаются в беззаконии (avojna), подпадая под проклятие праотца. И «во гресех роди мя мати моя» означает, что праматерь всех Ева зачала во грехе, страстно желая удовольствия. Вот почему мы тоже, подпадая под клятву матери, приговорены к тому, чтобы быть зачатыми во грехе» [290].

290. Qu. D., I, 3, CCSG 10, p. 138–139.

К примеру это место так РАЗЪЯСНЯЕТ Ларше - самый верный и глубокий исследователь слов прп. Максима.
Цитировать
Отсюда очевидно, что преподобный Максим считает, что все люди, рождаясь, становятся носителями проклятия Адама и Евы, но (это было не всегда хорошо понято толкователями этого текста) [291] вовсе не наследуют их личного греха как такового, который им определенно приписывают. Для Адама это грех, обозначаемый как преступление Божественной заповеди, и для Евы — как страстное желание удовольствия. Беззаконие относится также к способу рождения, соединенного с преступлением Адама,    и люди рождаются в беззаконии в каком то роде невольно, по способу рождения, который впредь является общепринятым, ставшим естественной необходимостью для них, не имеющим иного выбора, и это исключительно по вине и ответственности Адама, который положил начало и усвоил естеству этот способ рождения. Что касается слова «клятва», оно должно быть понято в том смысле, в каком оно встречается в других текстах преподобного Максима [292], чтобы определить все последствия греха Адама и Евы для человеческой природы (в особенности выражающиеся в страстности, тленности и смертности) [293], но не в смысле какой либо виновности, которую должны разделить с ними их потомки» [294]. Это толкование подкрепляется тем, что в другом месте преподобный Максим утверждает, что Христос добровольно взял на себя проклятие Адама» [295], чтобы освободить этим человеческую природу, в то время как Он со всей очевидностью не подлежал никакому греху и никакой личной ответственности.




Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7675
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #167 : 17 Август 2015, 23:18:43 »
Максим Исповедник, из раннего, "Вопросы и недоумения"

 
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7675
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #168 : 17 Август 2015, 23:39:53 »
Он, же Максим Исповедник спустя 20 лет, когда ему уже было за 60 лет, из "Амбигв к Иоанну".

Осуществовавший с мудростью всякое естество Бог и
каждой из разумных сущностей тайно вложивший первую
силу — познание Себя, и нам, смиренным человекам, как
щедрый Владыка, дал по естеству влечение и любовь
(πόθον και έρωτα) к Себе, естественным образом переплетя
1361Β с ними и силу разума, с тем, чтобы было возможно с 
легкостью узнавать способы (τρόπους) удовлетворения влечения,
и мы бы, сбившись, не терпели бы неудачу в том, за что
подвизаемся. Итак, двигаясь согласно этому влечению 
вокруг самой истины и в строгом порядке являющейся всем
премудрости и управления мы испытываем побуждение
стремиться достигнуть этого, прилепляясь посредством
этих [истины, премудрости и управления] к Тому, ради
Кого мы прияли это влечение. И сие таинственно познав,
усердные и благоговейные любители (έρασται) истины 
положили себе одно лишь упражнение и заботу — упорную
аскезу ради этого, точно дознав от самого истинного 
понимания и исследования вещей, что если в сем веке они в 
какой-либо мере напечатлеют посредством благочестивых
созерцаний образ будущей истины и удовлетворят свое
влечение, соделав [свою] душу более подготовленной по 1361С
причине хорошей натренированности в том, что 
[доступно] здесь, то беструдно перейдут после сей жизни к 
будущей истине, уже хорошо изображенной им посредством
божественнейших понятий, когда, то есть, Бог и Спаситель
наш Иисус Христос поведет их к этой истине, показывая
им ее простой и совершенно очевидной и чуждой всякого
недоумения и многообразия символов, и всякой 
загадочной неясности, когда отбежит от них как свойственная 
деятельной добродетели болезнь и печаль, и воздыхание622 по
причине бесстрастия, так и по причине мудрости — 
[бывающая] при созерцательном гнозисе всяческая неясность
и недоумение, и тогда приложится им, — еще здесь 
приявшим ее предначертания, — нагая истина. Ибо всякому, —
глаголет [Господь], — имущему — имеется в виду влечение 136Ю
к будущим [благам] — дано будет623 и всяко приложится
наслаждение вечных благ.
Ибо Бог наш, богат сый62А, никогда не прекращает 
раздавать любящим Его дары ведения, которые мы в настоя-
щем веке не можем даже наименовать по причине их 
высоты и величия, если правду говорит великий апостол о
последнем блаженстве, что оно есть превыше всякого имене
именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем625, намекая
на показуемую после всякого раздаяния всяческих дарова-
1364А ний и восхождения высочайшую вершину благ, которую
никаким словом или умом невозможно изречь или 
познать, из числа доступных для нас в веке сем и из тех, 
которые, возможно, будут явлены нам в грядущем 
именуемыми и познаваемыми. Ибо прошедый небеса Иисус626, Божие
Слово и ставший превыше всех небес627 последующих Ему
посредством деятельности и созерцания присно переводит
и преставляет от худшего к лучшему, а от последнего —
снова к еще более высокому нежели то, и попросту говоря,
мне не хватит времени рассказывать о божественных 
восхождениях и откровениях святых в связи с их пременением
от славы в славу628 до тех пор, пока кийждо во своем чину629 не
примет подобающего ему обожения.
1364B Итак, зная, что мы имеем вышеупомянутое влечение к
Богу, этот великий учитель увещает всех и призывает 
посредством своего учения к духовному поеданию закланного
за нас Агнца, и отчетливо и кстати советует нам хранить
состав (άρμονίαν) Его, — то есть, Агнца, — членов 
ненарушенным и несмешанным, дабы нам не быть осужденными
как разорившим и расторгшим стройную гармонию 
божественного тела и либо дерзко, то есть превыше [своей] 
возможности, либо нечестиво, то есть вопреки возможности,
поедающим плоть Агнца и Слова, но чтобы каждый 
сообразно своей силе и чину, и приходящейся ему благодати
Духа причащался бы божественного Слова сообразно 
значению каждого члена.
Как бы головы причастится тот, кто приобрел веру из
недоказуемых начал совершенно свободной от слов о бого- 1364С
словии, из неяже все тело добродетелей и ведений 
очиниваемо возрастает возращением духовным630. Ушей же 
причастится духовно приемлющий божественные словеса с
изучением и ради них становящийся покорным и 
послушным Богу до смерти631. Глаз же — духовно уразумевающий
тварь и непорочно собирающий воедино все сообразные с
чувством и умом логосы ко исполнению единой славы Бо-
жией. Груди же причастится наполнивший сердце свое
богословскими умозрениями, согласно великому 
евангелисту Иоанну632, и подобно приснотекущему источнику 
благочестиво изливающий учащимся [у него] содержащий в
себе промысел обо всем логос и тропос. Рук же 
подобающим образом причастится ни одно из заповеданных ему 1364D
дел не исполнивший небрежно или неаккуратно, но
имеющий всю энергию своей души готовой и 
напряженной для деятельности по исполению божественных 
законов. Кишек же — имеющий всегда плодородие души 
изобильно изливающимся и исполняемый божественными
видениями, и стяжавший неугасимое жгучее желание
(έρωτα) бесстрастного устремления к божественному 
совокуплению. Внутренностей же причастится должным 
образом тот, кто тайным изысканием и ведением ума испытует
глубины Божия633 и исполняется неизреченных таинств.
Дерзнет [же мое] слово и на нечто большее. Нижних 1365А
частей Слова благоразумно да причастится укрепившийся
разумом (λογικώς) против вещества и сохраняющий 
вместе с душой и плоть совершенно неоскверненной, и 
добродетелями напечатлеет в ней все без исключения Слово,
ставшее плотью634. Бедер же причастится имеющий логос
покрывающим страстную часть души и совершенно 
отсекающий от нее движение по направлению к 
вещественному. Колен же — к лежащим и недугующим верою 
сострадательно наклоняющийся и подражающий снисхождению
Слова к нам. Еще же и голеней же и стоп да причастится
имеющий непоколебимыми и непотрясаемыми основания
души в том, что относится к вере, добродетели и ведению,
1365В и согласно намерению устремляющийся к почести горняго
звания635, и перескакивающий вместе со Словом и 
перепрыгивающий через горы неведения и холмы злобы.
Но кто сможет перечислить все замыслы Спасителя
нашего Бога о нас, по которым Он соделал Себя Самого
подаваемым и причаствуемым сообразно каждому [из
нас]? Ибо кроме всего этого Господь имеет еще и пряди
волос, и ноздри, и губы, шею же и плечи, и пальцы; и все,
что относится к нашему составу, тропологически говорится
о Нем. Каковых [Его членов] свойственным образом и с
пользой причащаются те, кто к каждому члену 
приспосабливает обозначаемый посредством каждого члена 
духовный логос. Так Агнец Божий, согласно святому сему и 
великому учителю, съедается и передается в духовное
1365С пищеварение, претворяя Духом причащающихся 
сообразно Себе Самому, каждого из них возводя и переставляя
в место духовно съеденного им члена в порядке телесной
гармонии, чтобы [сокровенный] во всех Логос вещах 
человеколюбиво стал сущностью, [Который] один [есть] 
превыше естества и логоса.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7675
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #169 : 03 Январь 2016, 11:39:15 »
Продолжение поста №166.

Василий Великий (Письма, п.155 (160)): «…я всякому, советующемуся со мною о браке, свидетельствую, что «преходит образ мира сего, и время прекращено есть, да и имущие жены, яко не имущии будут» (ср.: 1Кор. 7, 31, 29). Если же укажут мне на заповедь: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 22), то посмеюсь над не умеющим различать времени законоположений».
 
  Киприан Карфагенский (Об одежде девственниц): «Первое повеление Господне человеку было: «плодитесь и размножайтесь», а второе относилось к воздержанию («от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него») (Быт.1,28; 2,16-17). В то время, когда мир пребыл еще так населен, род человеческий размножался и распространялся, наполняя его собою, но, когда он достиг надлежащей полноты, с того времени могущие вместить воздержание и жить подобно скопцам делают себя скопцами для Царства Небесного».
 
 Мефодий Патарский (Пир десяти дев или о девстве, речь 3, гл.10): «(Невежды), предаваясь своим чрезмерным похотям сладострастия, дерзают извлекать из Писаний смысл противный православному, выставляя его в защиту своего невоздержания, именно из следующих слов: сказал Бог «плодитесь и размножайтесь», и еще: «потому оставит человек отца своего и мать свою» (Быт.1:28; 2:24), и не стыдятся уклоняться от Духа, но, как бы для того и родились, раздувают зарождающуюся и еще тлеющую похоть, воспламеняя ее раздражениями …(и) под предлогом деторождения, предаются телесному сладострастию».
 
  Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.24): «Но, быть может, скажут: что же хочет [указать] изречение: «мужчину и женщину сотворил» (Быт. 1, 27); «плодитесь и размножайтесь» (1,22)? На это мы скажем, что изречение: «плодитесь и размножайтесь», не означает непременно размножения через брачное соединение. Ибо Бог мог размножить род человеческий и другим способом, если бы люди до конца сохранили заповедь ненарушенною. Но Бог, по предведению Своему, …зная, что люди имеют (в будущем) преступить Его заповедь и быть (за это) осуждены, наперед сотворил мужа и жену и повелел: «плодитесь и размножайтесь»».
 
  Георгий Задонский (Письма, п. 2, 115): «…плотское смешение не имело заповеди, но произошло после преступления и преслушания, которого могло и не быть».


 Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Когда сотворен был весь этот мир и устроено все необходимое для нашего наслаждения и употребления, то Бог создал человека, для которого и сотворил мир. Первозданный жил в раю, а о браке и речи не было. Понадобился ему помощник, - и он явился; и при этом брак еще не представлялся необходимым. Его не было бы и доселе, и люди оставались бы без него живя в раю, как на небе, и наслаждаясь беседою с Богом; плотская похоть, зачатие, болезни чадородия и всякая вообще тленность не имели бы доступа к их душе, но, подобно светлому ручью, текущему из чистого источника, люди пребывали бы в том жилище, украшаясь девством. На всей земле не было тогда людей, чего теперь боятся те попечители вселенной, которые тщательно заботятся о чужих делах, а не хотят помышлять о своих, которые опасаются, как бы не прекратился весь род человеческий, а не радят каждый о собственной душе так, как бы о чужой, хотя о ней потребуется от них точный отчет даже в малейших предметах, между тем как за уменьшение людей они не будут подлежать ни малейшей ответственности. Не было тогда и городов, ни искусств, ни домов, о чем вы также не мало заботитесь; не было тогда ничего этого, однако ничто не возмущало и не извращало той жизни блаженной и гораздо лучшей чем настоящая. Когда же (первозданные) преслушались Бога и сделались землею и пеплом, то вместе с тою блаженною жизнью утратили и красоту девства; и оно, вместе с Богом, оставило их и удалилось. Пока они не были уловлены диаволом и почитали своего Владыку, дотоле и девство продолжало украшать их более, нежели царей украшают диадима и золотые одежды; а когда они, сделавшись пленниками, сняли с себя это царское одеяние и сложили это небесное украшение, и приняли смертное тление, проклятие, скорбь и многотрудную жизнь, тогда вместе с этим произошел и брак - эта смертная и рабская одежда. «Женатый, - говорит (апостол), - заботится о мирском» (1Кор. 7, 33). Видишь ли, откуда получил свое начало брак и отчего он оказался необходимым? От преслушания, от проклятия, от смерти. Где смерть, там и брак; не будь первой, не было бы и последнего. Но девство не имеет такой связи (со смертью); оно всегда полезно, всегда прекрасно и блаженно, и прежде смерти, и после смерти, и прежде брака и после брака. Какой брак, скажи мне, породил Адама, какие болезни чадородия произвели Еву? Ты ничего не можешь сказать на это. Для чего же напрасно боишься и опасаешься, как бы с прекращением брака не прекратился и род человеческий? Тьмы тем ангелов служат Богу и тысячи тысяч архангелов предстоят Ему (Дан, 7, 10), и ни один из них не произошел по преемству, от родов, болезней чадородия и зачатия. Таким образом Бог тем более мог бы без брака создать людей, как создал Он и первых, от которых произошли все люди. …Ни брак, без соизволения Божия, не может умножить числа существующих людей, ни девство не может повредить размножению их, когда Он желает, чтобы их было много; но Бог соизволил так, как говорит (Писание), из-за нас и вследствие нашего непослушания. Иначе почему брак не явился прежде обольщения? Почему в раю не было соития? Почему прежде проклятия не было болезней чадородия? Потому, что тогда это было излишним, а после стало необходимым, по причине нашей немощи, как это, так и все прочее: города, искусства, одежды и множество остальных нужд. Все это привлекла и привнесла смерть вместе с собою. Итак, что допущено по причине твоей немощи, того не предпочитай девству или, лучше сказать, и не равняй с ним; иначе, продолжая эту речь, ты скажешь, что и двух жен иметь лучше, нежели довольствоваться одною, так как и это дозволено в законе Моисеевом; а затем ты предпочтешь также богатство произвольной нищете, пресыщение воздержанию и мщение великодушному перенесению обид».
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7675
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #170 : 19 Март 2016, 22:01:24 »
Близкое по теме.
Чтобы не потерялось.

Прп. Максим Исповедник

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал

Что   означает,   согласно анагогическому толкованию, рай, насажденный на востоке?

Я считаю, что рай означает сердце человека, насажденное на востоке познания Бога. Посреди этого [сердца] Бог насадил дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2,9). Древо жизни понимается как логос умопостигаемого, а древо познания добра и зла — как логос чувственного. Ведь в [нем] и есть познание добра и зла: для тех, кто, [созерцая] красоту творений, помышляет о Творце и от творений восходит к их Причине, — это познание добра, а для тех, кто останавливается на чувстве, обольщается наружностью чувственного и все вожделение души обращает к материи, — это познание зла. Если же кто-нибудь в недоумении возразит: «Как [рай] может означать [сердце] одного человека, если знание об одном и том же иногда становится благом, а иногда злом?» — ему следует ответить [так]: уже было сказано, что мир умственный и мир чувственный — это два дерева, а человек причастен к обоим, ибо состоит из души и тела. Поэтому, когда высшая сила души склоняется к чувственному познанию и к телу, то здесь-то душа вкушает с дерева и получает опыт познания добра и зла: добра — когда тело испытывает природное удовольствие от вкушения чувственного, а зла — когда душа управляема худшим [началом], истощающим естественные силы.

Вопросы и затруднения.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7675
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #171 : 19 Март 2016, 22:19:05 »
Прп. Максим Исповедник

А если, быть может, кто скажет, что древом познания добра и зла является видимое творение, то не погрешит против истины, ибо это творение естественным образом принимает наслаждения и страдания.

И еще. Так как видимое творение обладает и духовными логосами, питающими ум, и природной силой, услаждающей чувство, а ум извращающей, то она и названа древом познания добра и зла, то есть как обладающая ведением добра и зла, когда созерцается духовно, и ведением зла, когда воспринимается телесно. Ибо она становится учительницей страстей для воспринимающих ее телесно, навлекая на них забвение [вещей] божественных. Потому-то, вероятно, Бог и запретил человеку вкушение ее, отлагая это на время, дабы человек прежде - что было весьма справедливо - познал через благодатное причастие Причину свою и через такое вкушение укрепил данное [ему] по благодати бессмертие в бесстрастии и непреложности, а потом уже, став как бы богом в силу обожения, безвредно и в безопасности вместе с Богом созерцал творения Божии и получил ведение о них как бог, а не как человек, имея по благодати одно и то же с Богом премудрое познание сущих, благодаря претворению ума и чувства к обожению.

Так нужно понимать древо [познания], в соответствии с доступным для всех духовным толкованием, представляя более таинственный и лучший смысл людям с тайнозрительной мыслью, от себя же почитая его молчанием.

Вопросоответы к Фалассию
.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #172 : 19 Март 2016, 22:26:06 »
Столь древние пояснения говорят лишь о том, что вопрос половых отношений мучает людей не первый год :)
Господь не заморачивался этой темой особо. Но вот Его последователи...
Это прям самое важное. Просто вершина. И сколько крыш еще протечет из за этой ерунды.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #173 : 19 Март 2016, 22:53:51 »
Цитировать
Поучительное слово жениху и невесте: Честный женише и честная невесто! Вы приступаете к великой тайне, называемой браком; великой потому, что брачный союз мужа и жены изображает святейший союз Иисуса Христа с Церковию, то есть с верующими в Него: как муж есть глава жены, так Христос есть глава Церкви (Еф. 5, 23); как жених и невеста в браке венчаются в плоть едину, так и Христос и Церковь Его - также едино тело, ибо истинно верующие в Него суть члены... Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30).
     Такое важное значение таинства брака налагает на обоих вас весьма важные обязанности, исполнять которые вы должны стараться всемерно. Сожитие ваше должно быть чисто и свято, как свят союз Господа с Церковию; должно быть разумно, любовно и мирно и неразрывно. Сожитие ваше должно быть чисто и свято, ибо Сам Господь, вначале создавший человека, мужеский пол и женский, сочетавает мужа и жену в едину плоть для взаимной помощи в телесных и духовных нуждах и ради умножения рода человеческого.
     Цель высокая и святая: отныне вы делаетесь одушевленными орудиями Божественной благости и всемогущества, ибо чрез мужа и жену всеблагий Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих Его чад и наследников Царствия Божия; и вы, если и вас Господь благословит ими, должны будете воспитать их в правилах православной веры и жизни христианской, служа для них прежде всего сами примером веры, благочестия и страха Божия; и друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовию.
     Бывают и несчастные супружества: иногда муж и жена сходятся как будто только на грех и беду того и другого. От чего они несчастны? Большею частию от несходства характеров, от взаимной неуступчивости; от строптивости, самоуправства и взыскательности мужа или от его дерзкого нрава; от неверности мужа или жены; от невоздержности или страсти к игре мужа; от пристрастия жены к нарядам, от ее своенравия, злости, сварливости, упрямства, от неумения переносить недостатки в жизненных потребностях. Господь да поможет вам избежать такого греховного сожития и таких супружеских бед.
     Имейте всегда веру и страх Божий в сердце: благоразумие, терпение, упование; трудитесь и молитесь; ложитесь спать и вставайте с молитвою в сердце и на устах; не оставляйте церковных собраний; исполняйте усердно ежегодно христианский долг исповеди и приобщения Святых Христовых Тайн. В этих таинствах вы найдете, кроме благодати очищения грехов и освящения душ и телес ваших, - благодать твердого единодушия, освящение в самых чреслах и во утробе будущего поколения, обновление духовных и телесных сил, помощь, утешение и ободрение в трудных житейских обстоятельствах, исцеление болезней.
     Сожитие ваше должно быть разумно, ибо святой апостол Петр говорит: вы, мужи, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (Пет. 3, 7).
     И вы должны разуметь всегда, для чего Господь соединил вас узами брака, венчав в плоть едину: именно вы должны непрестанно, совокупными силами достигать Царствия Божия; а если Бог даст чад, и их также воспитывать и приготовлять наипаче к наследию вечных благ, ибо временные блага обманчивы, кратковременны и не составляют цели нашей жизни; христианам обещаны блага нетленные, духовные, вечные; возбуждайте друг друга к любви Божией и горним благам и любви к ближнему. Имея всегда в виду небесное отечество, вы должны считать себя на земле странниками и пришельцами; дорожить временем и употреблять оное на дела правды, а не на дела пустые, суетные и грешные; каждый день считать великим даром милости Божией, данным нам для нашего обращения к Богу, для исправления, для утверждения и усовершенствования в добродетели, для спасения души. Искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 16).
     Далее, сожитие ваше должно быть любовное и мирное. И может ли быть иначе? Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь. А вы отныне будете одна плоть. Муж должен любить свою жену, как свое тело: ибо любящий свою жену любит самого себя (Еф. 5, 29, 28).
     Если будете жить во взаимной любви, вы низведете на себя и потомство свое Божию благодать - и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом: ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там все доброе. С любовию водворится в доме вашем мир и спокойствие, ибо любовь долготерпит и все покрывает и не допускает человека раздражаться, сердиться, быть своенравным, обижать словом или делом.
     Наконец, сожитие ваше должно быть неразрывно - до гроба: любовь христианская любит до конца, а не на время, она тверда и постоянна. Будут искушения для вашей любви со стороны слабостей того или другого из вас, или от несходства характеров, привычек, или со стороны людей, со стороны исконного врага - преодолевайте мужественно эти искушения; будьте мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10, 16); не раздражайтесь, терпите, снисходите, крепитесь верою во Христе Иисусе, Который и да будет для вас, честный жених и честная невеста, всегдашним примером святой любви, кротости, незлобия, терпения - вашею силою, вашим светом и Путеводителем, вашим Защитником и Спасителем до гроба. Аминь.

Думаю святые, бывшие в браке, в этом вопросе мудрее, и не зацыклены на размножении.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #174 : 19 Март 2016, 23:03:22 »
Цитировать
Целомудрие есть двоякое: девственное и супружное. Древняя Сусанна и в супружестве названа целомудренною за то, что решилась лучше умереть, нежели исполнить злое пожелание беззаконных судей. А из евангельской притчи о десяти девах видно, что не все девы были мудры, но пять из них было юродивых. Последние юродивыми или неразумными названы за то, что, соблюдая телесное девство, не заботились соблюдать чистоту душевную и осквернили ум и сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, или возмущались помыслами гнева и памятозлобия или зависти и ненависти, или ослеплялись сребролюбием и от скупости несострадательны были к ближним. Если же некоторые из них по видимому и удерживались от этих страстей, но, побеждаясь самомнением и гордостию, осуждением и уничижением ближних, теряли чрез это душевную чистоту, по сказанному: Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16, 5). Что говорится о страстях в отношении девствующих, то относится и к вдовствующим и к супружным, как сказал Сам Господь апостолам: А яже вам глаголю, всем глаголю (Мк. 13, 37).
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #175 : 20 Март 2016, 00:22:42 »
Столь древние пояснения говорят лишь о том, что вопрос половых отношений мучает людей не первый год :)
Господь не заморачивался этой темой особо. Но вот Его последователи...
Это прям самое важное. Просто вершина. И сколько крыш еще протечет из за этой ерунды.

Есть знание как научение и знание как стяжание благодати открывающей истину, чему можно научить, догматам, таинствам, постам и молитвам, а для чего они и догматы и таинства и посты и молитвы они для стяжания благодати для зарождения в сердце Бога.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7675
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #176 : 20 Март 2016, 10:43:56 »
Столь древние пояснения говорят лишь о том, что вопрос половых отношений мучает людей не первый год :)
Господь не заморачивался этой темой особо. Но вот Его последователи...
Это прям самое важное. Просто вершина. И сколько крыш еще протечет из за этой ерунды.

Есть знание как научение и знание как стяжание благодати открывающей истину, чему можно научить, догматам, таинствам, постам и молитвам, а для чего они и догматы и таинства и посты и молитвы они для стяжания благодати для зарождения в сердце Бога.
Чтобы рассуждать о благодати, сначала надо постичь (в том числе и опытно), что это такое.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #177 : 20 Март 2016, 12:51:40 »
Сергий, благодать самая простая штука в мире. И только высокий полет ума не дает это увидеть. Она всегда присутствует, Бог всегда делает. И сердце без нее было бы просто куском разлогающегося мяса. Но высокопарящему уму нужны условия, что бы ее увидеть. Например нужно причастится на службе, тогда кубики сложаться и он увидит ряд явлений, которые припишет благодати. А то, что они всегда присутствуют и игнорируются умом в повседневной жизни никому в голову не приходит. И благодать тогда бездейственна. Есть она, но человек ее игнорит, попутно плача о ней. Очищенный же ум не парит, но наблюдает все это действо. Игру Духа во всем и всех. И становиться причастным этому празднику. И действует соратно. Это настоящее причастие. Жизнь в Духе. И это самая простая и естественная штука. Она не "понимается", а наблюдается. Ее нельзя понять, к ней можно только причаститься. В том числе и в браке.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #178 : 20 Март 2016, 13:24:59 »
Сергий, благодать самая простая штука в мире. И только высокий полет ума не дает это увидеть. Она всегда присутствует, Бог всегда делает. И сердце без нее было бы просто куском разлогающегося мяса. Но высокопарящему уму нужны условия, что бы ее увидеть. Например нужно причастится на службе, тогда кубики сложаться и он увидит ряд явлений, которые припишет благодати. А то, что они всегда присутствуют и игнорируются умом в повседневной жизни никому в голову не приходит. И благодать тогда бездейственна. Есть она, но человек ее игнорит, попутно плача о ней. Очищенный же ум не парит, но наблюдает все это действо. Игру Духа во всем и всех. И становиться причастным этому празднику. И действует соратно. Это настоящее причастие. Жизнь в Духе. И это самая простая и естественная штука. Она не "понимается", а наблюдается. Ее нельзя понять, к ней можно только причаститься. В том числе и в браке.
+     "благодать самая простая штука в мире"  . уже за одно это ставлю плюс... это действительно можно только опытно понять.
Храни вас Бог!

lily

  • 3
  • Сообщений: 3792
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Первородный грех.
« Ответ #179 : 20 Март 2016, 13:38:41 »
Очищенный же ум не парит, но наблюдает все это действо. Игру Духа во всем и всех. И становиться причастным этому празднику. И действует соратно. Это настоящее причастие. Жизнь в Духе. И это самая простая и естественная штука.

Не надо свое язычество выдавать за жизнь в Духе, оскорбляя Духа Божия, дающего настоящее Причастие. Подлинное Причастие не естественно, а сверхъестественно.

И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи.

Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря:
Огнь бо есть, недостойныя попаляяй.



Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
(Послание к Евреям 12:4-8)
Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий.
(Послание к Евреям 12:28,29)
And death shall have no dominion